Цели:
- Дать понятие «спряжение глагола», научить определять спряжение глагола.
- Совершенствовать навык выбора орфограммы в окончаниях глагола.
- Развивать логическое мышление, воспитывать активность, чувство товарищества.
Оборудование: учебник, таблицы, запись песни «Чему учат в школе».
Ход урока.
1. Оргмомент, целеполагание.
2. Работа с текстом.
Ночь.
Усталый день скл..нился к ночи,
Затихла шумная в…лна,
П…гасло со…нце, и над миром
Плывет задумч…во луна.
Д…лина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, скл…няясь, дремлет
Под звуки песни с…ловья.
Внимая песням, с б…регами,
Ласкаясь, шепчется р…ка.
И тихо слыш…тся над нею
В…селый шелест тро…ника.
(С. Есенин)
- Какое настроение передает автор в стихотворении?
- Проведите фонетический анализ текста, устанавливая, повтором каких согласных звуков поэту удалось передать ночные шорохи, шелест трав? С помощью каких слов описываются звуки ночи?
- Найдите примеры употребления слов в переносном значении для создания олицетворений. (Усталый день . день склонился, плывет задумчиво луна, внимает журчанию, лес дремлет, шепчется, ласкаясь, река).
- Объясните лексическое значение слова внимает (работает подготовленный ученик).
Внимает – внять-услышать, отнестись к чему-либо со вниманием.
(Словарь Ожегова) - Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.
- Выпишите словосочетания, соответствующие схеме «сущ.+прил.». В прямом или в переносном значении употреблены имена прилагательные?
(Усталый день, шумная волна, долина тихая, мирного ручья, темный лес, веселый шелест) - Какое настроение передается с помощью этих слов?
- Выпишите словосочетания, соответствующие схеме «глаг.+нар.»
(Плывет задумчиво, слышится тихо)
3. Новый материал.
1. Как вы определили условия выбора орфограммы в слове слышится?
(Для того, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном личном окончании, нужно знать спряжение глагола)
И это тема сегодняшнего разговора.
2. Что же называется спряжением? Давайте обратимся к таблице и сформулируем правильный ответ на этот вопрос. Итак, блиц-опрос.
«Выбери правильный вариант»
1. Какие части речи изменяются по лицам?
- а) имя прилагательное;
- б) местоимение;
- в) глагол.
2. Какие слова изменяются по числам?
- а) наречие;
- б) глагол в неопределенной форме;
- в) глагол в изъявительном наклонении.
3. Сколько спряжений у глагола?
- а) одно;
- б) три;
- в) два.
Итак, спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.
3. Мы выяснили, что называется спряжением и для чего оно существует. Как же нам разобраться, к какому спряжению какие глаголы относятся? Давайте вспомним стихотворение, которое поможет ответить на этот вопрос. Я начну, а вы допишите.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,
И еще…
Смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать,вертеть
И зависеть, и терпеть.
- Осталось только припомнить, о чем идет речь, какие глаголы мы записали. Но прежде послушаем сказку о жизни и спряжении глаголов В.Манзюры.
(Подготовленный ученик рассказывает сказку)
Однажды у глаголов проходило собрание. Слово взял глагол «Говорить».
-Уважаемые коллеги! – сказал он. –Все мы с вами исправно трудимся как в простых, так и в сложных предложениях. Наша профессия заставляет изменяться и спрягаться. Большинство из нас делает это с честью и не доставляет мальчикам и девочкам, а также взрослым, которые нас пишут, никаких хлопот. Взять хотя бы меня. В неопределенной форме и в прошедшем времени я всегда имею суффикс –и- : говорить, говорил. В формах настоящего времени мое любимое –и- содержится в окончаниях: говоришь, говорим, говорите. К тому же это -и- у меня всегда под ударением.
В зале одобрительно зааплодировали.
- Вместе с тем,- продолжал оратор,- есть у нас, к сожалению, еще и такие глаголы, которые портят нервы бедным детям, мешают им писать грамотно. Из-за таких глаголов нас не любят и считают коварными. Я бы назвал нарушителей спокойствия – не побоюсь этого слова – оборотнями.
- Правильно! – сказал глагол «Подтверждать». – Давно пора вывести их на чистую воду! А нельзя ли узнать, кто эти безобразники?
