Тема урока: "Правописание парных согласных"

Разделы: Русский язык


Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационная часть урока (1 минута).

II. Чистописание (4 минуты).

III. Сообщение темы и цели урока. Работа над темой (1 минута).
А) Орфографическая подготовка по теме (9 минут).
Б) Реши грамматическую задачу (5 минут).
В) Графический диктант. Составление предложения (7 минут).
Г) Работа с текстом (9 минут).

IV. Релаксация. А теперь мы отдыхаем (1 минута).

V. Домашнее задание (2 минуты).

VI. Подведение итогов работы учащихся на уроке (1 минута).

Показываю детям смешные и грустные рожицы.

- Сядут сначала те дети, у кого сегодня отличное настроение.

- Сядут те ребята, кому сегодня грустно.

А) Моторика (зарядка для пальчиков).
Б) Посадка.
В) Положение тетради, ручки во время работы.

- Рассмотрите, какие буквы записаны на доске?

  • з г и а л к

- На какие группы можно разделить буквы?

- Какое слово можно составить из этих букв?

- С помощью ударения измени слово.

- Назови значения этих слов.

- Запиши чередование букв и получившееся слово.

- Какое правило в слове?

- Как проверить букву з в слове?

- Как понимаешь выражения (фразеологизмы)?

А) Мозолить глаза.
Б) Хлопать глазами.
В) Пускать пыль в глаза.

Вывод: как надо проверять парные согласные в корне слова?

Итак, над какой темой урока будем сегодня работать?

- Правильно.

- Сегодня на уроке закрепим умения проверять и грамотно писать парные согласные в корне слова.

- Прочитай слова на доске.

  • Пичужка, низкий, слёзки, книжка, вяз, погодка.

- Что объединяет все эти слова?

- Какую букву проверяли в каждом слове? Почему?

- Какое слово лишнее, почему?

- Кого можно назвать пичужкой?

- Что такое вяз?

- Запиши слова, подчеркни орфограммы.

Тестирование. Я буду рассказывать о слове книжка. Если моё утверждение верно, то вы ставите +, если нет, то – (исследование слова).

- Верно ли моё утверждение, что в слове книжка:
А) два слога;
Б) четыре согласных;
В) одна согласная мягкая;
Г) есть непарные согласные;
Д) в слове нет орфограмм.

- Почему моё последнее утверждение неверно?

- А мы продолжаем грамотно учиться писать парные согласные в корне слова. Но сначала отдохнём.

Физкультурная минутка в движении.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

- Какие слова с парными согласными услышали?

- Подумай, какую парную согласную запишешь в корне, докажи, запиши проверочные слова, выдели корень слова. Работаем по карточкам в парах самостоятельно.

  • Голо(Ф,В)ка, яго(Д,Т)ка, кру(Ш,Ж)ки, но(Ш,Ж)ка, сторо(Ж,Ш)ка, голу(Б,П)ка.

Вывод: как проверяли парные согласные в корне?

- Я читаю слова, а вы выписываете букву на изученное правило.

  • Ошибка, шутка, братишка, лошадка, пробежка, посадка, селёдка, робкий.

- Какие слова с приставками запомнили?

- Кто запомнил, какое слово было последним?

- Назови слово близкое по смыслу.

- Назови слово противоположное по смыслу.

- Составь предложение с этим словом так, чтобы в нём были слова на изучаемое правило.

- Запиши предложение с комментированием на доске.

  • Робкий зайчишка побежал по узкой дорожке.

- Составь схему предложения, зашифруй орфограммы.

  • Р б а ш о е по з оро ж.

Вывод: какие слова с парными согласными надо обязательно проверить?

- Почему?

- Для чего проверяем слова?

- А сейчас у нас зарядка для глаз.

Зарядка для глаз.

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води,
И на бочок её клади.
Теперь гляди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась! Ты – молодец!

- Прочитайте текст на доске.

  • Ночью ударил мороз. Зябко стало дубкам и берёзкам от мороза. Птички спрятались в ветках деревьев. Мороз загнал в норки зверьков.

- Чем вам не понравился рассказ?

- Отредактируй предложения. Дополни подходящие по смыслу слова, замени слова.

- Прочитай получившийся рассказ.

  • Ночью ударил трескучий мороз. Зябко стало дубкам и берёзкам . Птички спрятались в ветках деревьев. Холод загнал в норки зверьков.

- Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?

Воспитательный момент:

Покормите птиц зимой…
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Запишем предложения в тетрадь разными способами.

1 предложение – под диктовку.
2 предложение – по памяти. Читаю! Запоминаю! Пишу! Проверяю!
3, 4 предложения – списываем с заданием.

- Сделай транскрипцию слова холод.

- Подчеркни главные члены предложения.

- Подчеркни парные согласные во всех словах и сделай вывод по теме урока.

Вывод: какие парные согласные проверяем?

- Почему проверяем парные согласные?

- Расскажите друг другу. Для чего надо проверять парные согласные?

- Как проверяем парные согласные в корне?

(Коммуникативные учебные действия. Работа в парах.)

