Компьютерное сопровождение практикума по культуре речи

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (72 кБ)

Загрузить презентацию (102 кБ)

Загрузить презентацию (180 кБ)

Загрузить презентацию (79 кБ)

Загрузить презентацию (82 кБ)


I. Организационно-методический раздел

Данный предметно-ориентированный (пробный) адаптированный курс даст возможность выпускникам основной школы научиться грамотно пользоваться средствами языка. Программа курса ведёт от знакомства с языковыми нормами к умению использовать различные средства выразительности в собственной речи. Данный материал является как логичным продолжением основного курса русского языка, так и служит хорошим дополнением к нему. Это тем более важно в условиях централизованного тестирования в основной школе и ЕГЭ по русскому языку в средней школе, где в КИМах предусмотрены задания и по речевой культуре. Курс также позволяет решить проблемы социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен.

Цель курса:

  • ознакомить учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и путями их исправления;
  • показать выразительные возможности намеренного отклонения от обыденной речи и литературных норм;

Задачи курса.

Формирование у учащихся таких основных навыков, как:

  • умение выступать перед аудиторией, чувствуя себя легко и свободно;
  • отвращение к речевым штампам и “красивостям”;
  • умение понимать язык поэзии, отличать хорошие стихи от слабых, дилетантских;
  • овладение приёмами построения высказывания и текста;
  • знакомство с риторическими фигурами и углубление представления о тропах, изучаемых на уроках литературы;
  • умение пользоваться различными типами словарей;
  • тактичность и деликатность в общении;
  • чувство юмора.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В ходе изучения курса “Практикум по культуре речи” учащиеся девятых классов должны научиться:

- грамотно исправлять не только орфографические и пунктуационные, но и речевые и грамматические ошибки;

- “переводить” высказывание с языка одного функционального стиля на другой.

Основные формы работы.

1. Работа над устными упражнениями, организованная в следующих формах:

а) фронтальная эвристическая беседа;

б) диспут (даётся минута на обдумывание, затем все учащиеся пересажива-ются так, чтобы сторонники одной точки зрения оказались вместе; ведёт диспут учитель или один из учеников);

в) конференция (учащиеся объединяются в малые группы, обсуждают вопрос и подготавливают выступающего, который выражает коллективное мнение).

2. Монологические подготовленные выступления (ежеурочно).

3. Деловые игры: “Конкурс дикторов телевидения”, “Клуб знатоков” и т.п.

4. Классификация и исправление ошибок (устно и письменно)

5. Редактирование текста (письменно).

6. Анализ хороших и посредственных литературных произведений небольшого объёма (в основном поэтических).

7. Пародирование.

8. Речевое творчество (домашние задания).

9. Ведение личного словаря трудностей.

10. Тезирование устного сообщения.

11. Устные и письменные контрольные работы – проверка усвоения норм, предложенных для запоминания.

Требования к тетрадям учащихся

1. Тетрадь-справочник (48 листов).

В ней заранее нумеруются страницы и отводится место для следующего:

  • Стр. 1. Оглавление.
  • Стр. 2–3. Схема “Речь правильная и речь хорошая” и определения качеств хорошей речи.
  • Стр. 4. Основные нормы языка и условные знаки, которыми отмечаются на полях тетради соответствующие ошибки.
  • Стр. 5. Знаки корректуры.
  • Стр. 6–7. Классификация грамматических (Г) ошибок.
  • Стр. 8–9. Классификация речевых (Р) ошибок.
  • Стр. 10–13. Тропы.
  • Стр. 14–17. Риторические фигуры.
  • Стр. 18–28. Личный словарь трудностей.

Левая страница Правая страница

Произношение

Словообразование

Формообразование

Словоупотребление и сочетание слов
       
  • Стр. 29 и далее – практические работы, связанные с изучением языковых норм, тезирование устных сообщений, прозвучавших на занятии, и т.п.

2. Тетрадь для творческих работ (48 листов).

II. Содержание курса

Темы и краткое содержание.

1. Введение. 1 час. Речь правильная и речь хорошая. Правильность речи. Богатство, точность и логичность речи. Чистота и уместность речи. Выразительность речи. Тропы. Риторические фигуры. Антитеза. Фигура перечисления. Обобщение и контроль.

2. Фонетика. 2 часа. Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Звук в поэтической речи. Звукоподражание. Аллитерация и ассонанс. Рифма и ритм. Лимерики. Интонация. Обобщение и контроль.

3. Грамматика. Словообразование. 2 часа. Слово с точки зрения грамматики. Грамматические трудности, связанные с образованием слова. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. Обобщение и контроль.

4. Лексикология. 3 часа. Слово с точки зрения лексикологии. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Лексикологические словари и справочники. Слово в художественном тексте. Метафорическое значение слова. Аллегория и символ. Ирония. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. Оксюморон. Лишнее слово как речевая ошибка. Градация. Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Анафора и эпифора. Обобщение и контроль.

5. Формообразование. 5 часов. Слово с точки зрения его формы. Ошибки в формообразовании.

Имя числительное. Склонение числительных. Ошибки в образовании форм имён числительных.

Имя существительное. Ошибки в формах числа имён существительных. Ошибки в падежных формах имён существительных. Имена собственные склоняемые и несклоняемые. Трудности в определении рода имён существительных.

Имя прилагательное. Степени сравнения имён прилагательных.

Местоимение. Трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и вежливость. Местоимение и сочинение. Метонимия и перифраз.

