Выразительные средства языка

Разделы: Русский язык


Задачи:

Образовательные – повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте.

Развивающиеразвивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Воспитательные развивать систему ценностных отношений к родному языку; воспитывать бережное отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Ход занятия

Слово учителя.

Вызов. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Составление кластера

Составляется кластер по теме, дети называют известные им выразительные средства языка, учитель на доске ведёт записи и помогает классифицировать их: фонетические, лексические и т.д. Включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадияосмысление. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Работа с учебником

Учитель предлагает учащимся обратиться к учебнику. Прием “Пометки на полях;. Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Заполняется таблица. Озвучиваются по желанию итоги: знал, узнал, хочу узнать.

Предлагается выполнить упражнение 254. Задание: вспомните или найдите определения названных в тексте тропов и стилистических фигур. Подберите примеры к каждому выразительному средству. Предлагается использовать медиапособие. Приложение 1

Работа с медиапособием

На следующем этапе урока организуется работа учащихся в группах за компьютерами. Рекомендуется создать группы по три-четыре ученика по структуре “сильный – средний – слабый”. Количество групп, их состав, дублирование или дробление заданий может варьироваться в зависимости от количеств и состава класса. В малокомплектной школе группы могут быть разновозрастные, состоящие из учеников 10 и 11 классов.

Учитель помогает руководителям групп организовать работу учащихся, координирует их действия, отвечает на вопросы, помогает работать с пособием. Учащиеся анализируют материал, содержащийся на слайдах, выписывают определения и названия выразительных средств. Это делается с целью повторения и закрепления полученных знаний, а также развития умения иллюстрировать теоретический материал конкретными примерами. Так как практикум двухчасовой, работа прерывается на перемену. Учитель предупреждает детей за несколько минут до звонка.

Выступление групп

Следующий этап урока предполагает выступления представителей групп перед классом. Учащиеся могут определить одного или нескольких выступающих. Учитель координирует и корректирует выступления учеников. Класс внимательно слушает и задает вопросы, при необходимости можно обращаться к слайдам, использовать глоссарий. В конце выступления группы учитель его кратко комментирует и дополняет, делает вывод о результативности работы группы.

Тестирование

На последнем этапе урока проводится тестирование в группах, коллективно, с самопроверкой. Целью такого тестирования является закрепление знаний, а не их контроль и объективная оценка.

Рефлексия

Затем руководители групп совместно с другими учащимися дают оценочную характеристику каждому члену группы по критериям: активность работы в группе, умение анализировать данные, качество выступления перед классом, правильность ответов при тестировании.

В заключение урока учитель подводит итоги:

Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?

Вывод:

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

Предлагается составить синквейн по теме. Прием “Написание синквейна”. Синквейн – самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Домашнее задание. Задается домашнее задание: Выполнить задание В8 демонстрационного варианта-2012.

Оценки за урок учитель выставляет совместно с руководителями групп, учитывая активность ученика в течение всего занятия.

Список литературы и источников

  1. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
  2. Власенков А.И. Рыбченкова Л.В. Русский язык. Учебник для 10–11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2009.
  3. Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2012 г.
  4. http://www.ege.edu.ru