ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Добрый день, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь.
2. Самокоррекция
Выпрямиться.
Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо.
Подравняться.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
3. Мобилизующий этап
Учащимся предлагаются карточки:
(не)большая усадьба; сильный (не)дуг; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; совсем (не)уютный день.
I гр. – не с сущ. и прил. – слитно
II гр. – не с сущ. и прил. – раздельно
III гр. не с ? – ?
Учитель. Начнем наш урок с работы по карточке. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание.
Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.
Ученики выполняют задание.
Учитель. Расскажите, в каких случаях не
пишется слитно с существительными и
прилагательными. Подтвердите свой ответ
примерами из карточки.
Расскажите, когда не пишется
раздельно с существительными и прилагательными.
При ответе используйте материал карточки.
Ученики выполняют задание.
4. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите оставшиеся на
карточках словосочетания. Определите, со словами
какой языковой категории употребляется в них не,
и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В словосочетаниях (не) скошенные луга, (не)
законченная постройка не употребляется с
причастиями, значит тема сегодняшнего урока: Правописание
не с причастиями.
Тему урока записываем в тетрадь.
Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
Цель урока:
- познакомиться с правилом написания частицы не с причастиями;
- учиться правильно писать не с причастиями.
Мотивация: Скажите, для чего мы изучаем правила русского языка?
5. Изучение нового материала
Не с причастиями | |
слитно | раздельно |
негодующий возглас незаконченное строительство |
не_законченное, а приостановленное
строительство не_законченное вовремя строительство строительство не_закончено |
Учитель. Приступим к работе по первой части цели нашего урока. Подумаем, когда не пишется с причастиями слитно, а когда – раздельно. Для этого поработаем с таблицей.
Учащиеся анализируют материал таблицы,
формулируют правило.
После этого школьники знакомятся с
соответствующим материалом учебника,
воспроизводят новое правило по памяти.
Учитель. Обратимся к алгоритму написания не с причастиями, который поможет вам при выполнении заданий.
Учитель. Скажите, как надо написать оставшееся из первого упражнения словосочетание. Измените его так, чтобы не с причастием писалось раздельно.
Учащиеся письменно работают со словосочетанием (не)скошенные луга.
6. Закрепление изученного
Упражнение 1
Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как
тающий сахар лежит.
Вчерашнее событие произвело на всех
(не)изгладимое впечатление.
Радость труда (не)сравнима ни с какими другими
радостями.
Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а
сухой горячий ветер.
Заря ещё (не)закрытая черной тучей, освещала
окна.
Учитель. Работу по второй части сформулированной вами цели урока мы уже начали. Продолжим её при выполнении упражнения
1. Прочитайте написанные на доске предложения. Сопоставьте их с таблицей, при анализе которой вы вывели правило о написании не с причастиями. Предложите свои варианты заданий к этому упражнению.
Ответы учащихся.
Написать предложения в соответствии с примерами таблицы.
Задание выполняют сначала коллективно, затем индивидуально, проверяют его и повторяют правило о написании не с причастиями.
Учитель. Приведите по два примера на разные случаи написания безударной гласной в корне.
Ласкающее, освещала – с проверяемой безударной гласной в корне; вчерашнее, впечатление – с непроверяемой безударной гласной в корне; горячий, заря – с чередующейся гласной в корне.
Учащиеся объясняют их написание.
Разноуровневые задания для работы на макбуках. Время работы – 5 минут. А в это время
Упражнение 2
По (не)успевшей остыть за ночь (не)скончаемой
степи носится шаловливый теплый ветер.
Сердце всегда верит в (не)скудеющую силу
природы и её (не)тленную красу.
Косо тянутся ничуть (не)остывшие вечерние тени.
Всё это простое, но родное, производит
(не)изгладимое впечатление и находит место в
русской душе.
Вот полевая (не)проторенная дорожка
пробирается через стоптанное сбитое жнивьё.
(Не)скошенные (не)обозримые луга так душисты,
что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова.
Причастия |
||||
действительные |
страдательные |
|||
н.в. |
пр.в. |
н.в. |
пр.в. |
|
1 |
1 |
– |
– |
1 |
2 |
– |
– |
1 |
1 |
3 |
– |
1 |
1 |
– |
4 |
– |
1 |
– |
– |
5 |
– |
– |
– |
3 |
6 |
– |
– |
1 |
– |
Учитель. Приступим к выполнению
следующего упражнения. Прочитайте предложения.
Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте
задание к этому упражнению.
Надо написать упражнения, ориентируясь на
число имеющихся в них действительных и
страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени. Раскрыть скобки, выделить суффиксы
Задание выполняют в группах, затем проверяют.
Учитель. Проанализируйте все слова упражнения, написанные с не. Скажите, какое слово можно исключить из них и почему? Расскажите, как оно пишется.
Можно исключить слово непривычки. Это существительное, а остальные слова с не причастия. Не в слове непривычки пишется слитно, так как образует новое слово.
Учитель. Расскажите о написании
не с причастиями, предварительно
объединив их по группам.
Ответы учеников.
7. Физкультминутка
Кузнечики
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимают плечики,
Прыгают кузнечики!
(Прыгают на носках легко.)
Выше, выше, высоко,
Ниже, ниже, низко. (Приседают.)
Сели, посидели,
Травушку покушали,
Тишину послушали...
Упражнение 3
у доски учащийся выполняет задание, а в это время
остальные работают по карточке
Исправь ошибки. Расставь знаки
препинания.
1. Песчаный берег усеянный водорослями тянулся
вдоль неумолкающего ни на минуту моря.
2. Сборы незакончены вещи несобраны неувязаны.
3. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца.
4. Не прекращающийся осенний дождь монотонно
барабанил по крыше.
5. Долина еще неосвещенная солнцем была
подернута редким туманом.
8. Итог урока
Учитель. С каким правилом мы
познакомились сегодня на уроке?
Мы познакомились с написанием не с
причастиями.
Учитель. Расскажите правило написания не с причастиями. Приведите свои примеры.
Учащиеся выполняют задание. Обсуждается
домашняя работа. Оценивается работа учащихся на
уроке.
9. Домашнее задание. § 24,
упражнение 133.
Из художественных произведений
выписать 5 предложений с различным написанием не
с причастиями (для сильных учащихся).