Цель урока:
- обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;
- совершенствование практических навыков в определении основных признаков имени существительного.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Мультимедиа, таблицы, карточки для индивидуальных работ.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Словарно-орфографическая работа.
Запись словосочетаний у доски по цепочке с объяснением орфограмм.
Упала с крыши, не боишься молнии, был в планетарии, думаю о Наталии, подошёл к Наталье, пел в безмолвии, выступал на фестивале, использовать в домашнем хозяйстве, состязаться на звание лучшего по профессии, упражнение по грамматике, плыли на пароходе, не предавался грусти.
III. 1.Работа по карточкам у доски.
Карточка № 1.
1). Вставьте буквы, определите падеж имен существительных:
Вспомнить о наград_; говорить о молодёж_; жить в Греци_; плащ_м: полотенц_м; об уль_; подъехали к Казан_; думать о лекци_; рассказать на встреч_; думать о поздравлени_.
2) Составить предложения по схеме:
Карточка № 2.
1). Вставьте буквы, графически обозначьте орфограммы:
Зайти к Наташ_; увидет_ся в театр_; зад_вать вопрос; о низкой температур_; л_жит_ся на перила; др_жать от страха; серьёзно относит_ся к работ_; cв_сать с веревк_; двигат_ся по д_лин_; ар_мат акации_;
2). Подберите примеры существительных с корнями –раст –рос -, -лаг –лож -.
2. Класс в это время работает с текстом:
В сентябре3 осень приходит в леса и лесостепи Pусской2 равнины. В её природ(и,е) нет пышност(и,е) и яркост(и,е) влажных тропиков или скудност(и,е) пустынь. Она скромна и обаятельна4.
Иногда сентябрь начинается здесь дождями. Они льют из низких туч(?) – затяжные, монотонные. Вокруг тускло и скучно. Но во второй половин(и,е) месяца часто приходит пора, которую народ зовет «бабьим летом».
- Прочитайте текст, определите тему текста, основную мысль. Назовите признаки текста.
- Объясните пропущенные орфограммы.
- Выполните разборы, указанные в тексте.
IV.1. Игра «Кто быстрее?»
Класс делится на 3 команды. Задача: по условному сигналу в течение определенного времени учащиеся сменяют друг друга у доски, записывают имена существительные. А что за имена существительные вы будете записывать, вы узнаете, отгадав загадку.
У мамы он женский,
У папы мужской,
У уха он средний,
Ну, кто ж он такой? (Род)
(1 ряд записывает имена существительные женского рода; 2 ряд – мужского рода; 3 ряд – среднего рода.)
2. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, используя словообразовательные суффиксы:
Сила, цирк, Кавказ, защита, работа, горн, барабан, камень, гардероб, груз, заказ, коса, аптека, Москва, агитация, механизация, баян, журнал.
Физкультминутка
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)
Посмотреть, который час. (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)
Мышки дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (бег на месте)
3. Отгадайте загадки, запишите слова в 2 столбика. 1 столбик – существительные, имеющие форму только единственного числа; во 2 столбик – только множественного числа.
Ты машину закажи,
Точный адрес укажи.
Прямо к дому подвезёт,
Плату за проезд возьмёт. (Такси)Вот устройство так устройство:
Никакого беспокойства.
Сосчитаем все до грамма
Бес труда и без обмана. (Весы)Как зовется для печки еда:
И торф, и уголь, и дрова. (Топливо)Он в году по счету третий,
Мамин праздник с ним мы встретим. (Март)У грядок есть расчески,
Чтоб делать им прически. (Грабли)Известно всем детям,
Конечно, давно,
Где платье сошьют
По тебе и пальто. (Ателье)Раньше из неё повсюду
Люди делали посуду. (Глина)Кто прячет под кусты
Наши супы и борщи? (Картофель)Чтобы резать – два конца,
И для пальцев - два кольца. (Ножницы)
4. Задира, умница, чистюля, обжора, трусишка, непоседа, хитрюга, сладкоежка.
- Прочитайте имена существительные. Что вы о них скажите?
- Подберите к указанным существительным прилагательные и глаголы, составьте с ними короткие предложения. Не забудьте о согласовании. Запишите два предложения.
5. Синтаксическая роль существительных.
Упражнение 153.
V. Итог урока.
Тестирование
Уровень А.
- Укажи ряд слов, где указаны только части речи:
1) существительное, прилагательное, окончание;
2) глагол, сказуемое, числительное;
3) прилагательное, глагол, существительное;
4) существительное, определение, прилагательное. - Какое сочетание слов не содержит грамматической ошибки:
1) закружила карусель;
2) закружил карусель;
3) закружило карусель;
4) закружили каруселей. - Определи род существительного пальто.
1) м.р.;
2) ж.р.;
3) с.р.;
4) общего рода. - Какая форма имени существительного называется начальной?
1) Им.п., мн.ч.;
2) В.п., ед.ч.;
3) Им.п., ед.ч.;
4) В.п., мн.ч.; - Чаще всего в предложениях существительное является:
1) подлежащим и определением;
2) подлежащим и дополнением;
3) подлежащим и сказуемым;
4) обстоятельством. - В каком ряду все имена собственные:
1) Волгоград, город, волгоградец;
2) Волгоград, волгоградский, Волга;
3) Волгоград, Волга, Дон;
4) Волга, Сарепта, река. - Где перечислены неодушевленные имена существительные:
1) группа, бочка, пейзаж;
2) молодёжь, бабочка, гавань;
3) детвора, реклама, сверстница;
4) ветер, сын, человек. - В русском языке падежей:
1) пять;
2) семь;
3) шесть;
4) восемь. - К 1 склонению относятся существительные:
1) ж.р. – окончание –а, -я, м.р. – окончание –а, -я в им.п., ед.ч.;
2) м.р., нулевое окончание;
3) ж.р., нулевое окончание;
4) м.р. с окончанием –о, -е. - Как называются следующие существительные: пальто, метро, кашне?
1) разносклоняемые;
2) несклоняемые;
3) общего рода;
4) одушевленные.
Уровень Б.
- Что указывает на отношение существительного к другим словам в предложении?
1) род;
2) склонение;
3) число;
4) падеж. - Чаще всего существительные дательного падежа в предложении являются:
1) подлежащим;
2) определением;
3) дополнением;
4) сказуемым. - Какое утверждение верно:
1) существительные бывают м., ж. и с. Родов;
2) помимо 3 родов, существительные бывают ещё и общего рода;
3) существительные изменяются по родам;
4) существительные бывают только м.р. и ж.р. - Какие имена собственные пишутся в кавычках?
1) названия газет, журналов, произведений литературы, заводов, фабрик;
2) астрономические названия;
3) географические названия;
4) имя, фамилия, отчество. - Как называются имена существительные, обозначающее общее название для всех однородных предметов?
1) собственные;
2) одушевленные;
3) нарицательные;
4) неодушевленные. - Укажи ряд слов, где указаны имена существительные общего рода.
1) фамилия, злюка, яблоко;
2) сирота, плакса, работяга;
3) выскочка, непоседа, бандероль;
4) имя, аквалангист, географ. - Распредели слова по группам (1 склонение, 2 склонение, 3 склонение).
Маша, угол, море, окно, уголь, страна, семья, гений, площадь, ночь, дело, юноша, слово, лошадь, дядя, статья, Стёпа, отпуск, облако, мысль, запястье, радость, дочь, суффикс, существительное, роль, падеж.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 148, стр.56.