Данный урок проводится по учебнику русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской. Фонетика как наука изучается в 5 классе впервые. В начальной школе ученики узнают отличие буквы от звука, а сейчас познакомились транскрипцией, вводится фонетический разбор, открываются новые законы правописания. На уроке идёт обобщение и дальнейшая систематизация знаний; осуществляется деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке; развиваются умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать. В конце урока предлагается проверочный тест, он рассчитан на проверку знаний учащихся по разделу "Фонетика". Форма данной контрольной работы по своей форме приближает детей к ГИА и ЕГЭ. Задания охватывают весь раздел, составлены с учётом возраста обучающихся и не являются слишком трудными. Особенно удачны задания игровые "Третий лишний".
Цель:- Проверка знаний, умений и навыков, приобретенных детьми в период изучения фонетики
- Приведение полученных знаний в стройную систему: выявление первичных связей фонетики и графики с орографией и орфоэпией.
Ход урока
I. Вводная беседа: фонетика, ее значение для изучения языка (фронтальный вопрос)
- Что изучает особый раздел науки о языке фонетика?
- Что изучает графика? Чем отличаются звуки речи от букв?
- На какие две группы делятся звуки?
- Чем отличается звонкий согласный от парного ему глухого?
- Какие твердые и мягкие согласные не имеют парных звуков?
- Сколько гласных букв и сколько гласных звуков?
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука?
II. Словарный диктант. Записать слова, проверяя написание согласных в корне. Правильно произнести эти слова.
- Низко склониться,
- легкие крылья,
- надпись на обложке,
- ошибка в работе,
- удачные зарисовки,
- возьми указку,
- решил подшутить,
- мигают глазками,
- сбежались ребята,
- сладкий мед,
- от всего сердца.
- Какие фонетические явления мы здесь наблюдаем?
- Когда звонкий согласный может заменяться ему глухим согласным?
- Какое правило орфографии основано на этой фонетической закономерности?
III. Задания с элементами занимательности.
Упражнения на внимание.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье,
(колос – голос)Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если “д” на “б” заменишь
Во мне утонишь, как в реке,
(долото-болото )Рождаюсь на мебельной фабрике я,
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою
- Название большому числу я даю.
От мебели первую букву отбрось
- И от огня моментально взорвешь.
(стол - сто - тол )
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить;
- из слова лен – цифру(ноль),
- из слова лей – название дерева(ель),
- из слова лоб – название настила( пол),
- из слова люк – большой мешок(куль),
- из слова шел – неправду( ложь),
- из слова шей – просьбу(ешь),
- из слова куб – связку, охапку чего-либо(пук),
- из слова тол – прибор для измерения глубины моря(лот).
IV. Выборочный диктант.(выполняется под руководством учителя) Записать слова в два столбика:
Есть звук й
Нет звука й
Санаторий, яма, юбка, вязкий, мял, счастье, сельдь, пью, питьё, нести, люлька, подъехать, елка, птичью, клочья.
V. Определить третье лишнее слово:
A) конечно, нарочно, игрушечный
Б) что, чтобы, нечто
B) теннис, тема, текст
Г) свитер, ателье, тенор
Д) чувство, баловство, да здравствует
VI. Тест по разделу “ Фонетика и графика”
Какие буквы из указанных названы неверно? а) б(бэ); б) в (эв); в) г (гэ); д) л (эл); е) с (сэ)
После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:
а) сч..стье; б) ш.. .нель; в) ч.. .ашка; д) ч.. .вство; е) брош.. .ра; ж) пощ.. .да;
укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: а) рожь; б) въезд; в)яблоко; г) соль; д) лен; е) съемка
Укажите слова в которых правильно поставлены ударения:
а) слУчай; б)столЯр; в)пОртфель; г) звОнит; д) средствА; е) килОметр
Найдите слова, в которых произношение расходится с написание: а) лодка; б) пробка; в) скользкий; г) старушка; д)утка; е) город
Найдите “третье лишнее” слово:
1. что; 2. чтобы; 3. нечто;
1. конечно; 2.нарочно; 3. игрушечный;
1. теннис; 2. тема; 3.текст ;
1. чувство; 2. баловство; 3. да здравствует;
Домашнее задание: составить словарный диктант (15 слов) по теме “Фонетика”, подготовиться к контрольному диктанту.