Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по теме,
- развивать умение находить формы степеней сравнения в тексте, правильно их употреблять,
- формировать умения, необходимые для выполнения проектной работы (уметь работать с научной литературой, проводить исследование, подготовить выступление, мультимедийную презентацию, уметь выступать перед аудиторией),
- формировать умение работать в группе.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, набор ЭОРов, мультимедийная презентация, аудиозапись урока «Радионяни», учебник «Русский язык. Практика. 6 класс» (под ред. Г.К.Лидман-Орловой).
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». Откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату и вид нашей работы. Уже декабрь. Шла и вспомнила строки из стихотворения Михаила Дудина:
Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.М. Дудин
– Ребята, может быть, эти строки подскажут вам тему нашего урока? Какие слова в этом стихотворении показались необычными? Да, тема нашего урока: «Степени сравнения прилагательных». Мы завершаем изучение этой темы, поэтому давайте вместе поставим цели нашего урока, используя опорные слова: повторить, проверить, представить. (Учащиеся предлагают свои варианты.) Цель мы поставили, а если мы знаем цель, то мы сможем найти правильную дорогу.
1. «Немая таблица».
Степени сравнения прилагательных |
|||
– Чтобы проверить, что вы знаете о степенях сравнения прилагательных, я предлагаю вам сделать так, чтобы таблица «заговорила», т.е. заполнить ее строки и столбцы так, чтобы вы могли рассказать, как образуются степени сравнения прилагательных. Сегодня мы работаем по группам. Такая таблица есть в каждой группе. Какая группа выполнит задание раньше, та и будет заполнять таблицу на доске. (Учащиеся работают в группе над заполнением таблицы, затем один человек от группы работает со слайдом на интерактивной доске.) Проверьте, согласны ли вы с выполнением задания первой группой. А теперь послушаем вторую группу – они расскажут об образовании сравнительной степени сравнения прилагательных. Третья группа рассказывает об образовании превосходной степени сравнения.
2. А теперь поиграем в игру «Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)
Я счастливая (ый)
Я умная
Я красивая
Я спокойная
Я нежная
Я добрая
Я веселая
3. Я вижу, что вы умеете образовывать разные формы степеней сравнения. Знаю, что и находить их вы тоже умеете. Сейчас я предлагаю вам познакомить всех с результатами выполнения проектной работы. (Учащиеся получили задание заранее, имели возможность получить консультацию учителя.)
Выступление первой группы – «Использование форм степеней сравнения прилагательных в пословицах». (Выступление учащегося с мультимедийной поддержкой)
– Запишите пословицы, определите в них
синтаксическую роль прилагательных.
Человеческое слово острее стрелы. Маленькое дело
лучше большого безделья.
Выступление второй группы – «Использование форм степеней сравнения прилагательных в телевизионной рекламе» (выступление учащегося с мультимедийной поддержкой)
– Предлагаем и вам посмотреть рекламный ролик и самим найти в нем разные формы степеней сравнения.
Выступление третьей группы – «Использование форм степеней сравнения в рекламных объявлениях» (выступление учащегося, подготовлен плакат).
4. Но чаще всего степени сравнения прилагательных используют, конечно, в художественной литературе. Первая группа работает с ЭОРом (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a3960e3-0a01-0355-01e4-d6eff0e57a69/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-f6ece00f9b7&sort=order&interface=pupil&class=48&subject=8&rub_guid[]=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&rubric_id[]=61012). Прочитайте, найдите и отметьте формы превосходной степени имен прилагательных. Вторая группа находит разные формы степеней сравнения прилагательных в упражнении 399, выписывает их вместе с существительными. Третья группа находит сложную превосходную степень в упражнении 400, выписывает примеры. Проверяем выполнение упражнений.
5. Физминутка. Выполняем упражнения вслед за Тимуром, но при этом внимательно слушаем песенку о степенях сравнения.
6. Очень часто при образовании форм степеней сравнения прилагательных делают ошибки. Поэтому надо не только уметь находить ошибки в своей и в чужой речи, но и знать, как их исправить. (Работа с таблицей на слайде)
Избегайте речевых ошибок |
|
Произносите правильно: «красИвее» Правильно образуйте составные формы степеней сравнения: более умный, самый умный |
Нельзя два раза употреблять -ее
(более умнее) Самый не сочетается с суффиксом -айш, -ейш (самый умнейший) |
– А теперь послушайте разговор и постарайтесь найти в нем ошибки. Как их можно исправить? (Учащиеся прослушивают фрагмент урока из «Радионяни», исправляют ошибки.)
7. А теперь работаем в группах. У вас есть карточки с предложениями, в которых были допущены ошибки. Найдите ошибки и исправьте их. Исправленные предложения запишите в тетрадь. Проверяем, как наши группы справились с заданием.
Карточка 1.
Эта ложка железнее, чем та.
Моя мама молодее твоей.
Осенью в лесу очень красивее, чем зимой.
Карточка 2.
Это самый огромный салют, который я видел.
Он более менее короткий.
Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.
Карточка 3.
Конфета сладче пряника.
Моё новогоднее платье самое блестючее.
Добрые слова хорошее мягкого пирога.
8. Пришло время немного поиграть. Каждая группа становится командой. По очереди команды отправляют своего игрока давать ответы на тест. Если игрок отвечает правильно, то приносит балл команде и имеет право на еще одну попытку. Если неправильно, уступает право ответа другой команде. Игра проводится с использованием ЭОРов. (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7beb1b6a-0b48-4cbb-ad20-ce254eaef77d/?fullView=1&from=&interface=pupil&class=48&subject=8&rubric_id[]=61526&rubric_id[]=60519&rubric_id[]=61027&rubric_id[]=61028)
9. Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты? Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных. Как вы считаете, чью работу на уроке сегодня необходимо оценить?
Домашнее задание: выписать из книги,
которую ты сейчас читаешь, 5 предложений с
орфографически трудными прилагательными.
Я же хочу в конце урока подарить вам на память
мудрость: «Превосходная степень, конечно,
превосходит сравнительную и не скрывает своего
превосходства. Превосходная степень выбирает
для сравнения только себе подобных, общается
только с себе подобными. Сравнительная степень
живет веселее, у нее широкий круг общения. С этим
себя сравнишь, с тем себя сравнишь – и сам
станешь выше, умнее, красивее. А самое высокое
дерево может оказаться ниже не слишком высокого
дома…» (по Ф.Кривину)
Литература:
1. Александр Хайт, Аркадий Левенбук, Стелла
Бондаренко, Эдуард Успенский, Ефим Смолин, Лион
Измайлов, Михаил Пляцковский «Радионяня.
Весёлая грамматика», Би Смарт
2007 ( аудиокнига)
2. Ф.Кривин «Принцесса Грамматика или
потомки древнего глагола» http://lib.rus.ec/b/189832/read#t60