Цель: Наблюдение над согласным звуком (ш),знакомство с правописанием ШИ.
Оборудование:
- печатная и строчная буква ш,ш, схема-человечек звука (ш), буквы : к, т, н, л, р, м, л, г, п, у, а, о у, , карточки со слогами: ни, ки, ми, ли, ги, пи, си, ри, ти,
- слоги: ны, ры,пы, сы,лы,мы,ты, слоги ша, шо, шу, ши., картинки, буквы –картинки :и, ы .ш
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
2. Характеристика звука ш
(на доске картинки : шар, шапка, шуба)
- Что общего в произношении этих слов?
- Дайте характеристику звука ш
3. Работа по Азбуке
- Посмотрите в учебник. Почему схемы- человечки стоят взявшись за руки?
- Почему человечек (ш )держит ( ! )?(Эта буква особенная. Она согласная, глухая, а еще она твердая, оба башмака закрашиваем в синий цвет.
(показ схемы-человечка)
4. Знакомство с печатной и прописной ш
5. Пропись
1-показ элементов строчной ш
2-показ написания самой буквы
3-письмо по образцу строчной ш
4-самостоятельная запись строчной буквы ш
6. Сказка про звук ш
Учитель:
- Сейчас я вам расскажу сказку про звук ш.
В стране Алфавитово жили-были звуки-детишки: мальчики-Согласные и девочки-Гласные. Мальчики-Согласные все время то свистели, то мычали, то шелестели, а девочки-Гласные очень любили петь. Жили они очень дружно мальчики –звуки и девочки-звуки Они все вместе, гуляли, танцевали парами или качались на качелях, играли в игру “Составь слог.”, “Составь слово”.Если Согласный Н вставали парой с Гласной А получался слог НА, согласный С со звуком У, получался слог НУ. А также детям-звукам нравилось составлять слова .
Они очень любили играть в эти игры и жили дружно. Пока не появился звук Ш . Он очень отличался от других детей -звуков. Звук Ш был очень важный, заносчивый, грубый, высокомерный. Что бы у него не спросили он начинал вместо ответа шипеть : “Ш- ш – ш !” Спрашивают его о чем -нибудь, а он вместо ответа : “ША!НШ!ШО!ШТ!ОШ!ШУ! АШ!” Ничего не понятно, одно шипение. Что делать? Как быть? И тогда звуки решили научить Ш играть со звуками в слова.
- Давайте, ребята, заглянем в свой учебник “Азбуку” и прочитаем что же получилось из этого.
7. Азбука с.84
Чтение слов со звуком Ш
Физминутка с чистоговоркой
ША-ША-ША- мама моет малыша!(показ движений мамы)
ШУ –ШУ –ШУ -шубку купим малышу!(показ движения при надевании шубы)
ШО-ШО-ШО –это очень хорошо! (показ большими пальцами рук, пальцами сжатыми в кулак )
8. Продолжение сказки
- Среди детей-звуков были 2 девочки И и Ы.(Ы) была девочкой шумной, подвижной, басистой, по всему дому слышался ее басистый голос : Ы-Ы-Ы!И еще она любила командовать, вставала рядом с мальчиками –Согласными и командовала: НЫ, ЫР,ГЫ, ПЫ,ЫС! Больше всего ей нравилось составлять с ними слоги.
(на доске слоги)
НЫ ПЫ РЫ СЫ ТЫ ЛЫ МЫ
- Сделаем звуко-буквенный анализ слогов
Вывод: Впереди стоящие согласные все твердые.
- А девочка-звук И была, напротив, очень доброй, ласковой, нежной и мягкой девочкой. Мальчики – Согласные, играя с ней сами становились ласковыми, нежными и мягкими.
(на доске слоги с И)
НИ КИ СИ РИ МИ ТИ ЛИ ПИ ГИ
- Сделаем звуко-буквенный анализ слогов с И.
Один раз дети –звуки играли в игру “Состав слоги”.Девочка Ы подошла к Согласному звуку Ш и встала с ним в пару.
Но Ш начал громко шипеть, ему совсем не нравилась Ы, а Ы начала кричать: “ Ы-Ы-Ы!”
Поднялся такой шум, шипенье, ыканье, споры !!!На их шум прибежала И и разрешила их спор. Ы отправила к другим звукам, а сама встала в пару с Ш.
С тех пор Ш и Ы не дружат, никогда не стоят рядом.
- И вы, ребята, когда услышите спор между Ш и Ы, шипение и ыканье : “ШЫ!” Скорее зовите на помощь И! Вспомните эту сказку и пишите рядом с Ш И
(показ карточки ШИ)
8. Прописи с 27
1) Запишите слоги ШИ.!ШИ!
2) Прочитайте напечатанные слова в прописи. Найдите слово с сочетанием ШИ. Запишите.
ШИРМА
3) Прочитайте предложение. Спишите письменно.
9) Азбука с.84
Прочитаем 1 столбик слов со слогом ШИ. Произносим ШЫ, а пишем ШИ.
10) Д.зд.
Чтение текста про мышат.
11. Итог урока
- Какой звук прошли? Чем он интересен?
- Что надо запомнить про сочетание ШИ?
12. Словесное оценивание.