Урок-мастерская при индивидуально-щадящем режиме обучения "Описание действий". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  1. Повторить особенности делового и художественного описания; закрепить знания о наречиях;
  2. Развивать правильное употребление наречий в составлении текста;
  3. Способствовать желанию трудиться, воспитывать уважение к труду.

Оборудование: тексты сочинений ученицы, два текста для анализа, пословицы, иллюстрации, мультимедиа, видеосюжет.

Ход урока

I. Индукция (организационный момент, создание эмоционального настроя)

На мониторе открываем файл брошюры “Мои школьные сочинения”. Ученица готовит свой проект к выпуску и обновляет его на уроках развития речи русского языка. (файл “Брошюра. Мои школьные сочинения”)

– В этой маленькой брошюрке – твои сочинения, которые ты написала в 5, 6, 7 классах. Прочитай, пожалуйста, сочинение “Сирень в корзине” и определи, по какому стилю и типу речи написан этот текст.

– Художественное описание.

– Что такое описание?

– Это тип речи, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира. Описание может быть использовано в любом стиле речи.

– Данное сочинение ты написала по картине художника, т.е. ты описывала здесь предмет. Это описание предмета. А можно ли описывать действие? Могут ли быть у действий признаки?

Настрой. Представь себе, скоро Новый год. Ты видишь нарядную елку, все вокруг блестит и сверкает от новогодних украшений. Как приятно получать подарки, а еще приятнее их дарить, особенно, когда подарок сделан своими руками!

II. Деконструкция (работа с материалом).

Работа с текстом. На мониторе демонстрируется показ иллюстраций к тексту с изображением приготовления новогоднего подарка. (Power Point “Текст 1 с иллюстрацией”)

Ученице предлагается прочитать текст с иллюстрацией.

Обращается внимание на последовательность действия, на слова.

– Говорится ли в этом тексте о человеке, производящем действие?

– Нет, просто говорится, в какой последовательности идет действие.

– Какое это описание – деловое или художественное?

– Деловое.

– Чем отличается деловое описание от художественного описания?

– Имеет строгую форму изложения, требует максимальной точности выражения и лаконичности. В нем используются слова в прямом значении и стандартные слова.

Предлагается второй текст. (Текст 2. с.4)

– Определи тип и стиль речи этого текста.

– Художественное описание.

– По каким признакам ты узнала, что этот текст написан художественным стилем?

– Здесь языковые средства более яркие, свободные, много эмоционально окрашенных слов, прилагательных, причастий.

– Попробуем собрать материал для собственного текста.

Для этого сначала соберем материал. Выберем из текста опорные слова, словосочетания и выражения к нашему описанию, глаголы, деепричастия с наречиями: взяли подсвечник; приготовили бисер, проволоку; затем потихоньку, не спеша, смешивали; отрезали кусок; затем прикрепили ее, огибая и плавно соединяя в петлю, и крепко закрутили; после, выпрямив головку проволоки, заводили конец; нанизывающим движением, не спеша набрали; внимательно следить; не поддаются с первого раза; проворно ускользнуть и мгновенно исчезнуть; коснуться слегка, мягко, проявляя нежность; потом аккуратно протянули, прикрепили его, образуя плотную петлю; после этого с легким движением руки стали нанизывать; дальше, привыкшим движением, повторяя; заполнили по спирали; стал намного красивее.

– Какие слова можно еще включить кроме выбранных, чтобы получился художественный, красиво изложенный текст?

– Прилагательные и причастия.

Итак, у нас идея приготовления подарка к Новому году есть. Чтобы исполнить свою мечту, ты на уроке труда научилась плести бисером, проделывая такие движения.

III. Реконструкция (создание своего текста).

Работа по видеосюжету. Посмотрим видеосюжет, снятый на уроке труда.

Демонстрация видеосюжета.

– К чему ты научилась на этом уроке труда?

– Как шел процесс твоего творчества?

– Попробуй построить последовательность своего действия на данном фрагменте.

Составление плана действия.

  1. Организационный момент. Приготовление орудий труда (перечислить).
  2. Первое действие. Приготовление проволоки к нанизыванию.
  3. Второе действие. Нанизывание бисера.
  4. Третье действие. Протягивание вокруг…
  5. Четвертое действие. Повторение приемов.

С помощью учителя составляется текст.

IV. Афиширование (представление полученного произведения)

Дается время на подготовку к пересказу.

Синхронный пересказ с видеосюжетом.

– Чего не хватает в нашем тексте?

