Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Обобщение знаний по правописанию безударных гласных в приставках и корнях слов"и "

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока:

  1. Повторить и обобщить способы действия по правописанию безударных гласных в приставках; правописанию безударных гласных в корнях слов;
  2. Прививать любовь к поэзии А.С. Пушкина.

Оборудование урока:

  1. Таблицы:
    • графическое изображение состава слова
    • родственные слова
  2. Портрет А. С. Пушкина.
  3. Трехтомник А. С. Пушкина.
  4. Любая музыкальная открытка.
  5. Задания с текстом из сказки.
  6. Индивидуальное задание по количеству детей в классе.

Ход урока

1) – Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка.

Открывается запись на доске

10 февраля – день памяти Александра Сергеевича Пушкина

Прочитайте хором.

Какие орфограммы заметили?

Запишите в тетрадь.

Как понимаете что такое день памяти?

– А как мы можем вспомнить А.С. Пушкина? (мы можем прочитать стихотворения и сказки А.С. Пушкина)

Звучит музыкальная открытка, (она спрятана в томик А.С. Пушкина, как будто звучит сама книга), открывается портрет Пушкина и выставляется на полочку его трехтомник стихов.

2) Звучат строки ( читает учитель или звучит грамзапись или читает подготовленный ученик)

У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет направо – песнь заводит
Налево – сказки говорит

Будем сегодня вспоминать сказки А.С. Пушкина.

Запись слова «сказки» на доске.

– Какие слова называются родственными?

Ученики говорят правило, вывешивается таблица.

Придумайте родственные слова, 1 ученик записывает их на доске.

На доске запись (без разбора)

сказки, сказать, пересказ, сказание

Какие части слова знаете ?

Дети отвечают, вывешивается таблица с графическим изображением частей слова.

Два-три ученика разбирают слова по составу, ставят ударение, выделяют безударную гласную.

– В каких частях слова может быть безударная гласная? (в окончании, в корне, в приставке, в суффиксе)

На уроке повторим способы действий при определении безударных гласных в приставках и в корнях.

(на таблицу состава слова ставлю два красных магнита в корень и в приставку)

3) Звучит музыкальная открытка,(она спрятана в томик А.С. Пушкина, как будто звучит сама книга.)

Учитель читает любой отрывок из сказки «О попе и работнике его Балде » (или звучит грамзапись, или читает подготовленный ученик)

Что это за сказка?

(можно показать иллюстрацию к этой сказке)

– Послушайте еще отрывок и постарайтесь найти родственные слова (читает учитель)

Попадья Балдой не нахвалится
Поповна о Балде лишь и печалится
Попёнок зовет его тятей
Только поп один Балду не любит
Никогда его не приголубит.

Запись родственных слов на доске

попадья, поповна, попёнок – поп

(объясняется смысл этих слов)

– Что обозначают эти слова?

– Почему же они родственные?

– Как пишется корень в родственных словах?

– Выделите корень, безударную гласную

– Почему безударная гласная «о» в корне? (написать проверочные слова)

– Какие слова мы называем проверочными?

– Как же определить безударную гласную в корне слова?

Ученики отвечают, учитель вывешивает табличку

→ Проверяй ударением

4) Звучит музыкальная открытка. (она спрятана в томик А.С. Пушкина, как будто звучит сама книга),

Учитель читает любой отрывок из сказки «О царе Салтане…»

(или звучит грамзапись или читает подготовленный ученик)

Строки из какой сказки?

Выставляется иллюстрация к этой сказке. Ученикам раздаются листы с текстом из этой сказки.

Чтение про себя. Чтение вслух.

Делать нечего: бояре
Потужив о государе
И царице молодой
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю:
Ей и сыну злую долю
Прочитали вслух указ.
И царицу в том же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан…

Задание. Работа в парах.

Выписать слова с приставками с безударной гласной, выделить их и поставить ударение. Выделить безударную гласную.

Сколько слов с приставками,

– Слов столько же, сколько А.С. Пушкин сочинил сказок – 7.

Чтение слов вслух (они заранее написаны на доске), выделение приставок.

Как определить правописание приставок с безударной гласной? (надо знать, как они пишутся)

Потужив, пришли, объявили, прочитали, посадили, засмолили, покатили.

Чтение приставок хором.

О
¬
А
¬
По
Под
Об
От
Про
О
За
На
Над

5) Звучит музыкальная открытка, (она спрятана в томик А.С. Пушкина, как будто звучит сама книга)

Учитель читает любой отрывок из сказки «О семи богатырях»

(или звучит грамзапись или читает подготовленный ученик)

Какая это сказка?

Иллюстрированная книга выставляется на подставку.

(Можно показать кусочек мультфильма)

Звучит текст, который будет предложен ребятам для записи на доске.

Как записываем стихотворение? (каждая строка с большой буквы)

Записать текст, поставить ударение. Выделить безударные гласные в приставках и в корнях слов, устно их объяснить.

6 человек поочередно выходят к доске, выделяя и поясняя все орфограммы

И царица хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами
И прищелкивать перстами
И вертеться подбочась
Гордо в зеркальце глядясь.

Над какими звуками сегодня работали?

– Что делали, прежде чем найти безударную гласную?

– В каких частях слова были эти безударные гласные?

– Как объясняли безударную гласную в корне?

– Как объясняли безударную гласную в приставке?

6) Звучит музыкальная открытка подольше.

Прочитайте хором, что сегодня за день? (чтение хором с доски)

Когда вспоминают тех, кого уже нет, угощают чем-то сладким.

Детей и гостей на уроке угостили шоколадкой «Сказки А.С. Пушкина» или конфетами «Белочка»