I. Организационно-методический раздел
Данный предметно-ориентированный (пробный) адаптированный курс даст возможность выпускникам основной школы научиться грамотно пользоваться средствами языка. Программа курса ведёт от знакомства с языковыми нормами к умению использовать различные средства выразительности в собственной речи. Данный материал является как логичным продолжением основного курса русского языка, так и служит хорошим дополнением к нему. Это тем более важно в условиях централизованного тестирования в основной школе и ЕГЭ по русскому языку в средней школе, где в КИМах предусмотрены задания и по речевой культуре. Курс также позволяет решить проблемы социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен.
Цель курса:
- ознакомить учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и путями их исправления;
- показать выразительные возможности намеренного отклонения от обыденной речи и литературных норм;
Задачи курса.
Формирование у учащихся таких основных навыков, как:
- умение выступать перед аудиторией, чувствуя себя легко и свободно;
- отвращение к речевым штампам и “красивостям”;
- умение понимать язык поэзии, отличать хорошие стихи от слабых, дилетантских;
- овладение приёмами построения высказывания и текста;
- знакомство с риторическими фигурами и углубление представления о тропах, изучаемых на уроках литературы;
- умение пользоваться различными типами словарей;
- тактичность и деликатность в общении;
- чувство юмора.
Требования к уровню освоения содержания курса.
В ходе изучения курса “Практикум по культуре речи” учащиеся девятых классов должны научиться:
- грамотно исправлять не только орфографические и пунктуационные, но и речевые и грамматические ошибки;
- “переводить” высказывание с языка одного функционального стиля на другой.
Основные формы работы.
1. Работа над устными упражнениями, организованная в следующих формах:
а) фронтальная эвристическая беседа;
б) диспут (даётся минута на обдумывание, затем все учащиеся пересажива-ются так, чтобы сторонники одной точки зрения оказались вместе; ведёт диспут учитель или один из учеников);
в) конференция (учащиеся объединяются в малые группы, обсуждают вопрос и подготавливают выступающего, который выражает коллективное мнение).
2. Монологические подготовленные выступления (ежеурочно).
3. Деловые игры: “Конкурс дикторов телевидения”, “Клуб знатоков” и т.п.
4. Классификация и исправление ошибок (устно и письменно)
5. Редактирование текста (письменно).
6. Анализ хороших и посредственных литературных произведений небольшого объёма (в основном поэтических).
7. Пародирование.
8. Речевое творчество (домашние задания).
9. Ведение личного словаря трудностей.
10. Тезирование устного сообщения.
11. Устные и письменные контрольные работы – проверка усвоения норм, предложенных для запоминания.
Требования к тетрадям учащихся
1. Тетрадь-справочник (48 листов).
В ней заранее нумеруются страницы и отводится место для следующего:
- Стр. 1. Оглавление.
- Стр. 2–3. Схема “Речь правильная и речь хорошая” и определения качеств хорошей речи.
- Стр. 4. Основные нормы языка и условные знаки, которыми отмечаются на полях тетради соответствующие ошибки.
- Стр. 5. Знаки корректуры.
- Стр. 6–7. Классификация грамматических (Г) ошибок.
- Стр. 8–9. Классификация речевых (Р) ошибок.
- Стр. 10–13. Тропы.
- Стр. 14–17. Риторические фигуры.
- Стр. 18–28. Личный словарь трудностей.
Левая страница Правая страница
Произношение |
Словообразование |
Формообразование |
Словоупотребление и сочетание слов |
- Стр. 29 и далее – практические работы, связанные с изучением языковых норм, тезирование устных сообщений, прозвучавших на занятии, и т.п.
2. Тетрадь для творческих работ (48 листов).
II. Содержание курса
Темы и краткое содержание.
1. Введение. 1 час. Речь правильная и речь хорошая. Правильность речи. Богатство, точность и логичность речи. Чистота и уместность речи. Выразительность речи. Тропы. Риторические фигуры. Антитеза. Фигура перечисления. Обобщение и контроль.
2. Фонетика. 2 часа. Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Звук в поэтической речи. Звукоподражание. Аллитерация и ассонанс. Рифма и ритм. Лимерики. Интонация. Обобщение и контроль.
3. Грамматика. Словообразование. 2 часа. Слово с точки зрения грамматики. Грамматические трудности, связанные с образованием слова. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. Обобщение и контроль.
4. Лексикология. 3 часа. Слово с точки зрения лексикологии. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Лексикологические словари и справочники. Слово в художественном тексте. Метафорическое значение слова. Аллегория и символ. Ирония. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. Оксюморон. Лишнее слово как речевая ошибка. Градация. Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Анафора и эпифора. Обобщение и контроль.
5. Формообразование. 5 часов. Слово с точки зрения его формы. Ошибки в формообразовании.
Имя числительное. Склонение числительных. Ошибки в образовании форм имён числительных.
Имя существительное. Ошибки в формах числа имён существительных. Ошибки в падежных формах имён существительных. Имена собственные склоняемые и несклоняемые. Трудности в определении рода имён существительных.
Имя прилагательное. Степени сравнения имён прилагательных.
Местоимение. Трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и вежливость. Местоимение и сочинение. Метонимия и перифраз.
Глагол и его формы. Трудности в образовании глагола и его форм. Нарушение видовременных отношений глаголов – подлинное и мнимое.
