Цель урока:
- Узнать, какие виды придаточных бывают, как их определить.
- Закрепить умения находить в тексте СПП, выделять главное и придаточное предложения.
- Учиться ставить вопрос от главного к придаточному, определять виды придаточных.
Опорные знания: граммагическая основа - предложения, признаки сложноподчиненных предложений, союзные слова, союзы, второстепенные члены предложения.
Задание 1. Цель: повторить признаки СПП.
Запишите предложение, поставьте запятые, где нужно. Докажите, что это СПП.
Чтобы быть друзьями нужно иметь расположение друг к другу и желать друг другу благ. Итак, какие признаки имеют сложноподчиненные предложения? Признаки СПП
Задание 2. Цель: узнать, что такое тип придаточного
Запишите предложения, выделите главные и придаточные части, поставьте вопросы. Выражают ли одинаковые союзы и союзные слова одинаковое значение?
Лошади присмирели и, прижавшись друг к другу, терпеливо ждали, когда, наконец, с них снимут груз.
Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.
Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Ответ
Как определить тип придаточного? Сравните две схемы. Что общего между членами предложения и сложноподчиненными предложениями?
Задание 3. Прочитайте текст. Найдите сложноподчиненные предложения, выпишите в тетрадь и определите типы придаточных.
Санитарка.
В госпиталь привезли раненого майора Михайлова. Когда укладывали на носилки, он раздраженно заспорил:
- Не лягу я на носилки. Я здоровый!
К нему подсела санитарка Анна Андреевна. Говорят, она умеет, как никто другой, терпеливо и ласково ухаживать за ранеными.
Назавтра Анну Андреевну спросили, как ей удалось поладить с Михайловым. Анна Андреевна улыбнулась:
- Это он на людях такой несговорчивый. В палатке я его у костра всего до капельки Б±яеушияаг-в окопах: ведь полно воды, глина м~окрая. Ну, лицо я ему помыла. За это раненые меня всегда уважают. В свою шинель укутала, чтобы кровь хорошенько разогрелась. Тихо кругом. Все спят, и он успокоился. Стал мне рассказывать, как дело было. Кругом жужжат самой сопки его пуля достала.
У Анны Андреевны не осталось близких. Всех прибрала война - мужа, сына, брата. Своей семьей считала раненых, которые выживали в госпитале. Бережно хранит их фотографии на дне чемодана. Всех помнит по именам. А вот и снимок майора Михайлова. Сфотографировался, когда из госпиталя выписывался. Подарил на прощание и сказал:
Одну карточку - матери. Другую - вам на память, Анна Андреевна.
(По Б. Таланову)
4. Обобщение. Что узнали? Чему научились?