Цели: повторение и обобщение пройденного по теме "Глагол"; совершенствовать навыки определения морфологических признаков глагола; активизировать словарный запас; воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение.
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по теме "Глагол".
Девиз урока
Глагол - это самостоятельная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать - и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!
Этимология слова.
Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?) МЕЧТАТЬ
Какого вида бывают глаголы? (Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.) Лепить, построить.
Спряжения глаголов.
Одним из постоянных признаков глагола является спряжение.
Расскажите, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? (исключения: Брить, Стелить; Терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть и дышать, гнать, держать, слышать) БОРЮТСЯ, КЛЕЯТ.
К какому спряжению относится глагол "хотеть"? (Это разноспрягаемый глагол.) Почему? (В ед. ч. Он спрягается, как глагол 1 спряжения, а во мн. Ч. Имеет окончания 2 спряжения.)
Задание №1. Распределите глаголы по спряжению на три группы. Даша пойдёт к доске и будет работать с глаголами 2 спряжения. Остальные ребята разделят строчку на три столбика.
Смотреть, вертеть, ездить, хотеть, строить, слышать, вязать, видеть, шептать, писать, зависеть, дышать, клеить, колыхать, обидеть, стелить, брить, бежать.
Ответ:
1 спряжение | 2 спряжение | Разноспрягаемые |
Шептать | смотреть | хотеть |
писать | вертеть | бежать |
колыхать | ездить | |
стелить | строить | |
вязать | слышать | |
брить | видеть | |
зависеть | ||
дышать | ||
клеить | ||
обидеть |
Справились? Какие глаголы 1 спряжения ты выписал? Разноспрягаемые?
Наклонения глаголов
Дайте характеристику наклонений глагола. (Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное.) ПРИШЁЛ БЫ, РИСУЕТ, УБЕРИТЕ.
В каком наклонении глаголы могут иметь суффикс -и-, а в каком - окончания -ите и -ете? (Глаголы в повелительном наклонении имеют суффикс И и окончание ТЕ, а окончания ИТЕ, ЕТЕ имеют глаголы изъявительного наклонения.) ИТЕ пишется в повелительном наклонении и в изъявительном у глаголов 2 спряжения, ЕТЕ пишется только в изъявительном наклонении у глаголов 1 спряжения.
Как узнать наклонение глагола? Какой алгоритм нужно вспомнить?
Игра "Третий лишний".
Ребята, вы любите играть? Тогда предлагаю поиграть в игру "Третий лишний", а поможет мне Сапрыгина Полина.
Задание №2. Условие игры: из трёх вариантов выбрать лишнее и записать в тетрадь.
1 слайд
Сосчитай-ка (глагол повелительного наклонения);
Сделайте (глагол повелительного наклонения);
Пойду (глагол изъявительного наклонения).
2 слайд
Сделал бы домашнее задание (глагол условного наклонения);
Сходите, пожалуйста (глагол повелительного наклонения);
Если бы я был пилотом (глагол условного наклонения).
3 слайд
Художник создаёт картину (глагол изъявительного наклонения);
Витя, сходи в магазин! (глагол повелительного наклонения);
Школьники выиграли в соревнованиях. (глагол изъявительного наклонения).
Кроссворд. (устно)
На следующем этапе мы с вами попробуем отгадать, какое слово спрятано в кроссворде по вертикали.
Ощущается озноб - Знобит;
Наступает вечер - Вечереет;
К утру стало свежо - посвежело;
В этой кроватке сладко : - спится;
От страха ничего не вижу. В глазах у меня - темнеет;
Испытываю лёгкость при вдохе и выдохе. Мне легко : - дышится.
Какое слово спрятано по вертикали - Безличные.
В чём особенность безличных глаголов? (Эти глаголы обозначают действия, происходящие сами по себе.)
Задание №3. Каждое предложение попробуйте заменить безличным глаголом. Запишите его в тетрадь. (1 ученик у доски)
Восток заалел яснее. (Светает)
Идёт мелкий дождичек. (Моросит.)
В лесу воздух прозрачный и свежи1й. (Легко дышится.)
Наступал вечер. (Вечерело.)
На лужах образовалась корка льда. (Подморозило.)
Словарная работа.
Отгадайте слово, ЛЗ которого "Ласковость и мягкость в отношениях к кому-нибудь". - Нежность.
Какие ассоциации у вас возникают при этом слове? (Забота.)
А от кого мы всё это получаем? (От мамы.)
Вы знаете, что последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается как День Матери. Мама. Самое прекрасное слово на свете. Мама - это первое слово, которое произносит человек.
И я предлагаю некоторым ребятам написать письмо маме. Для этого необходимо в листочках вставить подходящие по смыслу глаголы. И не забудьте подписать своё письмо.
Прошу выйти к столу Полину, Расула, Дашу и Таню.
Всеволод Рождественский написал прекрасное стихотворение "Мадонна". Но в нём пропущены глаголы. Восстановите их, пожалуйста.
Итог урока.
Сегодня на уроке мы вспомнили морфологические признаки глагола, попробовали с помощью этой части речи восстановить текст. И ваши творческие работы подтверждают слова Л.Н. Толстого: "Движение и его выражение - глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе".