В жизни всегда есть место подвигу

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о подвигах, совершенных  на Великой Отечественной войне; о людях, совершившими подвиги в различных видах деятельности с ограниченными возможностями здоровья
  • Развивать речь учащихся, мыслительную деятельность
  • Воспитание  гражданственности,  любви и уважения  к своей Родине, к людям, совершающим подвиги

Оборудование: ноутбук, проектор, экран или интерактивная доска.

Участники: ученический коллектив 5-го класса, ведущие, чтецы, учитель русского языка, классный руководитель, родители.

Подготовительная работа: предварительно учащимся было дано задание : найти примеры подвигов, совершаемые в повседневной жизни.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Ведущий: Человек жив памятью – пока есть память, есть жизнь на Земле. И в этой жизни есть место высокому и низменному, добру и злу, предательству и подвигу. И как утверждал наш великий писатель А.М. Горький, в жизни всегда есть место подвигу. Но подвиги совершаются не только на войне, но и в повседневной жизни

2. Основная часть

Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое подвиг? Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь. Подвиг – это в какой-то мере готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины.
Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их совершения.
– Какие вы знаете подвиги? (ратные, трудовые повседневные)
– Давайте вспомним подвиги героев Великой Отечественной войны.

Ученик: В первые же дни войны страна узнала имя первого Героя – летчика  Николая Гастелло, не желая покинуть подбитый самолет, направил свою горящую машину в скопление вражеской техники и войск. За проявленное мужество и самоотверженность летчику Николаю Гастелло присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К сожалению, посмертно.

Ученик:  19-летний комсомолец Александр Матросов погиб у деревни Чернушки. Он закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота, тем самым, обеспечил успех наступающего подразделения. Когда к дзоту подбежали старшина и медсестра, они увидели, что Александр лежит ничком, раскинув руки. Кровь на снегу алела так ярко, как полевой мак, о котором когда – то рассказывал ему дед – пасечник. 300 человек в годы Великой Отечественной войны повторили подвиг А. Матросова. Среди них ейчане В. Чаленко и С. Роман.

Ученик: Случилось это в Белоруссии в ходе военной операции "Багратион". 24 июня 1944 года, после артподготовки на одном из участков фронта в Гомельской области, наши войска пошли в атаку. Ейчанин  Сергей Демьянович Роман поднялся первым и увлек за собой бойцов подразделения.
После прорыва первой линии обороны противника Сергей был ранен, но на предложение командира роты уйти в санчасть ответил отказом. Противник открыл сильный пулеметно-минометный огонь, но бойцы продолжали продвигаться  вглубь обороны врага. Но неожиданно на пути роты, совсем на близком расстоянии, заговорила пулеметная точка. Рота не могла продолжать атаку, нужно было немедленно уничтожить пулемет. И тогда Роман, не раздумывая, встал во весь рост, подбежал к пулемету, бросил в расчет гранату, а сам бросился на ствол немецкого пулемета. Пулемет захлебнулся кровью героя...

Ученик: 21 июня исполняется сто лет знаменитому ейчанину: военачальнику Великой Отечественной, генерал-полковнику авиации Тимофею Хрюкину. Практически вся жизнь этого человека прошла на фронтах. Летную школу он окончил в 1933 году, а с 1936 года Тимофей Хрюкин почти без перерыва – участник разных войн. В числе первых советских добровольцев его отправили в Испанию воевать на стороне республиканцев с фашистскими мятежниками. С 1938 года Хрюкин воюет в Китае с японцами. Затем была советско-финская война, нападение фашистской Германии на СССР... Карьера стремительно развивалась благодаря профессионализму летчика. Участие в каждой из войн отмечалось боевыми наградами, и не только советскими. Хрюкин командовал эскадрильей, затем – группой бомбардировщиков, авиабригадой. Во время войны с финнами он возглавил ВВС 14-й армии. В мае 1940 года Хрюкину было присвоено звание комдива, а с введением генеральских званий – генерал-майора авиации. И это в тридцать лет! Июнь 1941 года застал Хрюкина на посту командующего ВВС 12-й армии. Благодаря его умелому руководству этому соединению, располагавшемуся вблизи государственной границы на юге Украины, удалось избежать тяжелых потерь в самолетах в первые дни войны русской армии разве что во время войны 1812 года. Во время героической обороны Сталинграда Тимофей Хрюкин возглавил защиту неба над городом. Здесь в практику советской авиации он ввел метод «свободной охоты». Он заключался в том, что истребители патрулировали небо в местах возможного появления противника и шли в атаку при появлении вражеских самолетов. Итогом боевого пути Тимофея Хрюкина стал штурм Кенигсберга, который сами немцы считали неприступным. Перед 1-й воздушной армией, которой командовал  Хрюкин, была поставлена задача постоянно бомбить крепость, чтобы облегчить наступление наземных частей. Истребители добились того, чтобы в небе над Кенигсбергом не появился ни один вражеский самолет. Наступление наших войск поддерживали тяжелые бомбардировщики. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года остатки немецкого гарнизона капитулировали. Тимофей Хрюкин за умелое руководство войсками в этой операции получил вторую Золотую Звезду Героя.

Ведущий: Но подвиги совершают не только те, кто принимает участие в военных действиях, подвиги совершали те, кто поддерживали бойцов, писали письма, пекли хлеб, выпускали оружие, одежду.
Много имен можно перечислять сейчас. Их имена живут в нашей памяти, они живы в обелисках, именах школ, библиотек, в названиях улиц… 
Но подвиги совершаются не только на войне, есть еще и трудовые подвиги.

Ученик: Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костров, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль.

Ученик: Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие никогда не болели этой ужасной болезнью! И это тоже настоящий подвиг!
Кубань – чудесный благодатный край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие,  врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты... Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.  Мы должны знать их славные имена. Ведь это они помогли нашему краю стать жемчужиной России и стремятся сделать Кубань ещё краше и
богаче.

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает наших земляков, которые совершили подвиг

Ученик: Владимира Дмитриевича Нестеренко знают в Москве и в Краснодаре. Он прославил  нашу  землю своими стихами и прозой, загадками, баснями, литературными пародиями, публикациями в газетах и журналах.

Ученик: Василий Степанович Пустовойт – кубанский учёный, его достижения известны во всём мире.
Любимым растением В.С. Пустовойта был подсолнечник. Этот удивительный «солнечный цветок» завезён в Россию еще в XVIII веке. Но поначалу русские крестьяне не знали всех его качеств, в народе было известно лишь лакомство – жареные семечки. Затем люди открыли, что из «солнечного цветка» можно получать очень вкусное и полезное подсолнечное масло. С тех пор подсолнечник стали разводить в южных областях России.

Ученик: «Хлебный батько» назвали Павла Лукьяненко на Кубани.
Родная кубанская земля была для него всем: с раннего детства привык он почитать ее как матушку – кормилицу, всю жизнь отдал приумножению ее хлебных богатств. На пшеничном поле, среди колосящихся хлебов нового урожая и престало биться сердце Павла Пантелеймоновича Лукьненко.
Он оставил людям драгоценное наследство – золотые щедрые колосья кубанской пшеницы.

Ученик:  Архитекторы Александр Косякин, Александр Козлов, Иван Мальгерб подарили Екатеринодару и Кубани чудесные храмы, жилые дома, здания учебных заведений, которые и сейчас радуют глаз и душу любого кубанца.

Ученик:  Талантливый врач, учёный Станислав Очаповский сделал неизмеримо много для лечения глазных заболеваний.     

Ведущий: Мы поговорили с вами о военных, трудовых подвигах, но ест еще и повседневные подвиги.

– Какие повседневные подвиги вы знаете?

Ученик: В  одном из северных городов есть улица Андреевой (бывшая Школьная). Улица эта названа в честь выпускницы интерната, которая, окончив его, стала зоотехником и погибла, спасая во время пожара телят из горящего коровника. Власти города решили, что это подвиг, и переименовали улицу Школьную в улицу Андреевой.

Ученик: В Норильске есть, например, улица Михайличенко, названная в честь сотрудника милиции, который погиб во время операции по задержанию преступника.    

Ученик: 17-летняя Юлия Михалченкова из крохотной деревни Обухово Тверской области оказалась именно той русской женщиной, которая без страха входит в горящую избу. Юля спасла из огня свою маленькую соседку — тогда как другие соседи, опасливо поглядывая на горящий дом, лишь качали головами. Награду Юлии вручил ее кумир Дмитрий Нагиев, а поздравляли девушку Эдита и Стас Пьеха

Ведущий:  Для некоторых людей сама жизнь уже является подвигом, так как каждый день приходится доказывать себе и людям, что жить на Земле – здорово, независимо от того, какие трудности тебе необходимо преодолевать каждый день.

Ученик: Так, например, всем известная российская певица Диана Гурская, которая, преодолевая трудности недуга каждый день, тоже совершает подвиг. В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких детей, и родители не догадывались о ее врожденной слепоте, пока однажды маленькая Диана с грохотом не свалилась с дивана и не расшибла себе в кровь лицо. Горе родителей, узнавших о страшном недуге своего горячо любимого позднего ребенка, трудно описать словами. Лучшие офтальмологи подтвердили неизлечимость болезни. Сама же девочка до поры не догадывалась, что чем-то отличается от остальных детей.
Отец с матерью долго не решались объяснить ей ее состояние, а она не могла понять, почему мир для нее черен. Ведь родителя и друзья говорили между собой о каких-то цветах и красках... Но постепенно в ней формировалось какое-то седьмое или восьмое чувство, которое и рисовало  мир, понятный только ей. 