- Покажи парную согласную в слове сигнальной карточкой. Проверь себя сам. Чему ты научился сегодня на уроке.

  • Связка, лёгкий, тропка, зубчик, денежки, жемчуг.

- Отгадай!

Когда я с ...т , на мне плывут.
Когда я с ...д, меня сорвут.

  1. Выучить правило проверки парных согласных.
  2. Записать 10 слов с парными согласными и подобрать к ним проверочные слова. Дам некоторым ученикам карточки-помощницы.

Группа учащихся класса получает опорные слова для составления рассказа на тему «Зимние забавы детей» Сообщение отметок за урок, их комментирование.

Хвалю ребят за работу на уроке.

- Поделитесь впечатлениями об уроке.

- Чему на уроке научился каждый из вас?

У всех детей отличное настроение, так как все сели вместе со смеющейся рожицей.

Учащиеся выполняют зарядку для пальчиков.

Рыбки весело плескались
В чистой, светленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Ученики их называют (задания повышенного уровня).

- Гласные, согласные и а/ згкл.

- По написанию элементов и а л / г к з.

- Глазки - глазки.

  1. Орган зрения.
  2. Отверстия в изделиях.
  3. Отростки у картофеля - глазки.

- Парная согласная в корне слова.

- Подобрать проверочные слова: глаза, глазок.

- То и дело появляться и мешать работе.

- Ничего не понимать.

- Говорить неправду.

- Чтобы грамотно писать,
Надо слово изменять,
Чтоб за звуком непонятным гласная стояла.

- Парные согласные в корне слова.

Учащиеся читают слова. (Познавательные универсальные действия учащихся.)

- Одно правило.

- Ж, з, з. ж. з, д. Слышится звук не так, как пишется буква.

- Низкий – признак предмета.
Вяз – правило на конце слова.

- Маленькую птичку или подвижную девочку.

- Дерево.

Познавательный материал о дереве сообщают ученики (индивидуальное задание – 2 ученика).

!! За что дерево назвали вязом? У этого дерева очень вязкая, то есть очень плотная древесина. Вяз трудно рубить, колоть.

Эх, раз! Эх, два! (Смена позы детей.)
Колет старший брат дрова.
Почему ж один чурбак не развалится никак?
В чурбаке топор увяз – не расколешь вязкий вяз!

За это свойство дерево получило своё название. На улицах нашего города очень много таких деревьев, которые в летний зной дают нам тень и помогают пережить жару. Не забудь и ты в жаркие летние дни отблагодарить вяз около своего дома. Сделай лунку и напои его прохладной водичкой.

Ученики пишут, а во время проверки называют проверочные слова.

Индивидуально за доской работают 2 ученика.

В тетрадях и на доске появляется запись.

1 2 3 4 5

+ + + + --

(Индивидуальную работу около доски проверяют консультанты – коммуникативные учебные действия.)

Самопроверка (учащиеся самостоятельно проверяют работу по доске.)

- Здесь есть орфограмма – парная согласная.

- Подружки, лягушки, ножками

!Около доски работают сильный ученик + слабый по карточкам (коммуникативные учебные действия).

!Взаимопроверка в парах (коммуникативные учебные действия).

Ученики отвечают, что надо подобрать проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква.

Индивидуально за доской работают 2 ученика.

У учащихся и на доске появляется запись:

  • Б, т, ш, д, ж, д. д, б.

- Пробежка, посадка. (Задание повышенного уровня.)

- Робкий.

- Трусливый.

- Смелый.

Выслушиваю составленные предложения со словом робкий. (Задания базового уровня.)

Одно предложение записываем с комментированием на доске (индивидуально – 1 ученик).

Учащиеся цепочкой выходят к доске, составляют схему и шифруют орфограммы. Учитываем не только парные согласные, но и другие изученные орфограммы.

- Робкий, зайчишка, узкой, дорожке.

- Слышим одни звуки, а пишем совсем другие буквы.

- Чтобы грамотно писать слова.

Учащиеся самостоятельно читают текст.

  1. Повтор слов.
  2. Нет имён прилагательных.

Ученики добавляют и заменяют слова:
1 предложение – сильный, большой, трескучий.
2 предложение – убираем слова от мороза.
4 предложение – слово мороз заменили на слово холод.

Смысл слова объясняют.

Зябко – холодно.

Высказывания учеников.

 

 

Письмо по памяти – взаимопроверка (меняемся тетрадями с соседом по парте).

[ холат ] (Задание повышенного уровня.)

  • Б в г д ж з
  • П ф к т ш с

- Звуки слышатся не так, как пишутся буквы.

- Чтобы грамотно писать слова.

- Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная буква.

- Чтобы грамотно писать, надо слово изменять,
Чтоб за звуком непонятным гласная стояла.

Обратная связь: учитель – ученик.
(Коммуникативные учебные действия.)

Плот(ы) – плод(ы).

Слабоуспевающие ученики получают карточки-помощницы из которых они могут выписать слова по заданию.

Сильные учащиеся – опорные слова для составления рассказа.

Высказывания учеников.

Выставляю отметки в журнал и дневники.