- Конечно, можно. Возьмем, к примеру, глагол «Молчать». В прошедшем времени он молчал (А), а в настоящем – молчит (И).
Глагол «Молчать» молчал. Ему было стыдно.
- Так же, как и этот «тихоня», ведут себя и другие «молчуны» - Кричать, Шуршать, Верещать… Глагол «Кричать» не выдержал и закричал из зала:
-Да какие же мы оборотни? Ну подумаешь, меняем –А- на –И-, так мы этого и не скрываем, у нас эти гласные под ударением, их никто неверно не пишет. Вы лучше послушайте, как ведет себя глагол «Слышать»: в прошедшем времени у него пишется –А- (слышал), а в настоящем в окончании –И- (слышит). Совсем как у глагола «Кричать», только без ударения. А посмотрите на глагол «Смотреть»: смотрел – смотрит. Оборотни, да еще скрывают, какая у них гласная в суффиксе и окончаниях.
-Покажите нам этих оборотней!- потребовали из зала.
- Ребята, догадались ли вы, о каких глаголах шла речь на этом необычном сказочном собрании?
- Нам осталось только перевести эту грамматическую сказку на язык науки.
Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 4-е глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать; и 7-мь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть. ненавидеть, видеть, смотреть. Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.
-Я хочу предложить вам еще одну сказку. В ней есть подсказки: как писать эти непростые глаголы – исключения. итак, слушаем…
(Подготовленный ученик рассказывает сказку)
Юре приснилось королевство принцессы Грамматики, о которой он недавно где-то читал. Сама принцесса встретила его.
-Не могу запомнить, когда какую букву писать в Ваших ужасных глаголах-оборотнях!- пожаловался Юра.
-Они не ужасные и очень даже правильные,- ответила принцесса. - И вообще в нашем королевстве все строго, правильно и красиво. Если ты сомневаешься, какую букву писать в форме глагола « видеть», проверяй его той же формой глагола «глядеть». Запомнить легко: глядеть – видеть, глядел – видел, глядевший – видевший, но глядит – видит.
-Спасибо! Это очень хорошая подсказка.
- Но это еще не все. Так же, как «видеть» пишутся глаголы «обидеть», «ненавидеть», ведь это его родные дети: обидеть произошло от слова обидети, то есть плохо, презрительно посмотреть и тем самым обидеть человека.
-Бабушка говорит «сглазить». Она тоже верит, что есть люди, которые плохим взглядом могут навредить.
- В старину так и считали, это и отразилось в глаголе,- сказала Грамматика.
-А другие глаголы тоже можно проверять?-спросил Юра.
-Конечно. Например, «зависеть» проверяется глаголом «висеть», «держать» изменяется так же, как «дрожать». да ты и сам можешь найти много проверочных оборотней, у которых сомнительные гласные находятся под ударением.
Юра поблагодарил принцессу и , проснувшись, быстро справился с упражнением.
4. Тренировочные упражнения.
- Итак, Юра справился с заданием, а мы?
1. Определите спряжение глаголов в стихотворении С.Есенина «Ночь». Как мы будем рассуждать, выбирая нужную орфограмму и определяя спряжение?
Образец рассуждения.
Глагол «склонился» в неопределенной форме оканчивается на –ить (склонить). Все глаголы, оканчивающиеся на –ить (кроме брить и стелить) относятся ко 2-му спряжению. Значит, глагол «склонился» относится ко 2-му спряжению.
2. А сейчас я предлагаю вам музыкальную разминку. Запишите услышанные глаголы и определите их спряжение.
(Звучит песня «Чему учат в школе»)
3. Вы хорошо справились с заданием. А теперь самостоятельно выполните упражнение, работая по образцу.
4. И закрепим наши знания и умения игрой «Кто больше»
Морозное декабрьское утро. Ты просыпаешься…..
- Продолжи ряд глаголов – действий, которые ты выполняешь. Подсказка в слове «ты» (встаешь, идешь, умываешься, обливаешься, вытираешься и тд.)
5. Обобщение по уроку.
- Итак, с какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе этой орфограммы?
- Что называется спряжением?
- Как определить спряжение глагола?
Использованная литература.
- Т.Ю.Угроватова «Подсказки на каждый день»
- В.Волгина «Учимся играя»
- В.Волгина «Русский язык в рассказах, сказках, стихах»
- С.И.Львова «Уроки словесности»