Тип урока: урок открытия нового знания.
7 класс Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; Науч. ред. Н.М. Шанский.- 27-е изд.- М. : Просещение, 2008.
Цели урока:
- Подвести учащихся к определению деепричастия, его морфологических признаков, синтаксической функции через выяснение роли деепричастий в тексте. Познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия; выработать умение разграничивать основные и добавочные действия, обозначаемые глаголом и деепричастием.
- Развивать речь школьников посредством обогащения словарного запаса и рассуждения по алгоритму; креативные навыки продуктивной деятельности.
- Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах, умение вести дискуссию), учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование, рефлексию, логику, самостоятельность мышления).
Человек нашел слова для всего,
что обнаружено им во Вселенной.
С. Маршак
Ход урока
I. Обсуждение эпиграфа к уроку.
II. Первый этап урока. Введение в новую часть речи.
А) Анализ текста. Задание к тексту: определите части речи.
В часы досуга отец, забавляя своего сына, строил с ним ветряные мельницы, мастерил и запускал высоко летающих бумажных змеев. Отец грезил небом, мечтая его покорить. Сын претворил мечту в жизнь: он покорил небо, став известным летчиком.
У.: Выпишите слова, которые вызвали сомнение в их принадлежности к какой-либо известной части речи. Это слова «забавляя, мечтая, став». На какие вопросы отвечают? Можем сказать, что обозначают?
Б)
1. Укажите подлежащее и сказуемое.
2. В каком предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные?
Девочка старательно выполняла домашнее упражнение и подчеркивала орфограммы. Девочка старательно выполняла домашнее упражнение, подчеркивая орфограммы. Какое слово во втором предложении обозначает добавочное действие? На какие вопросы оно отвечает?
В) Словообразовательный разбор. Проводят самостоятельно.
«дее» – действие, дееспособность, деятельность;
«причастие» – причастно к действию.
Новая часть речи – деепричастие.
Учитель: как мы изучаем части речи? Можете назвать этапы работы?
(возможные ответы: изучаем, что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие имеет морфологические признаки)
Учитель: Также мы с вами будем знакомиться и новой частью речи – деепричастием.
Что же такое деепричастие? Демонстрация слайда.
Вошел и закрыл; войдя, закрыл; вошел, закрыв.
Учитель: на какие вопросы отвечают данные слова? Что обозначают?
Делаем выводы по первому этапу урока: деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как?, причастно к действию, но обозначает не основное действие, а добавочное.
III. Второй этап урока.
а) Исследование морфологических признаков, синтаксической роли. Определяем основу предложения. Чем выражено сказуемое в предложениях? Какой дополнительный вопрос поставим к глаголу?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.И. Тютчев)
(обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголом грохочет; отвечают на вопросы: что делая? как? Признаки и наречия, и глагола.).
Б) Анализ примеров. Определяем основу предложения, ставим вопросы от глаголов – сказуемых к деепричастиям.
- Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
- Отражаясь, березы ломались в пруду.
- А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.
- Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.
Вывод: деепричастие похоже на наречие и глагол; отвечает на вопросы что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие к основному.В предложении является обстоятельством.
в) Вопрос для самостоятельного исследования: какие признаки глагола имеет деепричастие?
Н.А. Некрасов “Однажды…”
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
И.А.Бунин “***”
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
(вид и возвратность)
г) Вопрос для самостоятельного исследования: какие признаки наречия имеет деепричастие?
А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
Признаки наречия у деепричастия: неизменяемость; в предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.
Д) Вывод: заполнение таблицы.
Деепричастие «причастно» к :
ГЛАГОЛУ | НАРЕЧИЮ |
Образовано от глагола | Зависит от глагола («довесок к сказуемому») |
Вид (соверш., несоверш.) | Является обстоятельством |
Вопросы: что делая? что сделав? | Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам |
Обозначает добавочное действие к основному | Отвечает на вопросы: как? когда? с какой целью? |
Возвратность | |
Переходность | |
Зависит от глагола-сказуемого |
IV. Третий этап урока.
работа с учебником: теоретический материал стр.74. Что вы можете дополнить, прочитав теоретический материал, о деепричастии?
Задание классу: попробуйте определить пошагово, что нужно сделать вначале, что потом, чтобы «узнать» деепричастие в тексте. Составление «инструкции» по «узнаванию» деепричастия в тексте.«Инструкция» по выявлению деепричастий.
- Определяю, от какого глагола они образованы, к какому глаголу относятся.
- Задаю к ним вопрос обстоятельства от глагола, дополнительный вопрос: что делая? что сделав?
- Ищу суффиксы: -а, -я, -учи, -ючи, -в, -ши, -вши.
V. Четвертый этап урока. Закрепление.
а) Следуя только что выработанной «инструкции», найдите деепричастия, докажите, что это деепричастия. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится..»
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
б) Найдите деепричастия, укажите их морфологические признаки.
Держа указку, рассматривающий картину, оглянувшись назад, проверив себя, пригибаясь к земле, вернувшаяся из поездки, быстро бегая.
Укажите глаголы, от которых были образованы выписанные деепричастия.
в) Найдите среди словосочетаний те, в которых есть деепричастия; укажите в словосочетаниях главное и зависимое слово; постройте предложения со словосочетаниями так, чтобы одно словосочетание находилось в начале предложения, в конце его, в средине.
Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся дети.
Примерные предложения: Возвращаясь домой, школьники обсуждали итоги соревнований. Школьники, возвращаясь домой, весело галдели. Школьники обсудили итоги соревнований, возвращаясь домой.
г) Творческое задание. Рассмотрите картинку, опишите происходящее на ней, употребляя глаголы, деепричастия. Используйте слова: команда, хоккей, вратарь, матч.
VI. Пятый этап урока. Рефлексия.
Для меня на уроке самым интересным было……. Для меня самым сложным оказалось…. Над чем нужно работать дальше?
VII. Завершающий этап урока.
Сформулируем домашнее задание. Теория по учебнику, заполнить таблицу, подготовить развернутый ответ: « Что же такое деепричастие?» Письменное задание: откорректировать классное мини-сочинение.
Таблица «Что такое деепричастие?»
№ | Вопросы | Содержание ответа |
1 | От какой части речи образовано? | |
2 | На какие вопросы отвечает? | |
3 | Что обозначает? | |
4 | Морфологические признаки | |
5 | В предложении является | |
6 | Имеет суффиксы | |
7 | Как обособляется? | |
8 | Примеры | |