Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-«открытие»

Цели:

  1. Знакомство с правилом правописания НЕ с наречиями на – о и – е.
  2. Формирование умения выбирать правильное написание наречия.
  3. Повторение правописания НЕ с именем прилагательным.
  4. Развитие у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы
  5. Развитие речи.
  6. Воспитание духа сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация урока.

Технологии:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • ИКТ;
  • критическое мышление;
  • проблемно-диалогическое обучение;

Используются различные методы контроля и работы: групповая работа, парная, индивидуальная.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня урок-открытие. Эпиграфом к уроку станет пословица:

Ум – одежда, которая никогда не износится.

Как вы понимаете данную пословицу?

II. Гимнастика для ума.

Замените фразеологизмы наречиями:

  • Встать ни свет ни заря -…
  • Работать не покладая рук – …
  • Как с луны свалился - …
  • Как по маслу - …
  • Как с гуся вода - …
  • Поговорить с глазу на глаз - …
  • Жить душа в душу - …

III. Повторение. Актуализация опорных знаний.

  1. Задание: даны словосочетания, разделите их на группы и запишите:
    (Не) брежная работа, (не) торопливые движения, (не) веселая, а грустная песня, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый гость.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Сколько групп получилось? По какому признаку разделили словосочетания?

Самопроверка: (образец выполнения на экране) ученик комментирует написание слов.

Оцените свою работу (оценки выставляются на полях в тетради):

  • «5» - всё верно;
  • «4» - допущена 1 ошибка;
  • «3» - 2 ошибки;
  • «-» - 3 и более ошибки.

- Озвучьте правило правописания НЕ с прилагательным.

IV. Изучение нового материала.

  1. Задание: замените в данных выше словосочетаниях прилагательные наречиями, существительные глаголами, запишите получившиеся словосочетания по схеме: гл.+ наречие.
  2. Самостоятельная работа (один ученик у доски)
  3. Постановка проблемы.
    Сравните ваши записи в тетради с записью на доске. Есть ли различия? Задание одно, а выполнено по-разному. Почему? (Не знаем правило правописания НЕ с наречием).
    Сформулируйте тему урока. Определите цели.
    Сегодня мы эту тему исследуем. У кого какие предположения? Сравните исходные словосочетания с получившимися. Какую закономерность увидели? (НЕ с наречием подчиняется тому же правилу, что и НЕ с прилагательными).
  4. Выведение правила.

В группах нарисуйте схему правописания НЕ с наречиями.

Работа в группах.

Проверка: 1, 2 группы представляют схемы и рассказывают правило. Остальные вносят дополнения.

Оцените свою работу:

  • «5» - поняли тему и можете рассказать;
  • «4» - поняли тему, но есть вопрос;
  • «3» - поняли часть материала;
  • «-» - ничего не поняли.

V. Закрепление.

1. Перед вами текст. Прочитайте его. Что хотел донести до нас ветер?

(Не) слышно, совсем (не) торопливо, (не) хотя, (не) густо падал снег. Ветер не стал нападать на него. Он (не) решительно скрывался в невысоких кустах и думал о своей нелегкой судьбе. «Неправда, что я негодник и неряха, - (не) приязненно думал он,- (не) возможно знать всех нелепостей судьбы. Ни к чему мне приписывать нехорошие черты».

Тут несколько небольших снежинок заметили, что ветер не к добру загрустил. «Не время печалиться! – прокричали они. – Это не по-дружески!»

Задание: выпишите из текста слова с нераскрытыми скобками. Работать будем в парах, по очереди объясняя правописание НЕ с наречием.

Проверка: Учащиеся одной из парт объясняют правописание слов.

Оцените свою работу:

  • «5» - всё верно
  • «4» - допущена 1 ошибка
  • «3» - 2 ошибки
  • «-» - 3 и более ошибки.

2. Игра «Цветик-семицветик». Нажимаем на лепесток цветка, объясняем правописание появившихся слов.

Фронтальная работа

3. Игра «Верно и неверно». В тетради указываем «+» при ответе «Верно», «-» при ответе «Неверно».

Самостоятельная работа.

  • .., что не с наречием всегда пишется слитно;
  • .., что наречие недалеко пишется слитно;
  • .., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не- ;
  • .., что вовсе не серьёзно пишется раздельно;
  • .., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;
  • .., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ;
  • .., что не редко пишется раздельно.

Самопроверка.

Оцените свою работу:

  • «5» - всё верно
  • «4» - допущена 1 ошибка
  • «3» - 2-3 ошибки
  • «-» - 4 и более ошибок.

VI. Подведение итога урока.

1. Сложите получившиеся баллы и оцените работу на уроке:

  • «5» - 20 баллов;
  • «4» - 16 – 19 балла;
  • «3» - 11 – 15 баллов;
  • «-» - 10 и меньше баллов.

2. Запись домашней работы: продолжите текст о ветре, используя наречия с НЕ (Карточка-помощница

Наречия: (не) сильно, (не) ожиданно, (не) медленно, (не) чаянно, (не) удержимо, (не) весело, а грустно, совсем (не) торопливо, (не) уклюже)

3. Почему же эпиграфом к уроку взяли пословицу «Ум – одежда, которая никогда не износится»?

4. Рефлексия.

На уроке я научился …. На уроке мне понравилось … С урока я ухожу …

Презентация.