Цель:
- обобщить и систематизировать теоретические знания, правописные и орфоэпические умения и навыки;
- продолжить работу по выявлению лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, стиля и типа речи.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; постановка цели урока).
II. Актуализация опорных знаний по фонетике, орфоэпии, орфографии и лексике.
1. Занимательная лингвистика.
В чем заключается необычность стихотворения В.Я. Брюсова?
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.
(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).
2. Выписать слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.
3. Расставьте ударение в следующих словах: газопровод, иконопись, переведена, по трое, вы правы, гастрономия, мышление, ходатайство, кредитор, договор (письменно).
– Устно:
Бальмонт Константин – поэт
Искандер Фазйль – писатель
Кустодиев Борис – художник
Майков Аполлон – поэт
Ожегов Сергей – языковед
Одоевский Владимир – писатель
Рыленков Николай – поэт.
4. Вставьте пропущенные буквы, опираясь на лексическое значение каждого слова. Обозначьте графически морфему, которой отличаются эти слова.
а) Пр...ступить – а) к работе; б) нарушить закон
Пр...дать – а) вид; б) изменить кому-то
Пр...бывать – а) приезжать вовремя; б) находиться где-то
Пр...творить – а) планы в жизнь; б) дверь
б) Составить с ними словосочетания, определить вид связи (по вариантам).
5. Определить слова по их лексическому значению. Записать в тетрадь.
а) “Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление”. (Олицетворение.)
б) “Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе”. (Аллитерация.)
в) “Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада”. (Реферат.)
г) Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный”? (Пессимистический, апатичный, циничный, аскетичный.)
– Определите, к какому из слов, высвеченных на доске, неверно подобран синоним:
Лоб – чело
Блестела – сверкала
Монумент – пьедестал
Ярость – гнев.
III. Работа с текстом. Анализ структуры и используемых средств выразительности. Выявление морфологических и синтаксических особенностей.
(1) Спасибо музыке!
(2) Она помогла мне – не вдруг! – но услышать прежде не веданную музыку жизни.
(3) Поневоле внимаешь грозе, шумному ливню, могучему ледоходу, морскому шторму.
(4) Но понемногу словно отворяется слух.
(5) От грома и молнии переходишь к простому, будничному, но не менее прекрасному.
(6) И оно всегда рядом, возле старого дома, в нашем дворе.
Прочитайте текст писателя Б.П. Екимова.
1. Какая мысль в большей степени отражает содержание текста?
- Прекрасное всегда рядом.
- Классическая музыка помогала услышать музыку жизни.
- Слух отворяется понемногу.
- Будничное тоже прекрасно.
2. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения (6)?
- Оно рядом
- Оно всегда рядом
- Оно в нашем дворе
- Оно возле дома.
3. Какие предложения однородные?
- 2
- 3
- 4
- 5
4. Укажите, какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
5. Какое из перечисленных прилагательных не является качественным?
- Могучий
- Простой
- Морской
- Прекрасный.
6. Какое слово, образованное приставочным способом (5)?
7. Какая характеристика соответствует предложению (5)
8. Определите стиль текста и тип речи.
9. Озаглавьте его.
IV. Подведение итогов урока.
Чтоб упрочить ваши знания, готовьтесь получить домашнее задание.