Класс: 8.
Место урока в теме: урок обобщения и систематизации изученного материала.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов».
Цели урока:
- Обучающие: повторить и обобщить сведений по правописанию производных предлогов.
- Развивающие: развивать умение писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point.
Ход урока
Слайд 1. Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Слайд 2. Цели урока: формирование умения писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы.
Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов.
Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.
Повторить: омонимы, синонимы.
Слайд 3.
I. Создание мотивации обучения:
1. Работа с текстом по вопросам:
- Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
- Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы?
Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.
Задание: Помогите героям этой лингвистической сказки «поставить все на место».
Слайд 4.
2. Актуализация знаний учащихся
«Вопросы на засыпку» (с целью помочь вам):
- Смогли ли вы ли сразу, без подготовки, выполнить предложенное задание?
- Требуется ли консультация учителя по данной теме?
- Необходима ли работа с примерами для более успешного выполнения работы?
Слайд 5.
II. Изучение нового материала.
Задание 1:
1) Какова роль предлогов в данных словосочетаниях, почему они называются непроизводными?
Стоять у стола.
Прийти за другого.
Отказаться из-за болезни.
Договориться о походе.
Слайд 6.
2) Замените непроизводные предлоги производными, если можно, подберите к ним синонимичные производные предлоги:
Стоять у стола
Прийти за другого
Отказаться из-за болезни
Договориться о походе
Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.
Слайд 7. Проверьте себя:
Стоять у стола (у=около=возле)
Прийти за другого (за=вместо)
Отказаться из-за болезни (из-за=вследствие=по причине)
Договориться о походе (о=насчет)
Шел, несмотря на жару (несмотря на = вопреки)
Слайд 8. Вывод 1: Производный предлог можно заменить другим, непроизводным или близким ему по значению производным предлогом.
Слайд 9.
Задание 2: Проанализируйте словосочетания или предложения, в которых каждому из производных предлогов соответствует омонимичная часть речи.
Определите, какая это часть речи, каким членом предложения является
Стоять около стола – крутиться вокруг да около.
Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.
Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.
Справка: Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.
Слайд 10. Проверьте себя:
стоять (около чего?) около стола – крутиться (где?) около – наречие
Прийти (вместо кого?) вместо другого – прийти (куда?) в место, о котором знали заранее. (в) место – сущ.
Отказаться (вследствие чего?) вследствие болезни – (во что?) в следствие введены новые факты. (в) следствие – сущ.
Отличить предлог от омонимичной части речи можно с помощью вопроса: предлог входит в состав вопроса, самостоятельная часть речи на вопрос отвечает.
Слайд 11. Вывод 2: производные предлоги омонимичны с существительным, наречием, деепричастием, различить их помогут вопросы, с помощью которых можно определить синтаксическую роль этих слов.
Слайд 12.
3. Консультация учителя: Справочные материалы!
Различайте
Производные предлоги и существительные
- Насчет (=о, об) экскурсии
- (насчет чего?)
- В течениЕ часа.
- (В течение чего?)
- В продолжениЕ пяти дней.
- (В продолжение чего?)
- В заключениЕ хочется сказать.
- В отличиЕ от него.
- (В отличие от кого?)
- Но вследствиЕ ошибки.
- (Вследствие чего?)
Слайд 13. Подсказка для уверенности
Запомните:
- К существительному задаем вопрос.
- Оно имеет начальную форму.
- Оно имеет окончание
Выделенные слова – существительные, а не предлоги.
- (в чем? )В заключении врачей (заключение врачей)
- (в чем?) В этом отличии нет ничего плохого (это отличие)
- ( в чем?) В следствии по делу (следствие по делу)
- (в чем? Где?) В продолжении книги (продолжение книги)
- (в чем?) В течении реки (течение реки)
Слайд 14. Справочные материалы: Различайте
Несмотря на неудачу= Невзирая на трудности (несмотря на что?, невзирая на что?) |
Предлоги И деепричастия |
(Что делая? Как?) Не смотря по сторонам, благодаря всех, кто оказал помощь. |
Запомните: Предлоги входят в состав вопроса. |
Запомните: 1. К деепричастию можно задать вопрос. 2. Не пишем раздельно. |
|
Запомните – Благодаря Согласно + Д.П. Вопреки (Благодаря совету, согласно желанию, вопреки ожиданиям) |
Запомните: Вблизи, сверх, посреди, навстречу, наподобие, насчет, вместо – слитно. |
Запомните: В силу, в связи, в целях, по причине, по поводу, за счет, в виде, по мере и др. – раздельно |
Слайд 15.
4. Тренировочные упражнения
1) Дидактическая игра «Найди соответствия».
Задание: соедините линиями синонимичные конструкции.
За несколько дней | Ввиду непогоды | |
Из-за дождей | в течение нескольких дней | |
Из-за непогоды | Насчет ремонта | |
О ремонте | Вследствие дождя |
Слайд 16. Проверьте себя:
Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.
За несколько дней – в течение |
Из-за дождей – вследствие |
Из-за непогоды – ввиду непогоды. |
О ремонте – насчет ремонта |
Слайд 17. 2) Игра «Корректор»
Задание: замените конструкции, взятые в скобки, синонимичными – с производными предлогами.
(К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню в виде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, потому что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты в виде маленьких сувениров.
Слайд 18. Проверьте себя:
- К открытию выставки – в связи с открытием выставки.
- Хотя некоторые деятели культуры возмущались – несмотря на возмущение некоторых деятелей культуры.
- Из-за своей необычности – благодаря своей необычности.
Слайд 19.
III. Подведем итоги:
1). Тестовая диагностика
Тест А: В этих предложениях выделенные слова – предлоги:
- Идем навстречу своей судьбе.
- Уличен в связи с бандитами.
- Он шел навстречу.
- В следствие вмешался прокурор.
- Вследствие проливных дождей урожай не убран вовремя.
- Он долго смотрел вслед уходящим.
- В связи с болезнью прошу продлить срок отпуска.
- Внутри большой истории Земли есть малые истории земные.
- Посреди равнины поднимаются две сопки.
- Благодаря почтенную публику, Чичерин склонил голову
Слайд 20 Тест В: Строчки, в которой все слова пишутся слитно
- (Не) смотря на слухи, (в)виду затруднений, (за)счет прибыли.
- (В) след за ним, (в) следствие морозов, (по) середине площади.
- (В) виде круга, (в) заключение отметим, (во) избежание недоразумений.
- (На) счет квартиры, (в) нутри избы, (в) течение месяца.
- (в) место себя, (в)роде ссоры, (в) течение года.
Слайд 21. Проверьте себя:
Правильные ответы:
- Тест А: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
- Тест В: 2.
Слайд 22. 2). Если вы справились успешно, вполне можете приступать к выполнению творческого задания.
Слайд 23. Вернитесь к тексту «Что произошло с предлогом», ответьте на вопросы:
- Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
- Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы.
Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.
Используйте выводы и справочные материалы.
Слайд 24.
3) Творческое задание: Составьте проект наглядного пособия по теме «Производные предлоги».
Это может быть схема, рисунок, таблица, главное условие – представить учебный материал так, чтобы в нем все было понятно мальчикам. Проведите представление работы по типу презентации.
Слайд 25. Примерный образец выполнения работы:
Наглядное пособие по теме «Производные предлоги»
Цель:
Для кого:
Вид наглядного пособия:
Автор проекта: