1. Организационный момент Дидактические задачи: психологически подготовить учащихся к общению на уроке. Обеспечить учебную мотивацию, включение учащихся в совместную деятельность, актуализировать субъективный опыт учащихся. |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ко мне в
руки попало очень странное и необычное послание,
помогите мне понять его смысл. Посмотрите на
экран, на нём вы видите текст этого послания. Учитель: (читает текст) И однажды к тебе я приду |
Ученики: зрительно и на слух воспринимают текст. | ||||||||||||||||||
Учитель: В чем нелепица? Какую часть речи не усвоил в 7 классе автор этого послания? | Ученики: (предполагаемый ответ) Смысл этого послания понять очень трудно, т.к. автор этого послания не усвоил наречие. Нелепица в том, что он изменил наречия, просклонял их, чего делать было нельзя, т.к. наречие - неизменяемая часть речи. | ||||||||||||||||||
Учитель: Что помогло вам в определении ошибок в данном тексте? | Ученики: (предполагаемый ответ) Нам помогли знания о наречии. | ||||||||||||||||||
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучение темы "Наречие", и сегодня у нас последний урок. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? | Ученики: (предполагаемый ответ) Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять полученные знания по этой теме.) | ||||||||||||||||||
Учитель: Совершенно верно, а ещё мы будем их обобщать и систематизировать. Как вы понимаете эти слова? | Ученики: (предполагаемый ответ) Обобщать - это значит говорить обо всём изученном по этой теме. Систематизировать - это приводить в систему материал. | ||||||||||||||||||
Учитель: Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. | Ученики: (формулируют тему урока) Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие". | ||||||||||||||||||
Учитель: Откройте тетради, запишите дату:, классная работа и тему урока. | Ученики: открывают тетради, записывают дату, классная работа и тему урока. | ||||||||||||||||||
Учитель: Так вот, ребята, чтобы не было таких чудаков, как автор этого текста, мы сегодня с вами попробуем создать пособие к учебнику русского языка по теме "Наречие", которое помогло бы как учащимся школ, так и их выпускникам подготовке к Единому Государственному Экзамену. Заготовки для этого пособия лежат у вас на столах. | Ученики: слушают учителя. | ||||||||||||||||||
2. Постановка цели урока. Дидактические задачи: обеспечить осмысление цели урока, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель урока. |
|||||||||||||||||||
Учитель: Какую цель мы сегодня перед собой ставим? | Ученики: (предполагаемый ответ) повторить и систематизировать изученный материал | ||||||||||||||||||
3. Актуализация Дидактические задачи: актуализировать знания, необходимые для повторения темы. |
|||||||||||||||||||
Учитель: Сформулируйте вопросы по заданной теме урока, запишите их на лепестках лингвистической ромашки и прикрепите к серединке под названием "Наречие". | Ученики: записывают предполагаемые вопросы на лепестках и прикрепляют их на доску, получается ромашка. (Предполагаемые вопросы: Что нужно знать о наречии как о части речи? Откуда взялись наречия и как они образуются? Какие ошибки можно допустить в правописании наречий? В каких стилях речи используются наречия? На какие группы делятся наречия?) | ||||||||||||||||||
Учитель: На все эти вопросы мы попробуем дать ответы в нашем пособии. Каким бы вы хотели видеть пособие по наречию? | Ученики: (предполагаемый ответ) последовательным, логичным, кратким, понятным | ||||||||||||||||||
4. Коллективное планирование
деятельности. Дидактическая задача: спланировать логическое изложение материала в ходе урока. |
|||||||||||||||||||
Учитель: На доске главы нашего будущего пособия. Смоделируйте структуру будущего пособия, расположив главы согласно логике изложения материала. Обсудите в группах последовательность глав, исходя из названия пособия (темы урока) | Ученики: Дети совещаются в группе,
желающие высказывают гипотезы и составляют
алгоритм рассмотрения темы, на основе опорных
глав будущего пособия. 4 глава - "Осторожно: наречие!"- Служба наречий в речи. 3 глава - "Как напишем наречие?" 2 глава - "Откуда есть наречие?" 1 глава - "Знакомьтесь: наречие!" |
||||||||||||||||||
Учитель расставляет на доске номера глав по порядку. | Ученики записывают названия глав в заготовки пособия | ||||||||||||||||||
5. Работа в мини-группах Дидактические задачи: используя метод исследования и возможности работы в мини-группах, систематизировать изученный материал в виде схем, таблиц. Функции этапа: Коммуникативная: организация бесконфликтного учебного общения. Информационная: систематизация полученных знаний. Мотивационная: побуждение к расширению информационного поля. |