– Вступления и заключения

– О чем ты можешь писать во вступлении и заключении?

– Во вступлении – о том, как я пришла к такой идее приготовления подарка.

В заключении – о том, что у меня получилось, и свои впечатления.

V. Разрыв (кульминация творческого процесса)

Новые информации.

  1. Вернемся к пословицам о труде, о которых говорили на одном из уроков. (Приложение 1)
  2. – Какие из этих пословиц подошли бы твоему сочинению – описанию? Выбери пословицы и попробуй их включить в тексте. Т.е. твоя задача вставлять выбранные пословицы в подходящее место между предложениями, не нарушая при этом контекст, стиль, последовательность написанного.

    – Для чего мы включаем их, ведь и без них неплохой текст получился.

    – Потому что это устное народное творчество, мудрые выражения, значит, они помогут мне где-то правильно выразить мысль, где-то дополнят высказывания.

  3. Работа на компьютере.

1. Ученица выделяет на мониторе нужные пословицы, копирует и вставляет их между строк.
– Теперь наш текст – описание дополнен и тебе остается только дописать вступление и заключение, это и будет домашним заданием.
2. Вернемся к нашему проекту “Мои школьные сочинения”. Чтобы у тебя брошюрка выглядела красочно, нужны иллюстрации по тематике сочинений. Тебе было задано найти картинки. Посмотрим, какие картинки ты выбрала, попытаемся вставить их к сочинениям, одновременно комментируя свои действия. Ученица вставляет иллюстрации в брошюрке, устно излагая последовательность своих действий.

VI. Рефлексия (самоанализ, обобщение, чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской).

Анализ собственных действий в ходе урока.

– Чему ты научилась на этом уроке?

– Что тебе больше всего удался, с какими трудностями встретилась?

– Как ты думаешь, получится ли твой проект создания сборника школьных сочинений?

– Когда планируешь выпустить сборник своих сочинений?

VII. Заключительное слово учителя.

Спасибо тебе за урок. Ты сегодня работала довольно продуктивно. Провела сопоставительный анализ двух текстов, собрала материал, составила свой вариант художественного текста с описанием действий, сделала синхронный пересказ с видеозаписью, демонстрировала свое умение работать на компьютере. Желаю, чтоб у тебя осуществилась мечта выпустить свой первый сборник школьных сочинений.

Домашнее задание: написать к полученному тексту вступление и заключение; поместить работу в брошюрке сочинений и иллюстрировать.

VIII. Оценка за урок.

Текст №2

В Италии есть такая традиция: под Новый год выкидывать из дома все старые и ненужные вещи. Но иногда из испорченной на первый взгляд вещицы может получиться отличный подарок! Поэтому прежде чем выкидывать, внимательно всмотритесь, может из нее получится оригинальная вещь. Вот один пример.

Однажды мы с мамой решили сделать подарок для бабушки.

Мы взяли старый заброшенный подсвечник несколько необычной формы, формы маленького стакана. Приготовили бисер разного цвета, проволоку.

Сначала осторожно срезали с подсвечника старую кожаную обвертку. У нас получился своеобразный “скелет”. Затем потихоньку, не спеша, смешивали в чашке несколько оттенков и сортов бисера. Мама посоветовала, что надо выбрать такую цветовую гамму, которая обеспечит теплый, уютный свет.

Потом отрезали необходимый кусок тонкой проволоки. Затем прикрепили ее к одному из ребер подсвечника, огибая и плавно соединяя в петлю, и крепко закрутили. После, выпрямив головку проволоки, заводили конец ее в приготовленную чашечку с бисером и нанизывающим движением, не спеша набрали нужное количество бисера в несколько приемов.

Надо внимательно следить за каждым бисером. Тут нужно терпение. Эти маленькие стекляшки не поддаются с первого раза. Они могут очень даже проворно от тебя ускользнуть и мгновенно исчезнуть от твоего поля зрения. Поэтому надо к ним коснуться слегка, мягко, проявляя нежность.

И вот после изнурительных попыток нам, наконец, удался надеть ряд непослушных бусинок в проволоку. Потом аккуратно протянули проволоку с нанизанным на нее бисером до следующего ребра и прикрепили его, образуя плотную петлю. После этого с легким движением руки стали нанизывать бисер до следующего промежутка.

Дальше, привыкшим движением, повторяя такие же приемы, заполнили по спирали все пространство “скелета”. Подсвечник был готов! Он стал намного красивее, чем раньше.

Приложение

Презентация