Наречие. Трудности в образовании и употреблении наречий.
Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога и союза. Обобщение и контроль.
6. Синтаксис. 4 часа. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Синтаксическая бедность. Ошибки в употреблении причастного оборота. Параллелизм. Ошибки в согласовании и управлении. Предложение. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Нарушение границ предложения. Парцелляция как грамматическая ошибка и как средство выразительности. Предложение и мысль. Фигура умолчания. Риторический вопрос. Нарушение порядка слов как речевая ошибка. Инверсия как средство выразительности. Пропуск необходимых слов и выразительные возможности односоставных и неполных предложений, или когда пропуск слов необходим. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения и ошибки в построении сложного предложения. Прямая и косвенная речь. Ошибки при цитировании. Обобщение и контроль.
III. Календарно-тематическое планирование№ занятия | Дата |
Тема | Кол-во часов | Формы и виды работы |
1 | Введение. Речь правильная и речь хорошая. Презентация 1. |
1 | Беседа. Самостоятельная работа. Тезирование. Деловая игра. Контроль. | |
2 | Фонетика. Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Презентация 2. | 1 | Деловая игра. Работа с словарями. Сообщения учащимися. | |
3 | Фонетика. Звук в поэтической речи. Презентация 2. | 1 | Самостоятельная работа. Деловая игра. Контроль. | |
4 | Грамматика. Словообразование. Грамматические трудности, связанные с образованием слова. Презентация 3. | 1 | Работа в группах. Сообщения. Деловая игра. | |
5 | Грамматика. Словообразование. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. | 1 | Деловая игра. Работа с поэтическим текстом. Контроль. | |
6 | Лексикология. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. | 1 | Деловая игра. Работа со словарём. Сообщения учащимися. | |
7 | Лексикология. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. | 1 | Беседа. Деловая игра. | |
8 | Лексикология. Лишнее слово как речевая ошибка. Градация. Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Презентация 4. | 1 | Деловая игра. Контроль. | |
9 | Формообразование. Ошибки в образовании форм имён числительных. |
1 | Изучение теории “крупным блоком”. Закрепление. | |
10 | Формообразование. Ошибки в формах числа имён существительных. Ошибки в падежных формах имён существитель-ных. Имена собственные склоняемые и несклоняемые. Трудности в определе-нии рода имён существительных. | 1 | Деловая игра: “Референт и начальник”, “Конкурс дикторов”. Работа в малых группах, Сообщения. Редактирование. | |
11 | Формообразование. Степени сравнения имён прилагательных. Трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. | 1 | Работа по вариантам в группах с последующими отчётами о проделанной работе. | |
12 | Формообразование. Трудности в образовании глагола и его форм. Нарушение видовременных отношений глаголов – подлинное и мнимое. | 1 | Игра “Блиц-ответ”, “Конкурс дикторов”. | |
13 | Формообразование. Трудности в обра-зовании и употреблении наречий. Труд-ности в употреблении предлога и союза. | 1 | Работа с текстами. Контрольное редактирование. | |
14 | Синтаксис. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Синтаксическая бедность. Ошибки в употреблении причастного оборота. | 1 | Работа с сборником афоризмов. Игра “Блиц-ответ” | |
15 | Синтаксис. Ошибки в согласовании и управлении. Предложение. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. | 1 | Работа в малых группах. Работа с словарём. “Вопросы на засыпочку”. | |
16 | Синтаксис. Парцелляция как грамматическая ошибка и как средство выразительности. Нарушение порядка слов как речевая ошибка. Презентация 5. Приложение 1 | 1 | Наблюдения за текстами. Переводы с подсознательного. | |
17 | Синтаксис. Пропуск необходимых слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения и ошибки в построении сложного предложения. Прямая и косвенная речь. Ошибки при цитировании. |
1 | Беседа. Произнесение речей. Самостоятельная работа. Контроль. |
IV. Формы контроля
Контроль знаний учащихся по содержанию курса осуществляется в виде выполнения контрольных заданий.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., “Просвещение”, 1972.
- Бархударов С.Г. Орфографический словарь русского языка. – 17-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1980.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1999.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Речевой этикет: Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 кл. М.: Мнемозина, 1997.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М: Просвещение, 1989.
- Дускаева Л.Р., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство, Учебное пособие для студентов университетов, учащихся школ и классов с углубл. изуч. русского языка лицеев, гимназий. – Пермь, 1998.
- Крижановская Е.М. Секреты хорошей речи: Программа спецкурса/ Перм. ун-т; Пермь, 2004.
- Крижановская Е.М. Секреты хорошей речи: Уч. пос. по спецкурсу/ Перм. ун-т; Пермь, 2004.
- Новиков Л.А. Искусство слова. – М: Педагогика, 1991.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1983.
- Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М: Просвещение, 1989.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка: 3-е изд., доп. – М.: Рус. яз., 1984; 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.: Изд-во “Тускарора” совместно с фирмой “РиД”, 1997.
- Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику “Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.: Изд-во “Тускарора” совместно с фирмой “РиД”, 1997.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М: Просвещение, 1982.
- Чуковский К.И. Живой как жизнь. О русском языке. – М: Детская литература, 1982.
- Щукина И.Н. Произносительные особенности пермской городской речи: Учеб. пособие/ Перм. ун-т. – Пермь, 2004.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи, Книга для учащихся. – Изд. “Просвещение”, Л. 1969.