Цели:
- знакомство с правилом написания приставок на –з, -с;
- отработка правописания слов с этими приставками;
- развитие логического мышления, грамотной речи учащихся, умения анализировать, доказывать своё мнение, опираясь на правило, развитие орфографической зоркости;
- воспитание уважения к родному языку.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Чистописание. Актуализация знаний.
1. На доске строчные буквы б з с р (рядом закрыты гласные е и а)
– Найди лишний согласный ([р] , [с])
– Раздели согласные на группы (звонкие, глухие)
– Назови пару «звонкий - глухой», которая здесь представлена («з-с»)
– Составьте буквосочетания из букв этой пары (сз, зс)
Записать их в тетрадь, обращая внимание на верное написание элементов и соединений.
2. Открыть гласные е и а
– Составьте устно различные слоги (закрытые и открытые) из предложенных букв
– Я составила вот такие слоги из этих букв
Открыть: без бес ис из раз рас
– Что это может быть? (предлоги и приставки)
– Можно ли сказать, что всё это предлоги? (нет)
– Могут ли эти слоги быть приставками? (повесить вопрос на доску)
– С этим мы сегодня попробуем разобраться. Но сначала вспомним, что такое приставка? (правило)
3. Тренируемся в нахождении частей слова.
– Расшифруйте слово, с которого начнётся наша работа.
III. Введение темы.
1. Проблемная ситуация
– Сравните слова
Беззаботный бесполезный
– Почему в первом слове без, а во втором слове бес?
– Сегодня мы с этим будем разбираться. (открыть тему урока)
2. Открыть остальные слова в столбиках
безопасный | распилить | |
разыграть | исправить | |
развеять | искусать | |
избежать |
– По какому признаку распределены слова на группы? (1 ст. , 2 ст. )
3. Анализ приставок
– Как же разобраться?
– Как выбрать нужный согласный в приставке?
– Прочитайте слова первого столбика хором.
– Какой звук слышим в приставке? ([з])
– Как вы думаете, почему? (корень начинается с гласного звука, со звонкого согласного)
– Прочитайте слова второго столбика хором.
– Какой звук мы слышим в приставке? ([с])
– Почему? (корень начинается с глухого согласного)
IV. Составление схем из карточек на доске.
- Попробуйте этот вывод представить в виде схемы.
- Составьте правило, пользуясь схемами.
- Чтение правила в учебнике (с.56). Сравнение его с правилом, составленным детьми.
- Применение правила. Алгоритм.
и..дать |
и..печь |
(Дети вначале доказывают, что буква находится в приставке, выделяя корень. Затем рассуждают, пользуясь схемами, и вставляют нужную букву в приставку. Показывают стрелками нужный столбик для каждого из этих слов.)
V. Первичное закрепление.
1. Учимся применять правило. Алгоритм проговаривается для каждого слова.
На доске карточки с приставками на –з, -с, и слова, к которым нужно подобрать подходящую пристаку.
- Облачный
- Ценный
- Резать
- Пилить
- Пить
- Мазать
2. Презентация «Значение приставок» – Приложение 1.
– Как меняются значения слов, когда к ним добавляются приставки?
Дети, просматривая слайды презентации, делают вывод о том, что значения исходных слов изменились.
– Возвращаемся к нашему вопросу: «Могут ли эти слоги быть приставками?» (пользуясь правилом о приставке, дети говорят «да»)
3. Коллективная работа (упр. 1 с. 56)
Выбор нужной буквы в приставке, распределение слов по столбикам, пользуясь алгоритмом доказательства.
VI. Физкультминутка.
VII. Самостоятельная (дифференцированная) работа.
1. Выполнение работы детьми.
Уровень 1 Вставь пропущенные буквы. Докажи свой выбор графически. Бе...шумный, ра…дать, и…править, бе…жалостный, бе…дельник, ра…сказ, бе…опасный, ра…писание, бе…облачный. |
Уровень 2 Вставь в слова подходящие приставки. ( ) ….облачный, ….царапанный, ….битый, ….пугать, ….лучать, ….писать, ….тратить, ….заботный, ….кидать, ….грузить, ….гибать, ….сказ. |
Уровень 3 Исправь ошибки и выпиши слова в исправленном виде. Докажи. Всем очень хотелось изкупаться в озире. Утро было бесветренное. На поле разпустилось много цвитов. Можно было нагнуться и расговаривать с ними. ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
2. Проверка самостоятельной работы (Приложение 2)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Что узнали сегодня на уроке?
– С какими приставками сегодня работали? (приставки на –з, -с)
– Перечислите их.
– Что для вас было открытием? (каждый ребёнок говорит что-то своё)
Домашнее задание (на слайде):
С. 56 правило, алгоритм, с. 58 упр. 2 (списать, вставляя пропущ.буквы), или с. 57 упр. 1 (составить слова с приставками)