Оборудование: информационный материал для учащихся, презентация “Семантико-стилистические особенности употребления возвратных глаголов в русском и французском языках”, дополнительная литература (русско-французский словарь).
Цели и задачи
Целью урока является выявление и описание стилистических особенностей и возможностей категории возвратности и форм глагола в современном русском и французском литературных языках в их основном значении и переносном употреблении, также попутное решение случаев их употребления в различных функциональных стилях.
Исходя из поставленной цели, планируется решение следующих задач:
1. Определение типичных случаев употребления категории возвратности в различных функциональных стилях речи
2. Предоставление возможности для:
а) проявления осознанного информационного запроса на понимание незнакомых, но важных этикетных понятий;
б) понимания учащимися практической значимости знаний о глаголе.
3. Повышение коммуникативной культуры.
4. Формирование поликультурной личности в гуманитарном пространстве урока.
Алгоритм урока
1.
Фронтально.
Посмотрите на слайд (слайд 4, графическое стихотворение Гийома Аполлинера “Маленькое авто”). Как связаны глагол и движение? Прочитайте слова А.К.Толстого (на доске фраза: “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”). Наша задача сегодня – дать движение фразе.
Социализация. Дома вы перевели строку стихотворения, которая перед вами. Прочитайте перевод.
2.
Фронтально. Как вы догадались, сегодня речь пойдет о глаголе.
Тема нашего урока: “Изобразительные возможности глагола в русском и французском языках” (слайд 5)
– Что значит “изобразительные возможности”?
– Чему они служат?
3.
Фронтально. Какие морфологические признаки имеет глагол в русском языке? Во французском языке? Какой вывод вы можете сделать? (Что общего и чем отличаются?) слайд 6,7.
4.
В группе. Перед вами отрывок из знаменитого стихотворения Л.Кэрролл из книги “Алиса в зазеркалье”. Среди привычных и понятных слов есть и странные слова, придуманные писателем. Какие из них глаголы? Сколько их? Укажите морфологические признаки 2-3 из них (слайд 8).
5.
Социализация сначала в группе, потом между группами (Озвучивает ответ 1 человек от группы).
6.
Фронтально. Какие из слов, образованных Л.Кэрроллом, тебе кажутся самыми выразительными?
7.
В группе. В стихотворении на французском языке “Кошка” найдите глаголы. Укажите морфологические признаки. Почему в стихотворении всего 2 глагола – в 1 и последней строке? Определите их морфологические признаки (слайд 9).
8.
Социализация. Озвучивает ответ 1 человек от группы.
9.
Фронтально. Одна из грамматических категорий глагола – возвратность.
– Какие глаголы называются возвратными? Назовите опознавательный признак возвратности (слайд 10).
– Что обозначают возвратные глаголы? (слайд 11)
– Все ли глаголы, являющиеся возвратными во французском языке, переводятся на русский как возвратные?
10.
В группе. Прочитайте отрывок из “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина (слайд 12). Подчеркните в текстах, которые у вас на столах, глаголы – сказуемые.
– Почему здесь так много глаголов? Сколько?
– Почему в 1 – 5 строках нет ни одного союза? Медленно, спокойно, энергично или напористо хочется вам их прочитать?
– Почему два однородных сказуемых последней строки представляют собой отдельное предложение? Почему в нем использован одиночный союз И? Действие продолжается или завершилось, пришло в статичное состояние?
11.
Социализация. Прочитайте текст, передав динамику действия в нем.
12.
В группе. Переведите в группе распорядок дня (“Ma journee”) (слайд 13).
– Обратите внимание на возвратные и невозвратные глаголы.
13.
Социализация. Прочитайте текст, использовав глаголы в нужной форме.
14.
В группе. Культура речи. Всегда ли правильно мы употребляем глаголы с частицей -СЯ?
– Выберите из предложений слайда 15 (предложения на листах находятся на столе) те, в которых возвратные глаголы употреблены правильно.
– Объясните, почему некоторые глагольные формы с – СЯ употреблены правильно, а некоторые – нет? (слайд 15). Вспомните значение возвратных глаголов (слайд 10) Сделайте вывод.
15.
Социализация. Озвучивает ответ 1 человек от группы. Проверьте правильность (слайд 16,17).
16.
В группе. “Улыбнитесь”
Запишите на листках по 3 слова:
1 группа – существительные с общим грамматическим значением “животные” (русский язык);
2 группа – глаголы на тему “Что я люблю делать” (использовать и возвратные) (русский язык);
3 группа – где я люблю проводить время (русский язык);
4 группа – существительные с общим грамматическим значением “животные” (французский язык);
5 группа – глаголы на тему “Что я люблю делать” (использовать и возвратные) (французский язык);
6 группа – где я люблю проводить время (французский язык).
17.
Межгрупповая социализация.
От группы один представитель берет по листу из другой группы (соответственно языку). Соедините слова в предложения. Прочитайте. Озвучивает ответ 1 человек от группы.
18. Рефлексия.
Синквейн. Напишите пятистишие (слайд 18)
1 существительное – тема;
2 прилагательных – характеристика;
3 глагола – действие; короткое предложение –
отношение к происходящему;
1 существительное – вывод.