Урок-игра "Обобщение и систематизация знаний по теме "Причастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Слайд№1, приложение 1

Форма проведения дидактическая мотивирующая игра «Грамматический марафон».

Цели:

Обучающие:

  • Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие», используя мотивирующую дидактическую игру» грамматический марафон;
  • Закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте;

Развивающие:

  • Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии;

Воспитывающие:

  • Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Ход урока

I. Орг. момент

Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда

II. Сообщение темы урока. Слайд №2, приложение 1

Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

Создание мотивации: Слайд №3, приложение 1

Обсуждение эпиграфов:

Проблемный вопрос.

О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему?

Часть речи, причастная глаголу,
в образе прилагательного.
В.И.Даль

Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов

Сегодня мы будем обобщать знания, полученные в ходе изучения темы «Причастие», а пройдет наш урок в форме игры « Грамматический марафон».

На дистанции, состоящей из 6 этапов, мы:

  • закрепим навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте;
  • активизируем вашу самостоятельную деятельность по обобщению сведений о причастии; проведем тестирование с самооценкой знаний по теме с использованием «Маршрутных листов» (приложение 2).
  • продолжим работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Победит тот, кто наберет максимально возможное количество баллов(max44), на разных этапах нашей грамматической дистанции, заполняя « Маршрутный лист»

III.Обобщение и систематизация знаний

Этап марафонской дистанции экспресс-опрос «Кто быстрее?»

(За каждый правильный ответ 1 балл- max 7баллов) Слайд №4, приложение 1

Проведем в форме эстафеты, работаем в парах. Поменяйтесь маршрутными листами, отвечаем по цепочке, обеспечивая сменность в праве ответа в паре. В случае неправильного ответа, право ответа переходит соседу по парте.

Ответьте на вопросы:

  1. Каково грамматическое значение причастия?
    • Обозначает признак предмета по действию
  2. Каковы постоянные признаки причастия?
    • Вид, действительное или страдательное, возвратность, время
  3. Какие времена есть у причастия?
    • Настоящее и прошедшее
  4. Какого времени нет?
    • Будущего
  5. Каковы непостоянные признаки причастия?
    • Род, падеж, число
  6. Какие признаки глагола есть у причастия?
    • Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом
  7. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
    • Род, число, падеж, обозначает временный признак.

Взаимооценивание работы товарища.

Актуализация грамматических знаний. Слайд №5, приложение 1

Назовите виды причастий? (Действительные, страдательные)

С помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени? (С помощью суффиксов

-ащ, -ящ, (от глаголов 2спр.);

-ущ, -ющ(от глаголов 1 спр.)

С помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени? (С помощью суффиксов - ш, -вш).

С помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени? (С помощью суффиксов – ом, - ем (от глаголов 1 спр.); -им (от глаголов 2 спр.).

С помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (С помощью суффиксов – н,- нн, -вш).

Этап марафонской дистанции « Разминка» (За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 3баллов ).

Слайды № 6,7,8, приложение 1

Для правильного выполнения нужно заменить действительные причастия, страдательными, используя слова данного предложения.

Самопроверка.

Этап марафонской дистанции «Цифровой диктант»

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 8баллов ). Слайд №9, приложение 1.

Цифрой 1 обозначь действительное причастие, цифрой 2 - страдательное причастие:

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

Самопроверка. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2

Актуализация орфографических знаний.

Повторим правила правописания причастий.

Рассмотрите таблицу, вспомните правила правописания н- и -нн- в причастиях. Слайд №10, приложение 1.

Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт» (За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 4балла).

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ? Слайды №11,12

Отточенный карандаш, выструганные половицы, беленные мелом стены, купленный товар.

Самопроверка.

Повторим алгоритм «Правописания не с причастиями» с помощью схемы представленной на слайде. Слайд №13, приложение 1

Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт»

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 4балла).

Слайд №14, приложение 1

Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно.

1 вариант

2 вариант

1. вовсе (не) избалованный ребенок
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
4. (не) лишенный юмора
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
7. (не) устрашимый боец
8. (не) удачная шутка
9. отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся

1.( не) воспитанный человек
2. (не) меркнущий свет
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
5. ничем (не) обладающий
6. (не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
8. средства (не) изысканы
9. гармония (не) достигнута
10. очень (не) учтивый

Самопроверка. (1вариант - 3,6,7,8; 2 вариант - 1,2,3,10)

Оздоровительная минутка для глаз.

Актуализация знаний о причастном обороте. Слайд №15, приложение 1

Вопросы:

  • Что называют причастным оборотом?
  • Как обозначается причастный оборот на письме?

Этап марафонской дистанции «Основной этап марафона»

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 13баллов).

От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия.

Расставьте знаки препинания. Слайд №16, приложение 1

Самопроверка. Слайд №17, приложение 1

Карточка №1(тест повышенной сложности). Оценивается отдельно.

Этап марафонской дистанции «Финишная прямая»

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 5баллов).

Выполним морфологический разбор причастий из текста. Слайд №18, приложение 1

  • 1 вариант – усеянном;
  • 2 вариант – напоминавшие

Самопроверка. Слайд №19, приложение 1
IV. Итог. Слайд №20, приложение 1

«Грамматический марафон» завершен. Сейчас подведем итоги. При подсчете баллов, будьте внимательны, я надеюсь на вашу объективность.

Самооценка

  • 44 -35 баллов - оптимально
  • 35-20 баллов - высоко
  • 20-15 баллов – достаточно

Меньше 15 низко.

В маршрутном листе проставьте балл и оценку. Листы сдадите на проверку.

Рефлексия

Кому на уроке было интересно, он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика.

smileface3.gif

Кто испытывал затруднения - грустного.

SADFACE3.GIF

Инструктаж по домашнему заданию

Творческое домашнее задание с использованием ресурсов Интернет.

На образовательных порталах найти крылатые слова и выражения, где встречаются причастия:

  • http://www.gramota.ru
  • ttp://slova.ndo.ru
  • http://www.ruscorpora.ru