Глагол и его формы. Трудности в образовании глагола и его форм. Нарушение видовременных отношений глаголов – подлинное и мнимое.

Наречие. Трудности в образовании и употреблении наречий.

Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога и союза. Обобщение и контроль.

6. Синтаксис. 4 часа. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Синтаксическая бедность. Ошибки в употреблении причастного оборота. Параллелизм. Ошибки в согласовании и управлении. Предложение. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Нарушение границ предложения. Парцелляция как грамматическая ошибка и как средство выразительности. Предложение и мысль. Фигура умолчания. Риторический вопрос. Нарушение порядка слов как речевая ошибка. Инверсия как средство выразительности. Пропуск необходимых слов и выразительные возможности односоставных и неполных предложений, или когда пропуск слов необходим. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения и ошибки в построении сложного предложения. Прямая и косвенная речь. Ошибки при цитировании. Обобщение и контроль.

III. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата

Тема Кол-во часов Формы и виды работы
1  

Введение. Речь правильная и речь хорошая. Презентация 1.

1 Беседа. Самостоятельная работа. Тезирование. Деловая игра. Контроль.
2   Фонетика. Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Презентация 2. 1 Деловая игра. Работа с словарями. Сообщения учащимися.
3   Фонетика. Звук в поэтической речи. Презентация 2. 1 Самостоятельная работа. Деловая игра. Контроль.
4   Грамматика. Словообразование. Грамматические трудности, связанные с образованием слова. Презентация 3. 1 Работа в группах. Сообщения. Деловая игра.
5   Грамматика. Словообразование. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. 1 Деловая игра. Работа с поэтическим текстом. Контроль.
6   Лексикология. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. 1 Деловая игра. Работа со словарём. Сообщения учащимися.
7   Лексикология. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. 1 Беседа. Деловая игра.
8   Лексикология. Лишнее слово как речевая ошибка. Градация. Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Презентация 4. 1 Деловая игра. Контроль.
9  

Формообразование. Ошибки в образовании форм имён числительных.

1 Изучение теории “крупным блоком”. Закрепление.
10   Формообразование. Ошибки в формах числа имён существительных. Ошибки в падежных формах имён существитель-ных. Имена собственные склоняемые и несклоняемые. Трудности в определе-нии рода имён существительных. 1 Деловая игра: “Референт и начальник”, “Конкурс дикторов”. Работа в малых группах, Сообщения. Редактирование.
11   Формообразование. Степени сравнения имён прилагательных. Трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. 1 Работа по вариантам в группах с последующими отчётами о проделанной работе.
12   Формообразование. Трудности в образовании глагола и его форм. Нарушение видовременных отношений глаголов – подлинное и мнимое. 1 Игра “Блиц-ответ”, “Конкурс дикторов”.
13   Формообразование. Трудности в обра-зовании и употреблении наречий. Труд-ности в употреблении предлога и союза. 1 Работа с текстами. Контрольное редактирование.
14   Синтаксис. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Синтаксическая бедность. Ошибки в употреблении причастного оборота. 1 Работа с сборником афоризмов. Игра “Блиц-ответ”
15   Синтаксис. Ошибки в согласовании и управлении. Предложение. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. 1 Работа в малых группах. Работа с словарём. “Вопросы на засыпочку”.
16   Синтаксис. Парцелляция как грамматическая ошибка и как средство выразительности. Нарушение порядка слов как речевая ошибка. Презентация 5. Приложение 1 1 Наблюдения за текстами. Переводы с подсознательного.
17  

Синтаксис. Пропуск необходимых слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения и ошибки в построении сложного предложения. Прямая и косвенная речь. Ошибки при цитировании.

1 Беседа. Произнесение речей. Самостоятельная работа. Контроль.

IV. Формы контроля

Контроль знаний учащихся по содержанию курса осуществляется в виде выполнения контрольных заданий.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., “Просвещение”, 1972.
  2. Бархударов С.Г. Орфографический словарь русского языка. – 17-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1980.
  3. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1999.
  4. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Речевой этикет: Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 кл. М.: Мнемозина, 1997.
  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М: Просвещение, 1989.
  6. Дускаева Л.Р., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство, Учебное пособие для студентов университетов, учащихся школ и классов с углубл. изуч. русского языка лицеев, гимназий. – Пермь, 1998.
  7. Крижановская Е.М. Секреты хорошей речи: Программа спецкурса/ Перм. ун-т; Пермь, 2004.
  8. Крижановская Е.М. Секреты хорошей речи: Уч. пос. по спецкурсу/ Перм. ун-т; Пермь, 2004.
  9. Новиков Л.А. Искусство слова. – М: Педагогика, 1991.
  10. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1983.
  11. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М: Просвещение, 1989.
  12. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка: 3-е изд., доп. – М.: Рус. яз., 1984; 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  13. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.: Изд-во “Тускарора” совместно с фирмой “РиД”, 1997.
  14. Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику “Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.: Изд-во “Тускарора” совместно с фирмой “РиД”, 1997.
  15. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М: Просвещение, 1982.
  16. Чуковский К.И. Живой как жизнь. О русском языке. – М: Детская литература, 1982.
  17. Щукина И.Н. Произносительные особенности пермской городской речи: Учеб. пособие/ Перм. ун-т. – Пермь, 2004.
  18. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи, Книга для учащихся. – Изд. “Просвещение”, Л. 1969.