Ведущий:  Слепой музыкант – нам знакомо по повести В.  Короленко. Слепой музыкант – нам знакомо по творчеству Стиви Унтера. А в России, да и по всему миру, уже гремит новый талант – Олег Аккуратов, слепой юноша из Ейска.Победы Олега особенно значимы, так как завоеваны на конкурсах, которые проводились среди здоровых, нормально видящих детей. В лице Олега Аккуратова вырастает глубокий, серьезный музыкант. Таково единодушное мнение работавших с ним профессоров. Олег Аккуратов постоянно наращивает свой творческий потенциал. Достойно выступает с сольными концертами не только на Кубани, но и по всей России.  Концерты проходят с большим успехом.
Олег работает художественным руководителем и солистом джазового оркестра – МИЧ-Бэнд.

Ведущий:  Мы можем гордиться подвигами, победами наших паралимпийцев в Ванкувере в 2010 году, которые заняли 1 командное место по количеству завоеванных золотых медалей

Ученик:  Ирек Айратович Зарипов – спортсмен, участник паралимпийский игр 2010 в Ванкувере, награжден золотыми  медалями в лыжных гонках на 15 километров, в биатлоне на 2.4 км, лыжные гонки 10 км.

Ученик: Бурмистрова Анна Александровна – спортсменка,   лыжные гонки, биатлон Заслуженный мастер спорта России.
Двукратная чемпионка, серебряный и бронзовый призер Паралимпийских зимних игр 2010 г. в Ванкувере (биатлон 3 км, лыжные гонки 15 км, биатлон 12,5 км, лыжные гонки – спринт). Чемпионка Паралимпийских зимних игр 2006 г. в Турине (лыжные гонки), девятикратная чемпионка мира по лыжным гонкам и биатлону.

Ученик: Паутова Елена Осиповна (легкая атлетика). Заслуженный мастер спорта. Чемпионка Паралимпийских игр (2004 г.), двукратная бронзовая медалистка Паралимпийских игр в Пекине (2008), чемпионка Мира (2003–2007 гг.), Европы (2005 г.) и многократная чемпионка России (2003–2008 гг.) по легкой атлетике среди слепых.

Ведущий: Ребята, но мы с вами можем гордиться подвигами, которые совершают наши выпускники, прославляющие свою школу, край в спортивных достижениях не только в России, но и за рубежом.

Ученик: Алексеенко Екатерина  – выпуск 2010 года. Серебряный призер Чемпионата России по легкой атлетике, проиграла только китайской чемпионке. Приказом Министерства Спорта и Молодежи России включена в сборную России по легкой атлетике. Победительница Международных соревнований по шахматам и шашкам в 2006, в 2009, в 2010 г.г. Победительница краевых соревнований по пауэрлифтингу в 2009 – 2010 г.г. В настоящее время учится в г. Краснодаре в педколледже.

Ученик: Геворкян Артур – выпуск  2004 года. Победитель в силовых упражнениях (армреслинг, пауэрлифтинг). В настоящее время учится в  институте физической культуры в г. Краснодаре, работает тренером по борьбе.
Куркин Максим – выпускник 2007 года. Победитель Международных соревнований по шахматам, шашкам. Входит в сборную города по пауэрлифтингу. В настоящее время учится в Ейском рыбопромышленном техникуме на программиста.

Ведущий: Но и среди нас с вами учатся ребята, которые ограничены в возможностях здоровья, но совершают подвиги, защищая честь школы, края, страны.

Ученик: Мазин Зураб – чемпион  края по шашкам и шахматам, Дехтева Алена чемпионка мира по русским шашкам, Шайдулин Влад – первое место по теннису, Алиев Эмиль – первое место по бегу.

3. Заключение

Ведущий: Но ведь не все могут быть путешественниками, спортсменами или работать с вирусами трахомы. Ведь кто – то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в банке.
А как же подвиг?
И все же мне кажется – есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над самим собой, нал страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.
Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.
Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого стремления. Мы живем в большом общежитии, и надо  уметь любить людей, которые тебя окружают, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.
Жизнь пестра и разнообразна. На одном ее плюсе – горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти плюсы, и к какому полюсу человек подойдет, зависит от него самого

4. Итог

Домашнее задание. Учащимся предлагается задание написать сочинение по теме «В жизни всегда есть место подвигу».

Приложение 1