В 2008 – 2009 годах мной написано и зарегистрировано как интеллектуальная собственность учебное электронное пособие по русскому языку, что подтверждается Свидетельством о регистрации и депонировании результата интеллектуальной деятельности (РИД). Мои работы: «Морфология. Части речи в конспектах», «Синтаксис и пунктуация в конспектах», «Лексика и фразеология в конспектах», «Фонетика, графика, орфография, орфоэпия в конспектах» - классифицированы как электронные учебные пособия по русскому языку и определяются как вид РИД - произведение литературы.
В 2010 году они объединены в произведение под заглавием «Русский язык в конспектах».
Каким образом зародилась идея создания пособия? В школе я работаю более 30 лет. На протяжении всего этого времени существовал дефицит учебных наглядных пособий и технического оснащения преподавания школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. Но это, конечно, не главная причина создания собственного пособия. Современное информационное общество, в котором мы живём, оказывает влияние на развитие образования и требует изменения средств и методов обучения, а также способов передачи знаний. Кроме того, я давно уже использую в своей работе методику опорных конспектов, так что появление в моём исполнении такого пособия совершенно естественно.
Пособие охватывает программу по русскому языку с пятого по девятый классы. Материал излагается в доступной, краткой по объёму, наглядной, форме. Наряду с теоретическим материалом тематические презентации содержат тесты, которые дают возможность проконтролировать степень усвоения знаний по изученной теме.
В практике моей работы мультимедийные уроки заняли прочное место, и компьютер на уроке – необходимое условие работы. Через практику пришло понимание, что информационно – коммуникационные технологии действительно решают насущные задачи обучения. Это, во – первых, развитие познавательных навыков и умений:
- самостоятельно формировать свои знания,
- находить, формулировать и разрешать проблему,
- творчески мыслить,
- ориентироваться в информационном пространстве;
во – вторых, формирование социо - культурологических и коммуникационных компетенций.
Применение ИКТ на уроках способствует
- повышению мотивации познавательной активности;
- интенсификации работы учащихся на уроке;
- расширению информационных потоков при использовании Internet;
- рациональному распределению и использованию времени урока,
что приводит к улучшению его организации.
Для своего электронного пособия я неслучайно выбрала оболочку презентации, так как одним из инструментов ИКТ на моих уроках является программа Power Point, Эта методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Она позволяет создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков литературы и русского языка, а также создать атмосферу сотрудничества на уроке «учитель – ученик (ученики), ученик – ученики, ученики – учитель».
Принято считать, что презентация служит иллюстрацией к материалу урока. Но хочу заметить, что вижу некоторые противоречия между электронным учебным пособием, которое отвечает моим целям и задачам, приёмам работы и непосредственно презентацией: мне было важно поместить в неё именно учебный материал, а не иллюстрацию к нему. И ещё одно – количество слайдов, превышающее 27 – 29. Эти противоречия я бы объяснила тем, что ИКТ – это
Программы |
Назначение |
Условия |
1.Учебная (наставническая) |
Преимущественно для объяснения нового материала и максимально самостоятельного усвоения |
Учебный материал неизвестен |
2. программы - тренажёры |
Формирование и закрепление умений и навыков, самоподготовка |
Теоретический материал усвоен |
3. Контролирующие |
Контроль определённого уровня знаний, умений. Проверочные задания, тесты |
Учебный материал изучен |
4. Демонстрационные программы |
Для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера |
Учебный материал неизвестен. Включение дополнительного материала |
5. информационно - справочные |
Вывод необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета |
Учебный материал неизвестен. Учебный материал изучен. Нужен дополнительный материал |
6. Мультимедиа - |
Комплексные программы. Могут сочетать в себе элементы программ всех видов |
Все виды условий |
Пособие «Русский язык в конспектах» может выполнять функции программ 1, частично 3,6.
Наибольшая эффективность использования презентаций достигается при соблюдении определённых принципов:
а) отбор и концентрация учебного материала в максимально малом объёме с выделением главного;
б) учёт физиологических и психологических особенностей восприятия цветов и форм (цветовая гамма, шрифт, фон, мультипликация), нужно помнить, что любой движущийся предмет, используемый в презентации, влияет на восприятие материала, отвлекает, понижает динамику внимания;
в) звуковое сопровождение приводит к быстрой утомляемости, ослабляет внимание, снижает эффективность обучения (возможны музыкальные вставки);
г) презентация должна соответствовать требованиям эргономики, эстетики и дизайна;
д) оптимальное количество слайдов в презентации – 27 – 29.
