Элективный курс «Речевые ошибки и их предупреждение» предназначен для учащихся 9 класса сельской школы предпрофильной подготовки, рассчитан на 12 часов. Программа данного элективного курса построена в основном на углублённом изучении нарушений тех или иных литературных норм, квалифицирующих как речевые ошибки (в широком смысле слова) в устной и письменной речи учащихся.
Одной из актуальных задач преподавания русского языка в школе является формирование и развитие у школьников представления о хорошей речи и речевого самоконтроля – способности предупредить появление ошибок, находить и устранять их в чужих и собственных высказываниях.
Предполагаемый курс необходим учащимся в настоящее время, так как все типы речевых нарушений, представленные в современных классификациях ошибок, встречаются с разной частотой в сочинениях и изложениях учащихся.
Воспитание речевой культуры учащихся – длительный и сложный процесс, предполагающий целенаправленную систематическую работу по ознакомлению с нормами литературной речи, предупреждению и исправлению различных типов ошибок. Очень важно и ценно, чтобы школьники по окончании школы активно владели богатствами русской устной и письменной речи. Это необходимо при выборе любого профиля обучения и будущей профессии.
Предлагаемый курс поможет учащимся осознанно анализировать типичные ошибки в содержании изложений и сочинений, в речевом оформлении высказываний, умение строить их по законам логики как одно из необходимых коммуникативных умений школьников в рамках ЕГЭ; грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки; выяснить основные причины, порождающие эти ошибки; укажет пути их исправления; предполагает формы работы по обогащению активного словаря учащихся.
Учитывая специфику сельской школы, содержание курса содержит как теоретические, так и практические формы занятий в большей степени, так как за основу взяты результаты анализа изложений и сочинений учащихся школы, привлекаются и некоторые примеры из методической литературы (в основном из журнальных статей). Классификация ошибок проводится в соответствии с той, что дана в «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», утверждённых Министерством образования России.
Чтобы вызвать у школьников познавательный интерес к курсу, планируются разнообразные формы и методы проведения: практические работы, семинары, сообщения учащихся, игры, работа в парах, группах, работа со словарями, с текстамихудожественных произведений, публицистикой.
Для отдельных групп учащихся материал некоторых тем дифференцируется. Это позволяет обеспечить максимальную результативность занятий. Учащиеся при создании своих речевых произведений будут более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и грамотному построению синтаксических конструкций.
Цель курса: способствовать росту речевой культуры школьника.
Задачи курса:
- Научить учащихся классифицировать ошибки с учётом разных оснований классификации.
- Научить учащихся анализировать типичные ошибки в содержании изложений и сочинений.
- Познакомить учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции и грамотное использование её в речи.
- Систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках.
- Обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку».
- Освоить нормы языка, вырабатывать правильность речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира; исследовать факторы, разрушающие нормы русского литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.
- Обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам.
После освоения программы данного элективного курса учащиеся должны знать:
– основные признаки норм литературного языка;
– теоретический материал современной
методической науки о разных подходах к
определению речевых нарушений в работах учёных-методистов:
нормативный подход, психологический,
коммуникативный, функциональный;
– речевые недочёты, орфографические,
пунктуационные, грамматические,
словообразовательные, морфологические и
синтаксические ошибки.
Уметь:
– находить и анализировать типичные ошибки в
письменных работах и в устной речи, в ситуации
общения тактично реагировать на речевые
погрешности в высказывании собеседников;
– применять дидактический практический
материал элективного курса при написании
изложений и сочинений как инструмент,
предупреждающий те или иные ошибки;
– строить высказывания по законам логики как
одно из необходимых коммуникативных умений
школьников;
– работать с разными словарями.
Содержание программы
Тема 1.Введение. Норма русского литературного языка и её признаки. Современный подход к определению речевых нарушений. Лексические нормы. Фразеологические нормы. Словообразовательные нормы. Грамматические / морфологические и синтаксические/ нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Орфоэпические нормы. Стилистическая норма. Мотивированность нарушения единства стиля.
Тема 2.Классификация ошибок. Характеристика ошибок в творческих работах учащихся. Ошибки в содержании изложения и сочинения. Несоответствие высказывания теме. Нарушение достоверности высказывания. Нарушение последовательности высказывания.
Тема 3. Речевые ошибки и недочёты. Неточность словоупотребления. Употребление того или иного слова в значении, ему не свойственном или не подходящим к данному контексту. Ошибки, вызванные смешением в употреблении паронимов. Употребление лишних слов (плеоназмы). Нарушение лексической сочетаемости слов. Ошибки в употреблении фразеологизмов. Нарушение стилевого единства текста. Погрешности, ослабляющие выразительность текста. Неудачные эпитеты. Неудачные и неуместные метафоры. Неудачные сравнения. Неудачные гиперболы. Однообразие словаря и грамматического строя речи. Нарушение благозвучия. Предупреждение ошибок.
Тема 4. Орфографические ошибки. Ошибки на правописание безударных гласных. Пропуск на письме непроизносимых согласных. Неправильное оформление суффиксов. Ложное удвоение согласных. Пропуск ъ и ь в словах, их смешение в употреблении, ненужное употребление ъ. Ошибки в написании имён существительных и имён прилагательных, в написании глагольных форм, в суффиксах причастий. Ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов. Предупреждение ошибок.
Тема 5. Пунктуационные ошибки, грубые и негрубые. Нарушение правил, составляющих основу школьной пунктуации. Предупреждение ошибок.
Тема 6. Грамматическая правильность речи. Соблюдение грамматических норм. Словообразовательные, морфологические и синтаксические ошибки. Предупреждение грамматических ошибок в связи с изучением словообразования.
Тема 7. Морфологические ошибки. Ошибки в роде имён существительных. Ошибки в употреблении числа имён существительных. Ошибки в употреблении падежных форм. Ошибки в образовании форм имён прилагательных. Ошибки в употреблении местоимений. Ошибки в употреблении форм глагола. Предупреждение ошибок в связи изучением морфологии.
Тема 8. Синтаксические ошибки. Ошибки в построении простых предложений. Неправильное употребление предлогов. Неверное управление слов. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении. Ошибки в построении предложений с однородными членами. Ошибки в построении предложений с обособленными оборотами. Ошибки в употреблении прямой и косвенной речи. Ошибки в построении сложносочинённых предложений. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений. Предупреждение грамматических ошибок в связи с изучением синтаксиса.
Тема 9. Итоговое занятие.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем курса | Всего часов | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1 | Введение. Норма русского литературного языка и её признаки. Современный подход к определению речевых нарушений. | 1 | Лекция с элементами беседы. Устные выступления учащихся с привлечением материала работ современных учёных-методистов. | Рефераты. |
2. | Классификация ошибок. Характеристика ошибок в творческих работах учащихся. | 2 | Составление таблицы. Практикум. Исследование. Дифференцирование заданий. Обсуждение в группах. Выступление учащихся. | Взаимопроверка. Выводы на основе исследований. |
3. | Речевые недочёты. | 2 | Практикум. Работа в группах. Работа с текстом художественного произведения, публицистикой, сочинениями учащихся по группам. Дифференцирование заданий. Редактирование текстов. Работа со словарём. Выступления учащихся. | Сочинение-миниатюра. |
4. | Орфографические ошибки. | 1 | Практикум. Работа со словарём. Работа в парах. | Словарный диктант. Тесты. Взаимопроверка. |
5. | Пунктуационные ошибки. | 1 | Практикум. Работа с текстом художественного произведении, с изложениями учащихся. Индивидуальная работа. Составление вопросов и ответов к теме. | Взаимопроверка. Изложение с элементами сочинения о культуре русской речи. |
6. | Грамматическая правильность речи. Соблюдение грамматических норм. | 1 | Беседа. Практикум. Работа с микротекстом. Работа со словарём трудностей русского языка. | Игра «Слов русских золотая россыпь». |
7. | Морфологические ошибки. | 1 | Практикум. Работа в группах. Работа с перфокартами. Дифференциация заданий. | Тесты. |
8. | Синтаксические ошибки. | 2 | Практикум. Работа в парах с текстом. | Сочинение-миниатюра. |
9. | Итоговое занятие. | 1 | Научно-практическая конференция «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». | Защита рефератов, исследовательских проектов. |
Итого: 12 часов.
Информационное обеспечение
Литература для учителя:
1. Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.:
Высшая школа, 1980; 1988.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного
русского литературного языка: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение,1991.
3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 3-е
изд. – М.; Высшая школа, 1994.
4. Русова Н.М. Как писать сочинение,
изложение, диктант. – Нижний Новгород: Деком, 2000.
5. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по
развитию речи. – М.: Просвещение,1998.
6. Розенталь Д. Э.Практическая стилистика
русского языка. – М.: АСТ – ЛТД,1998.
7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.,1988.
8. Аванесов Р.И. Русское литературное
произношение. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.,1984.
9. Львов В.В. Обучение нормам произношения и
ударения в средней школе: 5-9 классы. – М.,1989.
10. Богуславская Н.Е. Капинос В.И. Методика
развития речи на уроках русского языка; пособие
для учителей. – М.: Просвещение,1980.
11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь
трудностей русского языка. – М., 2002.
12. Барыкина А.Н. и др. Практическое пособие по
развитию навыков письменной речи. – М., 1983.
13. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в
школе. – М., 1999.
Литература для учащихся:
1. Баранов В.Ф. А как у вас говорят? – М.:
Просвещение, 1987.
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.:
Просвещение, 1976.
3. Грамматико-стилистические упражнения при
изучении синтаксиса/ сост. В.А. Мызина. – М.:
Просвещение, 1999.
4. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический
комментарий к занятиям по русскому языку в
средней школе. (Познавательные задачи при
обучении русскому языку). – М.: Просвещение, 1983.
5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. –
М.: Просвещение, 1986.
6. Одинцов В.В. О языке художественной прозы.
– М.: Наука, 1994.
7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. –
М., 2000.
8. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. –
М., М., 1999.