Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации с позиции метапредметного подхода.
Цели по содержанию:
- Образовательная: знать разные способы написания вступления к сочинению-рассуждению.
- Развивающая: уметь применять данные способы при написании своего сочинения; развитие речи учащихся; развитие образного, критического мышления.
- Воспитательная: воспитание нравственных качеств личности на примере текста.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: формирования учебных задач, элементы РКМЧП.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация.
- Первичное усвоение материала.
- Осознание и осмысление учебной информации.
- Первичное закрепление материала.
- Рефлексия.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Оргмомент.
Добрый день. Попрошу вас настроиться на работу.
Сегодня на уроке мы будем рассматривать 2 темы. Первая – это цель и задача.
Любая деятельность начинается с цели. Что такое цель? Дайте определение (мечта, предвосхищение результата). Какие бывают цели? (глобальные и локальные). От чего зависит содержание цели? (От реальных возможностей).
Какие цели вы ставите для себя при изучении русского языка в течение всего периода обучения? (грамотная устная и письменная речь, культура личности посредством овладения культуры речи, стратегия и тактика речевого поведения, развитие нравственных качеств личности…). Это глобальные цели.
В чём заключается цель любого конкретного урока русского языка? (усвоить, проанализировать языковое явление, овладеть алгоритмом действий при решении лингвистической задачи). Это локальные цели.
Что необходимо предпринять для реализации цели? Действия, шаги. Как они называются? (задачи).
2. Целеполагание и мотивация.
Сегодня мы также наметим цель урока и определим задачи для её реализации.
- Скажите, пожалуйста, любите ли вы писать сочинения?
- Как вы думаете, проще писать сочинения на свободную тему или по определённому тексту? Почему?
- Какие-то трудности у вас бывают при работе над сочинением?
- А что на уроке русского языка нужно делать, для того чтобы решить эти проблемы, чтобы помочь себе на предстоящем экзамене? Как подготовиться к сочинению?
- Что для вас является наиболее сложным? В чём для вас заключается проблема при написании сочинения? (начать).
- Насколько важно, на ваш взгляд, правильно начать работу: любую, не только сочинение?
- Что зависит от грамотного правильного начала? (успех всей работы)
Я предлагаю вам вторую тему урока: «Доброе начало – половина успеха» (запишите в тетрадь).
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
Сформулируйте цель урока. (научиться писать оригинальное вступление к сочинению-рассуждению по исходному тексту).
Поставьте перед собой задачи на урок (внимательно слушать учителя, работать на уроке, овладеть приёмами начала сочинения).
? Какие синонимы к слову доброе можно подобрать к сформулированной теме урока? (Контекстные синонимы: правильное, оригинальное, своеобразное).
3. Актуализация.
Скажите, как вы обычно начинаете своё сочинение? Вам наверняка уже известны какие-то способы написания вступления? Какими приёмами вы пользуетесь? (Поделитесь). Сформулируйте задачу (актуализировать имеющиеся знания по теме урока).
4. Первичное усвоение материала.
Я вас познакомлю с некоторыми приёмами, которые помогут вам оригинально начать свою работу.
Обратите внимание на доску. Перед вами приёмы создания начала текста. Это только названия. Сформулируйте задачу предстоящей работы (раскрыть суть каждого приёма).
- Именительный темы: Солнце. Улица. Снег. Небольшие домики. Привычная картина – милый сердцу сельский пейзаж
- Градация: Молодость, зрелость, старость. В каждом возрасте свои проблемы, вопросы, сомнения.
- Умолчание: Юность…Какое замечательное время. Время планов на будущее, надежды.
- Риторические вопросы (или вопросы – стимулы): Как жить старому одинокому человеку? На что надеяться? Откуда ждать помощи? Эти проблемы волнуют многих.
- «Ключевое слово»: найти ключевое слово в тесте и начать с него.
- Рассуждения о заглавии: Как можно озаглавить данный текст? Я думаю, что наиболее удачным будет … , Именно об этом говорит автор текста. (или Именно такую (эту) проблему поднимает автор текста.
- Лирические размышления: За окном весна. Яркое солнце и свежий ветерок поднимают настроение. Именно в такие минуты хочется думать о счастье. А что такое счастье?
- «Маска неискушённого читателя»: показать, что вы об этой проблеме раньше, до прочтения текста, ничего не знали, а прочитав текст, заинтересовались ей. Например, я никогда не задумывался над проблемой взаимоотношения человека и природы. Автор текста заставил меня подумать о том, как мы относимся к окружающей природе и почему? На какое время нам ещё хватит природных ресурсов? А что потом?
- Аллегория (иносказание): в образе зашифровано понятие. Например, лиса – хитрость; заяц – трусость; «премудрый пескарь» - страх, пассивность и т.д.
5. Осознание и осмысление учебной информации.
Практика показывает, что самым трудным приёмом является приём аллегории. Именно с ним я предлагаю сейчас поработать.
Что такое аллегория? (иносказание, когда через конкретный образ раскрывается отвлечённое понятие).
Проще этот приём раскрыть таким образом. Как правило, какое-то животное символизирует какое-нибудь качество: лиса-хитрость, волк-жадность, медведь-неуклюжесть, заяц-трусость.
6. Первичное закрепление материала.
У вас на партах лежат таблицы (Приложение 1), в которых нужно провести соответствия, соединив стрелочками образ и понятие. В чём заключается ваша задача? (закрепить полученный новый материал). Проверьте себя по ключу. 1Б, 2Д, 3Е, 4Ж, 5А, 6В, 7Г.
А теперь попробуйте взять пару из таблицы и написать небольшое вступление-размышление, используя образ и понятие (2-3 предложения). Задача – применить полученные знания самостоятельно. (Поделитесь написанным).
Работа с текстом. (Приложение 2)
А теперь я предлагаю вам поработать с текстом. На мой взгляд, целесообразно использовать к тексту технологическую карту (Приложение 3). Это поможет вам выбрать главное в тексте, выстроить логику будущего сочинения.
Итак, обратимся к тексту. Посмотрите, я неслучайно оставила на странице место слева. И предлагаю вам ещё зять один приём на вооружение. Называется он инсерт. Иначе говоря, я его называю – взять текст на карандаш. Сейчас по ходу чтения карандашом подчеркните главное, используя цветовые сигналы, чтобы вам было легко заполнить технологическую карту. Как можно использовать приём инсерт в вашей учебной деятельности? Приведите примеры. (Этот приём можно использовать для работы с любым текстовым материалом на любом учебном предмете, например, при работе с параграфом учебника, с историческим документом и т.д.)
Сформулируйте задачу (прочитать текст, понять, определить тему и проблему текста, позицию автора). Заполняем технологическую карту во время работы с текстом.
Итак, какова тема текста? Она актуальна для нас с вами? Много ли среди нас в жизни людей чести? Каким в вашем представлении должен быть человек чести? Какими качествами обладать? (совесть, порядочность, благородство).
Что такое проблема? Какие проблемы поднимает автор текста? (проблема токования понятия «честь» во времена Пушкина и сегодня; проблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести)
Что значит позиция? Какова позиция автора? (понятие чести, непреходящее и общечеловеческое, включает умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать. Автор текста не призывает к возврату дуэли, он лишь на этом примере утверждает, что честь необходимо защищать)
Выскажите свою точку зрения по проблеме текста, приводя примеры из художественных произведений. Ваша задача – построить устный монологический ответ
Обратите внимание на последнее предложение текста. Автор не призывает нас к дуэли. Нет. Он только на этом примере показывает, что честь необходимо защищать.
7. Рефлексия.
Скажите, пожалуйста, легко ли вам было планировать свою деятельность на уроке, ставить перед собой цель и задачи?
Чем цель отличается от задачи? Вспомним цель нашего урока. Достиг ли урок цели, на ваш взгляд?
Каким образом мы реализовывали задачи урока?
Что нового узнали? Что делали? Чему научились?
Назовите 3 прилагательных, которыми бы вы охарактеризовали урок.
А теперь подумайте и ответьте на вопрос: Чем был урок для меня полезен, заполнив лист самооценки своей работы на уроке (Приложение 4). Ваша задача – оценить свою работу на уроке.
8. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: написать сочинение по данному тексту, используя приёмы начала сочинения, с которыми вы познакомились на уроке. Какая задача поставлена перед вами? (проверить уровень усвоения материала).
Я благодарю вас за работу. Желаю вам в жизни стремиться к достижению поставленных целей.