Цель урока: обобщение, совершенствование и проверка полученных умений и навыков в ходе изучения темы «Предлог», отработка алгоритма учебного действия с изученными понятиями.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, выполненная творческой группой обучающихся по теме «Предлог», компьютерный класс, компьютерная программ «Фраза», дидактический материал «Карты», дидактический материал «Лабиринт», кроссворд «Предлог».
Форма урока: игра-соревнование.
Класс разбивается на группы, у каждого члена группы имеется путевой лист, на котором обозначено в какой последовательности его группа выполняет то или иное задание на уроке. В каждой группе есть капитан (наиболее подготовленный ученик), который руководит действиями своей команды. У каждого ребенка есть возможность получить консультацию на уроке, как у учителя, так и у капитана своей группы.
Этапы урока:
1. Мотивационный компонент:
- мобилизация внимания;
- определение целей и задач урока.
2. Актуализация знаний и умений:
- проверка теории в процессе выполнения аналитико-синтетических упражнений;
- отработка приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений, формирование новых умений.
3. Осуществление обобщения и систематизации теоретического материала и практических умений и навыков по теме «Предлог», осознание языковых факторов на понятийном уровне, формирование обобщенных умений.
4. Самостоятельная работа на уроке: постепенное наращивание трудностей и повышение степени самостоятельности учащихся при выполнении разного рода упражнений и заданий.
5. Результаты урока.
В течение всего урока обучающийся видит результат своей работы. На каждом этапе урока, за каждое выполненное задание, он получает оценку, из которых, в конечном счете, складывается общая оценка работы ученика на уроке. Право учителя: поставить все оценки, полученные учеником на уроке, или одну общую оценку.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
– Ребята, в ходе изучения темы «Предлог» мы познакомились с понятием предлог как часть речи, научились правильно употреблять предлоги в речи, выяснили, в каких случаях производные предлоги пишутся слитно, а в каких раздельно. По уже сложившейся традиции, группа учеников класса на каждом уроке, завершающем изучение темы курса русского языка 7 класса, представляет свою презентацию. Сегодня вашему вниманию представляет свою творческую работу одна из команд. Посмотрим, какие интересные сведения о предлогах им удалось найти. (Показ презентации)
– Начинаем работу на уроке, перед вами стоит задача обобщить и систематизировать знания, умения и навыки. В ходе урока вам предстоит выполнить ряд заданий:
1. Вы как отважный древнегреческий герой Тесей
найдете верный путь по Лабиринту, а помогут вам в
этом те знания, которые вы получили в ходе
изучения темы «Предлог».
2. Сыграете в карты.
3. Разгадаете кроссворд
4. Ответите на вопросы тестового задания.
5. Померяетесь силами с компьютерной программой
«Фраза», выполнив ряд предложенных упражнений.
– Для того чтобы не запутаться куда идти и что делать, перед каждым из вас лежит Путевой лист (Приложение 1), на котором расписан маршрут движения вашей команды. Ответы на возникшие в ходе работы на уроке вопросы вы можете получить у консультантов-капитанов групп, они же будут проверять часть выполненных вами заданий (таких как «Лабиринт»). А если вы испытаете затруднения, выполняя задания в программе «Фраза», то всегда можете обратиться ко мне или к своему напарнику. На выполнение каждого задания у вас должно уходить в среднем 6-7 минут, но, я думаю, с некоторыми заданиями вы справитесь быстрее, а при выполнении других заданий эти сэкономленные минуты вам очень даже помогут. Для себя на сегодняшнем уроке я отвожу почетную, как мне кажется роль, Хранитель времени. Я буду отмерять части урока, подавая сигналы через каждые 6 минут. Каждый из вас сегодня на уроке получит несколько оценок. А ваши предложения и замечания по уроку вы можете записать на своих путевых листах.
Приложения:
1. Путевой лист – Приложение 1
2. Дидактический материал КАРТЫ (пояснительная
записка и задания – Приложение
2)
3. Дидактический материал ЛАБИРИНТЫ
(пояснительная записка – Приложение
3 и задания – Приложение
4)
4. Кроссворд по теме «Предлог» – Приложение
5
5. Тест по теме «Предлог» – Приложение
6
6. Рецензия на урок учителя русского языка и
литературы МОУ «СОШ № 91» С.Ю. Лукиной«Обобщение и
систематизация изученного по теме «Предлог» – Приложение 7