В презентации я всё – таки использую движущиеся картинки, что противоречит одному из принципов, но ситуацию слайда можно обыграть и тем самым восстановить динамику внимания. И ещё – не всегда на уроке демонстрируется вся презентация. Иногда материал презентации копируется мной в Word , и картинки становятся неподвижными. После отработки информации с текстового документа я могу сказать: «Теперь посмотрим на слайд презентации». Анимация привлекает внимание детей, вызывает интерес и эмоции. Таким образом, повысив эмоциональный фон, стимулирую закрепление материала.
Методические аспекты использования презентаций на уроках:
а) презентация может быть эффективно использована как на уроке объяснения нового материала (урок – лекция), так и на уроке обобщения и систематизации материала;
б) использование презентации как формы преподнесения учебного материала на уроке способствует формированию визуального мышления. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются,
запоминаются на более долгий срок. Без объявления темы происходит обучение написанию сжатого текста, форме высказывания, выразительному чтению и т.п.
в) позволяет осуществить межпредметные связи;
г) обсуждение презентации на заключительном этапе урока поможет установить степень усвоения знаний, достижения целей презентации.
В чём назначение моего пособия?
Прежде всего, это индивидуальная работа над темой в процессе обучения, подготовки к экзаменам, самостоятельного изучения материала или дополнительных занятий, когда ученику недостаточно для усвоения темы одного объяснения учителя на уроке. Компьютер может повторить его столько раз, сколько потребуется ученику, не создавая дискомфорта, который имел бы место в классе, в присутствии других, более успешных учеников. Таким образом, пособие и компьютер дают возможность ребёнку самому контролировать усвоение знаний по предмету.
Если возникает проблема отсутствия учебника в данный момент, а необходимость повторения материала насущна, на помощь придёт модульная часть пособия.
Второе назначение пособия – использование его на уроках учителем. Существует достаточно много вариантов применения на уроке презентаций. Пособие я могу использовать и в другом режиме. Я переношу нужный мне материал презентации в текстовой документ: Изображение теряет свойства презентации, но при этом содержание остаётся актуальным:
Урок в СКК. Русский язык.
Тема: Орфограммы корня. Звонкие и глухие согласные.
Цель: восстановление, развитие знаний о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.
Задачи:1) заполнить схему;
2) выделить согласные звонкие и глухие парные;
3) формулировать, что такое согласные;
3) вставить согласные в слова;
4) выполнить упражнение;
5) самостоятельная работа
Ход урока
1. Сообщение темы, цели, задач.
2. Работа над темой:
- заполнить схему:
- выделить звонкие и глухие парные:
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж - ш, з – с,
гриб - гри[п], плов - пло[ф], флаг - фла[к],
огород - огоро[т], нож - но[ш], мороз - моро[с]
- вставить буквы: пиро.., предло.., заво .., парохо.., зака.., зу.., сне.., дроз..,
ре..кий
4. Выполнить упражнение:
1. Дубовая роща стояла вся зелёная. Каждый ду.. пел свою песню. 2. Кружок рисования устроил выста..ку детских работ. В школе много других кру..ков. 3. Поез.. грохочет по рельсам. Всле.. за товарным составом идёт пассажирский.
5.Самостоятельная работа: 8 кл.- у. 25, 9 кл. – у. 25
6. Подведение итогов.
6. Д. з. – закончить упражнения.
Такой перенос материала презентации – ещё одно из её преимуществ: слайд превращается в таблицу, иллюстрацию, опорный конспект.
Работа пособия не ограничивается уроком. Его успешно можно использовать и во внеклассной работе по предмету: В раздел «Фразеология и лексика в конспектах» входит лингвистическая сказка – игра «Маленькое путешествие в страну Лексика».
Мой опыт показал, что применение мультимедийных средств на уроке должно быть строго продуманным и дифференцированным. Хочу также сказать, что вполне разделяю мнение: информационно-образовательные ресурсы не могут заменять педагогических технологий, и, скорее всего, являются их составной частью.
Заканчивая работу, подчеркну, что право на качественное образование должно быть обеспечено современной школой и современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения.