Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационная часть урока (1
минута). II. Чистописание (4 минуты). III. Сообщение темы и цели урока. Работа над темой (1 минута). IV. Релаксация. А теперь мы отдыхаем (1 минута). V. Домашнее задание (2 минуты). VI. Подведение итогов работы учащихся на уроке (1 минута). |
Показываю детям смешные и грустные
рожицы. - Сядут сначала те дети, у кого сегодня отличное настроение. - Сядут те ребята, кому сегодня грустно. А) Моторика (зарядка для пальчиков). - Рассмотрите, какие буквы записаны на доске?
- На какие группы можно разделить буквы? - Какое слово можно составить из этих букв? - С помощью ударения измени слово. - Назови значения этих слов. - Запиши чередование букв и получившееся слово. - Какое правило в слове? - Как проверить букву з в слове? - Как понимаешь выражения (фразеологизмы)?
Вывод: как надо проверять парные согласные в корне слова? Итак, над какой темой урока будем сегодня работать? - Правильно. - Сегодня на уроке закрепим умения проверять и грамотно писать парные согласные в корне слова. - Прочитай слова на доске.
- Что объединяет все эти слова? - Какую букву проверяли в каждом слове? Почему? - Какое слово лишнее, почему? - Кого можно назвать пичужкой? - Что такое вяз? - Запиши слова, подчеркни орфограммы. Тестирование. Я буду рассказывать о слове книжка. Если моё утверждение верно, то вы ставите +, если нет, то – (исследование слова). - Верно ли моё утверждение, что в слове книжка: - Почему моё последнее утверждение неверно? - А мы продолжаем грамотно учиться писать парные согласные в корне слова. Но сначала отдохнём. Физкультурная минутка в движении.
- Какие слова с парными согласными услышали? - Подумай, какую парную согласную запишешь в корне, докажи, запиши проверочные слова, выдели корень слова. Работаем по карточкам в парах самостоятельно.
Вывод: как проверяли парные согласные в корне? - Я читаю слова, а вы выписываете букву на изученное правило.
- Какие слова с приставками запомнили? - Кто запомнил, какое слово было последним? - Назови слово близкое по смыслу. - Назови слово противоположное по смыслу. - Составь предложение с этим словом так, чтобы в нём были слова на изучаемое правило. - Запиши предложение с комментированием на доске.
- Составь схему предложения, зашифруй орфограммы.
Вывод: какие слова с парными согласными надо обязательно проверить? - Почему? - Для чего проверяем слова? - А сейчас у нас зарядка для глаз. Зарядка для глаз.
- Прочитайте текст на доске.
- Чем вам не понравился рассказ? - Отредактируй предложения. Дополни подходящие по смыслу слова, замени слова. - Прочитай получившийся рассказ.
- Что для птичек зимой страшнее: холод или голод? Воспитательный момент:
- Запишем предложения в тетрадь разными способами. 1 предложение – под диктовку. - Сделай транскрипцию слова холод. - Подчеркни главные члены предложения. - Подчеркни парные согласные во всех словах и сделай вывод по теме урока. Вывод: какие парные согласные проверяем? - Почему проверяем парные согласные? - Расскажите друг другу. Для чего надо проверять парные согласные? - Как проверяем парные согласные в корне? (Коммуникативные учебные действия. Работа в парах.) - Покажи парную согласную в слове сигнальной карточкой. Проверь себя сам. Чему ты научился сегодня на уроке.
- Отгадай!
Группа учащихся класса получает опорные слова для составления рассказа на тему «Зимние забавы детей» Сообщение отметок за урок, их комментирование. Хвалю ребят за работу на уроке. - Поделитесь впечатлениями об уроке. - Чему на уроке научился каждый из вас? |
У всех детей отличное настроение, так
как все сели вместе со смеющейся рожицей. Учащиеся выполняют зарядку для пальчиков.
Ученики их называют (задания повышенного уровня). - Гласные, согласные и а/ згкл. - По написанию элементов и а л / г к з. - Глазки - глазки.
- Парная согласная в корне слова. - Подобрать проверочные слова: глаза, глазок. - То и дело появляться и мешать работе. - Ничего не понимать. - Говорить неправду.
- Парные согласные в корне слова. Учащиеся читают слова. (Познавательные универсальные действия учащихся.) - Одно правило. - Ж, з, з. ж. з, д. Слышится звук не так, как пишется буква. - Низкий – признак предмета. - Маленькую птичку или подвижную девочку. - Дерево. Познавательный материал о дереве сообщают ученики (индивидуальное задание – 2 ученика). !! За что дерево назвали вязом? У этого дерева очень вязкая, то есть очень плотная древесина. Вяз трудно рубить, колоть.
За это свойство дерево получило своё название. На улицах нашего города очень много таких деревьев, которые в летний зной дают нам тень и помогают пережить жару. Не забудь и ты в жаркие летние дни отблагодарить вяз около своего дома. Сделай лунку и напои его прохладной водичкой. Ученики пишут, а во время проверки называют проверочные слова. Индивидуально за доской работают 2 ученика. В тетрадях и на доске появляется запись. 1 2 3 4 5 + + + + -- (Индивидуальную работу около доски проверяют консультанты – коммуникативные учебные действия.) Самопроверка (учащиеся самостоятельно проверяют работу по доске.) - Здесь есть орфограмма – парная согласная. - Подружки, лягушки, ножками !Около доски работают сильный ученик + слабый по карточкам (коммуникативные учебные действия). !Взаимопроверка в парах (коммуникативные учебные действия). Ученики отвечают, что надо подобрать проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква. Индивидуально за доской работают 2 ученика. У учащихся и на доске появляется запись:
- Пробежка, посадка. (Задание повышенного уровня.) - Робкий. - Трусливый. - Смелый. Выслушиваю составленные предложения со словом робкий. (Задания базового уровня.) Одно предложение записываем с комментированием на доске (индивидуально – 1 ученик). Учащиеся цепочкой выходят к доске, составляют схему и шифруют орфограммы. Учитываем не только парные согласные, но и другие изученные орфограммы. - Робкий, зайчишка, узкой, дорожке. - Слышим одни звуки, а пишем совсем другие буквы. - Чтобы грамотно писать слова. Учащиеся самостоятельно читают текст.
Ученики добавляют и заменяют слова: Смысл слова объясняют. Зябко – холодно. Высказывания учеников.
Письмо по памяти – взаимопроверка (меняемся тетрадями с соседом по парте). [ холат ] (Задание повышенного уровня.)
- Звуки слышатся не так, как пишутся буквы. - Чтобы грамотно писать слова. - Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная буква.
Обратная связь: учитель – ученик. Плот(ы) – плод(ы). Слабоуспевающие ученики получают карточки-помощницы из которых они могут выписать слова по заданию. Сильные учащиеся – опорные слова для составления рассказа. Высказывания учеников. Выставляю отметки в журнал и дневники. |