Урок русского языка по теме "Глагол" (обобщение пройденного)

Разделы: Русский язык


Цели: повторение и обобщение пройденного по теме "Глагол"; совершенствовать навыки определения морфологических признаков глагола; активизировать словарный запас; воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение.

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по теме "Глагол".

Девиз урока

Глагол - это самостоятельная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать - и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!

Этимология слова.

Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?) МЕЧТАТЬ

Какого вида бывают глаголы? (Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.) Лепить, построить.

Спряжения глаголов.

Одним из постоянных признаков глагола является спряжение.

Расскажите, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? (исключения: Брить, Стелить; Терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть и дышать, гнать, держать, слышать) БОРЮТСЯ, КЛЕЯТ.

К какому спряжению относится глагол "хотеть"? (Это разноспрягаемый глагол.) Почему? (В ед. ч. Он спрягается, как глагол 1 спряжения, а во мн. Ч. Имеет окончания 2 спряжения.)

Задание №1. Распределите глаголы по спряжению на три группы. Даша пойдёт к доске и будет работать с глаголами 2 спряжения. Остальные ребята разделят строчку на три столбика.

Смотреть, вертеть, ездить, хотеть, строить, слышать, вязать, видеть, шептать, писать, зависеть, дышать, клеить, колыхать, обидеть, стелить, брить, бежать.

Ответ:

1 спряжение 2 спряжение Разноспрягаемые
Шептать смотреть хотеть
писать вертеть бежать
колыхать ездить
стелить строить
вязать слышать
брить видеть
зависеть
дышать
клеить
обидеть

Справились? Какие глаголы 1 спряжения ты выписал? Разноспрягаемые?

Наклонения глаголов

Дайте характеристику наклонений глагола. (Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное.) ПРИШЁЛ БЫ, РИСУЕТ, УБЕРИТЕ.

В каком наклонении глаголы могут иметь суффикс -и-, а в каком - окончания -ите и -ете? (Глаголы в повелительном наклонении имеют суффикс И и окончание ТЕ, а окончания ИТЕ, ЕТЕ имеют глаголы изъявительного наклонения.) ИТЕ пишется в повелительном наклонении и в изъявительном у глаголов 2 спряжения, ЕТЕ пишется только в изъявительном наклонении у глаголов 1 спряжения.

Как узнать наклонение глагола? Какой алгоритм нужно вспомнить?

Игра "Третий лишний".

Ребята, вы любите играть? Тогда предлагаю поиграть в игру "Третий лишний", а поможет мне Сапрыгина Полина.

Задание №2. Условие игры: из трёх вариантов выбрать лишнее и записать в тетрадь.

1 слайд

Сосчитай-ка (глагол повелительного наклонения);

Сделайте (глагол повелительного наклонения);

Пойду (глагол изъявительного наклонения).

2 слайд

Сделал бы домашнее задание (глагол условного наклонения);

Сходите, пожалуйста (глагол повелительного наклонения);

Если бы я был пилотом (глагол условного наклонения).

3 слайд

Художник создаёт картину (глагол изъявительного наклонения);

Витя, сходи в магазин! (глагол повелительного наклонения);

Школьники выиграли в соревнованиях. (глагол изъявительного наклонения).

Кроссворд. (устно)

На следующем этапе мы с вами попробуем отгадать, какое слово спрятано в кроссворде по вертикали.

Ощущается озноб - Знобит;

Наступает вечер - Вечереет;

К утру стало свежо - посвежело;

В этой кроватке сладко : - спится;

От страха ничего не вижу. В глазах у меня - темнеет;

Испытываю лёгкость при вдохе и выдохе. Мне легко : - дышится.

Какое слово спрятано по вертикали - Безличные.

В чём особенность безличных глаголов? (Эти глаголы обозначают действия, происходящие сами по себе.)

Задание №3. Каждое предложение попробуйте заменить безличным глаголом. Запишите его в тетрадь. (1 ученик у доски)

Восток заалел яснее. (Светает)

Идёт мелкий дождичек. (Моросит.)

В лесу воздух прозрачный и свежи1й. (Легко дышится.)

Наступал вечер. (Вечерело.)

На лужах образовалась корка льда. (Подморозило.)

Словарная работа.

Отгадайте слово, ЛЗ которого "Ласковость и мягкость в отношениях к кому-нибудь". - Нежность.

Какие ассоциации у вас возникают при этом слове? (Забота.)

А от кого мы всё это получаем? (От мамы.)

Вы знаете, что последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается как День Матери. Мама. Самое прекрасное слово на свете. Мама - это первое слово, которое произносит человек.

И я предлагаю некоторым ребятам написать письмо маме. Для этого необходимо в листочках вставить подходящие по смыслу глаголы. И не забудьте подписать своё письмо.

Прошу выйти к столу Полину, Расула, Дашу и Таню.

Всеволод Рождественский написал прекрасное стихотворение "Мадонна". Но в нём пропущены глаголы. Восстановите их, пожалуйста.

Итог урока.

Сегодня на уроке мы вспомнили морфологические признаки глагола, попробовали с помощью этой части речи восстановить текст. И ваши творческие работы подтверждают слова Л.Н. Толстого: "Движение и его выражение - глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе".

Приложение.