|||||||||||||||||||
Учитель: В соответствии с количеством
глав будущего пособия предлагаю вам работу в
мини-группах. Каждая группа будет работать над
одной главой пособия. Над 3 главой работают две
группы, т.к. это очень объёмный материал. 1 группа "Знакомьтесь: наречие!" 2 группа "Откуда есть наречие?" 3 группа "Как напишем наречие?" 4 группа "Как напишем наречие?" 5 группа "Осторожно: наречие!"- Служба наречий в речи" (Листы для оформления глав лежат на партах.) |
Ученики: слушают учителя. | ||||||||||||||||||
Учитель: Одному человеку из каждой
группы было дано опережающее задание: подобрать
интересный занимательный материал по теме
"Наречие", оформить его в виде слайда
презентации и представить классу в перерывах
между представлениями глав. Итак, ваша задача - кратко изложить изученный материал в виде таблиц, схем, диаграмм, чтобы им было легко пользоваться любому человеку, незнающему наречия. Начинайте работу, у вас есть 10 минут. |
Ученики: слушают учителя. | ||||||||||||||||||
6. Представление результатов
работы в группах. Дидактическая задача: проверить результаты работы в группах. Функции этапа: 1.Коммуникативная: организация коммуникативного взаимодействия на основе учебного диалога. 2. Информационная: приобретение новых знаний 3. Мотивационная: побуждение к расширению информационного поля. |
|||||||||||||||||||
Учитель: Представьте классу результаты своей работы. | Ученик первой группы представляет
результаты своей работы. На доску прикрепляется лист со схемами и диаграммами. Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие. (Знакомьтесь: наречие!) ОГЗ
Наречие относится к глаголу (хорошо петь) Причастию (уехавшая вчера) Деепричастию (соблюдая строго) Прилагательному (чрезвычайно интересный) Существительному (дом напротив) Наречию (очень долго) |
||||||||||||||||||
Домашнее задание ученицы 1 группы
(подобрать занимательный материал по теме
"Наречие") (Материал домашнего задания смотри в приложении) |
Выступление ученика 1 группы с домашним
заданием. Ученики: отвечают на занимательные вопросы и получают жетоны за каждый правильный ответ |
||||||||||||||||||
Ученик второй группы представляет
результаты своей работы. (Происхождение и образование наречий) Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие. Мужественный (прил.) - мужественно Обдуманный (прич.) - обдуманно Верх (сущ.) - наверху Мой (мест.) - по-моему Одна (числ.) - однажды Читаешь, сидя на диване (деепр.) - отдыхай сидя (нар.) |
|||||||||||||||||||
Домашнее задание ученика 2 группы (найти материал о происхождении наречий и подготовить пересказ) (Материал домашнего задания смотри в приложении) |
Выступление ученика 2 группы с домашним
заданием. Ученики: слушают выступающего, фиксируют ключевые слова с экрана в тетрадь. |
||||||||||||||||||
Ученик третьей группы представляет
результаты своей работы. (Правописание наречий) Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие
Некогда (под удар.) никогда (без удар,) Умышленно от умышленный Интересно от интересный Свежо, певуче, ещё (искл.) |
|||||||||||||||||||
Домашнее задание ученика 3 группы найти занимательный материал на правописание наречий) (приложение) | Выступление ученика 3 группы с домашним заданием. | ||||||||||||||||||
Учитель: Поднимите руки, у кого всё
верно. (Ученики, правильно выполнившие задание, получают жетоны) |
Задание: я буду читать пословицы, а
вы знак "+" ставите в соответствии со слитным
правописанием НЕ с наречиями, а знак "-", если
наречие с НЕ пишется раздельно. 1) Умное слово не тяжело, а легко. (противопост.) 2) Легко сказать, нелегко доказать. (трудно) 3) Москва не сразу строилась. (не на О,Е) 4) Летала пташка высоко, села недалёко. (близко) 5) Быстро и хорошо не всегда совпадают. (не на О, Е) (ученик говорит "ключ", учащиеся самостоятельно проверяют); Ключ: 1.- 2.+ 3.- 4+ 5- Ученики: отмечают в тетради знаки + и - Ученик четвёртой группы представляет результаты своей работы. (Правописание наречий) Досуха (от сухой - без прист.) досрочно (от досрочный - с прист) По-, в-, во-, если есть суфф.-ому, -ему, -ых, -их, -и. Кое- перед суфф. -то, -либо. -нибудь. Еле-еле. Видимо-невидимо Вверху, кое-где. На миг. После букв Ш и Ч. Вскачь, наотмашь.настежь (уж замуж невтерпёж - искл.) Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие. |
||||||||||||||||||
Домашнее задание ученика 4 группы
(подобрать занимательный материал на
правописание наречий) (Материал домашнего задания смотри в приложении)
Учитель: Почему четвёртую главу мы назвали "Осторожно: наречие?"
Домашнее задание ученика 5 группы (занимательный материал на употребление наречий в речи) (Материал домашнего задания смотри в приложении) |
Выступление ученика 4 группы с домашним
заданием. Ученики: списывают слова с экрана, вставляют пропущенные буквы, подчёркивают лишнее слово. Ученик пятой группы представляет результаты своей работы. ("Осторожно: наречие!" Служба наречий в речи.) Наречие
Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие Ученики: (Потому что нужно предупреждать не только орфографические ошибки, но и орфоэпические и лексические) Выступление ученика 5 группы с домашним заданием. Ученик: У меня записаны предложения с ошибками. Исправьте ошибки. Ученик: Какие ошибки допустил автор этого текста? Ученики: (предполагаемый ответ) Автор этого текста допустил лексические ошибки, он не знает лексического значения слов Ученик: У меня записаны предложения с ошибками. Исправьте ошибки. Ученик: Какие ошибки допустил автор этого текста? Ученики: (предполагаемый ответ) Автор этого текста допустил лексические ошибки, он не знает лексического значения слов |
||||||||||||||||||
7. Подведение итогов Дидактическая задача: подвести итог проделанной работе. |
|||||||||||||||||||
Учитель: Ребята, вот и готово наше пособие. Давайте подведём итог нашей работе. Какая задача стояла перед нами в начале урока? Можно ли считать, что мы ее решили? Каким получилось наше пособие? Легко ли им будет пользоваться? Что бы вы сказали будущим читателям? | Ученики: (предполагаемый ответ) Мы
должны были составить пособие в помощь учащимся. С этой задачей мы справились, пособие получилось наглядным, кратким, логичным, последовательным. |
||||||||||||||||||
8. Рефлексия Дидактическая задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу успешности своей деятельности. |
|||||||||||||||||||
Учитель: Каково ваше (твое) участие в
работе урока? Оцените свое участие, используя
оценочные наречия?
Учитель: Авторский коллектив закончил работу над пособием по наречию. Надеемся, что он получится не столько ученым, сколько смышленым, занимательным. Вы все сегодня успешно и плодотворно поработали, оценили себя, позвольте и мне объявить отметки за урок. (Оцениваются 10 человек выступающих с представлениями глав и домашними заданиями, а также дети, получившие жетоны за работу на уроке) |
Ученики: Оценочные высказывания учащихся по поводу своей работы и работы всего класса. | ||||||||||||||||||
9. Домашнее задание Дидактические задачи: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа выполнения задания. |
|||||||||||||||||||
Учитель: Ребята, дома вам нужно будет
выполнить одно из предложенных заданий по главам
на выбор и заполнить последнюю страницу пособия: 1.Выполнить разбор словосочетаний, подписав, чем выражены главное и зависимое слово. 2. Показать графически способ образования наречий. 3. Составить словарный диктант на правописание наречий (15 слов). 4. Подобрать и записать 5 предложений одного из стилей речи с использованием наречий. |
Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие"
Разделы: Русский язык