Слайд№1, приложение 1
Форма проведения дидактическая мотивирующая игра «Грамматический марафон».
Цели:
Обучающие:
- Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие», используя мотивирующую дидактическую игру» грамматический марафон;
- Закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте;
Развивающие:
- Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии;
Воспитывающие:
- Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Ход урока
I. Орг. момент
Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда
II. Сообщение темы урока. Слайд №2, приложение 1
Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
Создание мотивации: Слайд №3, приложение 1
Обсуждение эпиграфов:
Проблемный вопрос.
О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему?
Часть речи, причастная глаголу,
в образе прилагательного.
В.И.Даль
Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
Сегодня мы будем обобщать знания, полученные в ходе изучения темы «Причастие», а пройдет наш урок в форме игры « Грамматический марафон».
На дистанции, состоящей из 6 этапов, мы:
- закрепим навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте;
- активизируем вашу самостоятельную деятельность по обобщению сведений о причастии; проведем тестирование с самооценкой знаний по теме с использованием «Маршрутных листов» (приложение 2).
- продолжим работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Победит тот, кто наберет максимально возможное количество баллов(max44), на разных этапах нашей грамматической дистанции, заполняя « Маршрутный лист»
III.Обобщение и систематизация знаний
Этап марафонской дистанции экспресс-опрос «Кто быстрее?»
(За каждый правильный ответ 1 балл- max 7баллов) Слайд №4, приложение 1
Проведем в форме эстафеты, работаем в парах. Поменяйтесь маршрутными листами, отвечаем по цепочке, обеспечивая сменность в праве ответа в паре. В случае неправильного ответа, право ответа переходит соседу по парте.
Ответьте на вопросы:
- Каково грамматическое значение причастия?
- Обозначает признак предмета по действию
- Каковы постоянные признаки причастия?
- Вид, действительное или страдательное, возвратность, время
- Какие времена есть у причастия?
- Настоящее и прошедшее
- Какого времени нет?
- Будущего
- Каковы непостоянные признаки причастия?
- Род, падеж, число
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом
- Какие признаки прилагательного есть у причастия?
- Род, число, падеж, обозначает временный признак.
Взаимооценивание работы товарища.
Актуализация грамматических знаний. Слайд №5, приложение 1
Назовите виды причастий? (Действительные, страдательные)
С помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени? (С помощью суффиксов
-ащ, -ящ, (от глаголов 2спр.);
-ущ, -ющ(от глаголов 1 спр.)
С помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени? (С помощью суффиксов - ш, -вш).
С помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени? (С помощью суффиксов – ом, - ем (от глаголов 1 спр.); -им (от глаголов 2 спр.).
С помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (С помощью суффиксов – н,- нн, -вш).
Этап марафонской дистанции « Разминка» (За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 3баллов ).
Слайды № 6,7,8, приложение 1
Для правильного выполнения нужно заменить действительные причастия, страдательными, используя слова данного предложения.
Самопроверка.
Этап марафонской дистанции «Цифровой диктант»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 8баллов ). Слайд №9, приложение 1.
Цифрой 1 обозначь действительное причастие, цифрой 2 - страдательное причастие:
Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.
Самопроверка. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2
Актуализация орфографических знаний.
Повторим правила правописания причастий.
Рассмотрите таблицу, вспомните правила правописания н- и -нн- в причастиях. Слайд №10, приложение 1.
Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт» (За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 4балла).
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ? Слайды №11,12
Отточенный карандаш, выструганные половицы, беленные мелом стены, купленный товар.
Самопроверка.
Повторим алгоритм «Правописания не с причастиями» с помощью схемы представленной на слайде. Слайд №13, приложение 1
Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 4балла).
Слайд №14, приложение 1
Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно.
1 вариант |
2 вариант |
1. вовсе (не) избалованный ребенок |
1.( не) воспитанный человек |
Самопроверка. (1вариант - 3,6,7,8; 2 вариант - 1,2,3,10)
Оздоровительная минутка для глаз.
Актуализация знаний о причастном обороте. Слайд №15, приложение 1
Вопросы:
- Что называют причастным оборотом?
- Как обозначается причастный оборот на письме?
Этап марафонской дистанции «Основной этап марафона»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 13баллов).
От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия.
Расставьте знаки препинания. Слайд №16, приложение 1
Самопроверка. Слайд №17, приложение 1
Карточка №1(тест повышенной сложности). Оценивается отдельно.
Этап марафонской дистанции «Финишная прямая»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 5баллов).
Выполним морфологический разбор причастий из текста. Слайд №18, приложение 1
- 1 вариант – усеянном;
- 2 вариант – напоминавшие
Самопроверка. Слайд №19, приложение 1
IV. Итог. Слайд №20, приложение 1
«Грамматический марафон» завершен. Сейчас подведем итоги. При подсчете баллов, будьте внимательны, я надеюсь на вашу объективность.
Самооценка
- 44 -35 баллов - оптимально
- 35-20 баллов - высоко
- 20-15 баллов – достаточно
Меньше 15 низко.
В маршрутном листе проставьте балл и оценку. Листы сдадите на проверку.
Рефлексия
Кому на уроке было интересно, он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика.
Кто испытывал затруднения - грустного.
Инструктаж по домашнему заданию
Творческое домашнее задание с использованием ресурсов Интернет.
На образовательных порталах найти крылатые слова и выражения, где встречаются причастия:
- http://www.gramota.ru
- ttp://slova.ndo.ru
- http://www.ruscorpora.ru