Урок русского языка в 10-м классе "Готовимся к ЕГЭ"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • обобщить и систематизировать теоретические знания, правописные и орфоэпические умения и навыки;
  • продолжить работу по выявлению лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, стиля и типа речи.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; постановка цели урока).

II. Актуализация опорных знаний по фонетике, орфоэпии, орфографии и лексике.

Приложение

1. Занимательная лингвистика.

В чем заключается необычность стихотворения В.Я. Брюсова?

Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

2. Выписать слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.

3. Расставьте ударение в следующих словах: газопровод, иконопись, переведена, по трое, вы правы, гастрономия, мышление, ходатайство, кредитор, договор (письменно).

– Устно:

Бальмонт Константин – поэт
Искандер Фазйль – писатель
Кустодиев Борис – художник
Майков Аполлон – поэт
Ожегов Сергей – языковед
Одоевский Владимир – писатель
Рыленков Николай – поэт.

4. Вставьте пропущенные буквы, опираясь на лексическое значение каждого слова. Обозначьте графически морфему, которой отличаются эти слова.

а) Пр...ступить – а) к работе; б) нарушить закон

Пр...дать – а) вид; б) изменить кому-то

Пр...бывать – а) приезжать вовремя; б) находиться где-то

Пр...творить – а) планы в жизнь; б) дверь

б) Составить с ними словосочетания, определить вид связи (по вариантам).

5. Определить слова по их лексическому значению. Записать в тетрадь.

а) “Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление”. (Олицетворение.)

б) “Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе”. (Аллитерация.)

в) “Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада”. (Реферат.)

г) Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный”? (Пессимистический, апатичный, циничный, аскетичный.)

– Определите, к какому из слов, высвеченных на доске, неверно подобран синоним:

Лоб – чело
Блестела – сверкала
Монумент – пьедестал
Ярость – гнев.

III. Работа с текстом. Анализ структуры и используемых средств выразительности. Выявление морфологических и синтаксических особенностей.

(1) Спасибо музыке!

(2) Она помогла мне – не вдруг! – но услышать прежде не веданную музыку жизни.

(3) Поневоле внимаешь грозе, шумному ливню, могучему ледоходу, морскому шторму.

(4) Но понемногу словно отворяется слух.

(5) От грома и молнии переходишь к простому, будничному, но не менее прекрасному.

(6) И оно всегда рядом, возле старого дома, в нашем дворе.

Прочитайте текст писателя Б.П. Екимова.

1. Какая мысль в большей степени отражает содержание текста?

  • Прекрасное всегда рядом.
  • Классическая музыка помогала услышать музыку жизни.
  • Слух отворяется понемногу.
  • Будничное тоже прекрасно.

2. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения (6)?

  • Оно рядом
  • Оно всегда рядом
  • Оно в нашем дворе
  • Оно возле дома.

3. Какие предложения однородные?

  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

4. Укажите, какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

5. Какое из перечисленных прилагательных не является качественным?

  • Могучий
  • Простой
  • Морской
  • Прекрасный.

6. Какое слово, образованное приставочным способом (5)?

7. Какая характеристика соответствует предложению (5)

8. Определите стиль текста и тип речи.

9. Озаглавьте его.

IV. Подведение итогов урока.

Чтоб упрочить ваши знания, готовьтесь получить домашнее задание.