Урок-мастерская "Семантико-стилистические особенности употребления возвратных глаголов в русском и французском языках"

Разделы: Русский язык, Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (736 кБ)


Оборудование: информационный материал для учащихся, презентация “Семантико-стилистические особенности употребления возвратных глаголов в русском и французском языках”, дополнительная литература (русско-французский словарь).

Цели и задачи

Целью урока является выявление и описание стилистических особенностей и возможностей категории возвратности и форм глагола в современном русском и французском литературных языках в их основном значении и переносном употреблении, также попутное решение случаев их употребления в различных функциональных стилях.

Исходя из поставленной цели, планируется решение следующих задач:

1. Определение типичных случаев употребления категории возвратности в различных функциональных стилях речи
2. Предоставление возможности для:
а) проявления осознанного информационного запроса на понимание незнакомых, но важных этикетных понятий;
б) понимания учащимися практической значимости знаний о глаголе.
3. Повышение коммуникативной культуры.
4. Формирование поликультурной личности в гуманитарном пространстве урока.

Алгоритм урока

1.

Фронтально.

Посмотрите на слайд (слайд 4, графическое стихотворение Гийома Аполлинера “Маленькое авто”). Как связаны глагол и движение? Прочитайте слова А.К.Толстого (на доске фраза: “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”). Наша задача сегодня – дать движение фразе.

Социализация. Дома вы перевели строку стихотворения, которая перед вами. Прочитайте перевод.

2.

Фронтально. Как вы догадались, сегодня речь пойдет о глаголе.

Тема нашего урока: “Изобразительные возможности глагола в русском и французском языках” (слайд 5)

– Что значит “изобразительные возможности”?

– Чему они служат?

3.

Фронтально. Какие морфологические признаки имеет глагол в русском языке? Во французском языке? Какой вывод вы можете сделать? (Что общего и чем отличаются?) слайд 6,7.

4.

В группе. Перед вами отрывок из знаменитого стихотворения Л.Кэрролл из книги “Алиса в зазеркалье”. Среди привычных и понятных слов есть и странные слова, придуманные писателем. Какие из них глаголы? Сколько их? Укажите морфологические признаки 2-3 из них (слайд 8).

5.

Социализация сначала в группе, потом между группами (Озвучивает ответ 1 человек от группы).

6.

Фронтально. Какие из слов, образованных Л.Кэрроллом, тебе кажутся самыми выразительными?

7.

В группе. В стихотворении на французском языке “Кошка” найдите глаголы. Укажите морфологические признаки. Почему в стихотворении всего 2 глагола – в 1 и последней строке? Определите их морфологические признаки (слайд 9).

8.

Социализация. Озвучивает ответ 1 человек от группы.

9.

Фронтально. Одна из грамматических категорий глагола – возвратность.

Какие глаголы называются возвратными? Назовите опознавательный признак возвратности (слайд 10).

Что обозначают возвратные глаголы? (слайд 11)

Все ли глаголы, являющиеся возвратными во французском языке, переводятся на русский как возвратные?

10.

В группе. Прочитайте отрывок из “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина  (слайд 12). Подчеркните в текстах, которые у вас на столах, глаголы – сказуемые.

Почему здесь так много глаголов? Сколько?

Почему в 1 – 5 строках нет ни одного союза? Медленно, спокойно, энергично или напористо хочется вам их прочитать?

Почему два однородных сказуемых последней строки представляют собой отдельное предложение? Почему в нем использован одиночный союз И? Действие продолжается или завершилось, пришло в статичное состояние?

11.

Социализация. Прочитайте текст, передав динамику действия в нем.

12.

В группе. Переведите в группе распорядок дня (“Ma journee”) (слайд 13).

Обратите внимание на возвратные и невозвратные глаголы.

13.

Социализация. Прочитайте текст, использовав глаголы в нужной форме.

14.

В группе. Культура речи. Всегда ли правильно мы употребляем глаголы с частицей -СЯ?

Выберите из предложений слайда 15 (предложения на листах находятся на столе) те, в которых возвратные глаголы употреблены правильно.

Объясните, почему некоторые глагольные формы с – СЯ употреблены правильно, а некоторые – нет? (слайд 15). Вспомните значение возвратных глаголов (слайд 10) Сделайте вывод.

15.

Социализация. Озвучивает ответ 1 человек от группы. Проверьте правильность (слайд 16,17).

16.

В группе. “Улыбнитесь”

Запишите на листках по 3 слова:

1 группа – существительные с общим грамматическим значением “животные” (русский язык);

2 группа – глаголы на тему “Что я люблю делать” (использовать и возвратные) (русский язык);

3 группа – где я люблю проводить время (русский язык);

4 группа – существительные с общим грамматическим значением “животные” (французский язык);

5 группа – глаголы на тему “Что я люблю делать” (использовать и возвратные) (французский язык);

6 группа – где я люблю проводить время (французский язык).

17.

Межгрупповая социализация.

От группы один представитель берет по листу из другой группы (соответственно языку). Соедините слова в предложения. Прочитайте. Озвучивает ответ 1 человек от группы.

18. Рефлексия.

Синквейн. Напишите пятистишие (слайд 18)

    1 существительное – тема;
    2 прилагательных – характеристика;
    3 глагола – действие; короткое предложение – отношение к происходящему;
    1 существительное – вывод.

Приложение