Школьная психологическая служба
-
Программа тренинга для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста по снижению агрессивности 2007
Представленная программа способствует снижению агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Тема урока: "Диагностика девиантного поведения подростков" 2007
Отклоняющееся поведение ребенка является сплавом отношений, отражающих взаимосвязь уровней семейного, школьного воспитания и отношения ребенка к себе и условиям жизнедеятельности. Состояние, отношение, уровень воспитанности школьника оцениваются с точки зрения нормы и возможных психологических механизмов коррекции девиантности. Данные по конкретному ребенку заносятся в индивидуальную карту психолого-медико-социального развития, затем составляется план коррекции развития. Составляются конкретные рекомендации для педагогов и родителей.
-
Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания 2007
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всё возрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с педагогической деятельностью. Рассмотрим социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания.
-
Развитие творческих способностей младших подростков 2007
Разработанная программа развития творческих способностей предназначена для младших подростков, вместе с тем при её упрощении работать по ней возможно и с младшими школьниками, а также и со старшими подростками, если усложнить предложенные упражнения. Задача нашего исследования состояла в разработке программы развития креативности младших подростков (с использованием элементов методики Ю.Б. Гатанова с соавторами) с учетом возраста и пола. Также учитывались психосоматические особенности подростков, обнаруженные в ходе исследования.
-
Сборник развивающих занятий для учащихся 3-го класса 2007
Представлен сборник занятий для 3-го класса, выступающий как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Часто подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план. Предлагаемые занятия призваны в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке. Занятия выстроены по принципу "от простого к сложному".
-
Сборник развивающих занятий для учащихся 4-го класса 2007
Сборник занятий для 4-го класса, выступающий как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Часто подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план. Предлагаемые занятия призваны в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке. Занятия выстроены по принципу “от простого к сложному”.
-
Проект занятия: "Метод цветовых выборов М. Люмера и выбора образа в художественном творчестве учащихся на примере витражного искусства" 2007
Занятия проводятся психологом с детьми от 7 лет в группе не более 8–10 учащихся. В основу занятия положены метод цветовых выборов М. Люшера в адаптации Л.Н. Собчик и художественная техника витражей. Кроме получения диагностических данных, занятие носит развивающий и коррекционный характер, способствует нормализации нервно-психического состояния ребёнка, выявляет проблемы становления поло-ролевой идентичности.
-
Элективный курс "Психология. Загадки разума" 2007
Элективный курс "Психология. Загадки разума" формирует у учащихся 9-х классов психологическую культуру на основе научных знаний, способствует самопознанию и самоопределению учащихся, обоснованному выбору профиля обучения. Реализация программы курса предполагает значительную степень новизны учебного материала для учащихся, широкое использование проблемного, эвристического и практико-ориентированного обучения для получения психологических знаний. Курс рассчитан на 14 часов.
-
Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте 2007
Воспитание сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета окружающего мира составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Не меньшее значение имеет зрительное восприятие времени, пространства и пространственных отношений. Предлагаю игру-занятие по теме "Осязание. Мокрое или сухое" (для детей 3–4 лет). Но только развитием восприятия цель моих игр-занятий не ограничивается, так как параллельно с развитием сенсорики на занятиях происходят развитие внимания, памяти, мышления, развитие мелкой моторики рук, ознакомление с основами математики, а также приобщение к миру изобразительного искусства.
-
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы" 2007
Основные идеи программы заключаются в том, что через систему различных форм работы с учениками начальной школы, их родителями и педагогами создаются условия, которые способствуют развитию личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. С этой целью в программу включены различные направления работы: диагностические, развивающие, профилактические и просветительские. Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.
-
Карта самопознания 2007
Карта представляет собой небольшой сборник методик по изучению и развитию психологических особенностей детей.
-
Проблемы развития старшеклассников 2007
Развитие личности подростка представляет собой процесс его вхождения в новую социальную среду, а также освоения новых, социальных ролей в обществе. Предлагаемая вашему вниманию "Карта самопознания" поможет старшеклассникам раскрыть свои способности, смоделировать определенную систему отношений, что в дальнейшем станет необходимостью для будущей жизни.
-
Тема урока: "Дифференциация звуков [с]–[ц]" для 2-го класса (1–4) группы с фонематическим недоразвитием речи 2007
Используя данный конспект, урока логопед сможет добиться выполнения следующих задач: совершенствование навыков дифференциации звуков и букв [С]–[Ц] в устной и письменной речи, совершенствование фонематических процессов, навыков звукобуквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти, уточнение и активизация словаря.
-
Программа, направленная на развитие зрительного восприятия и графомоторных функций 2007
Было выявлено, что у учащихся начальной школы, имеющих заключение городской ПМПК о задержке психического развития, причиной неуспеваемости является несформированность различных отделов головного мозга. Возможно, это временное явление, и с возрастом все войдёт в норму. Но всё же при поступлении ребёнка в школу, а именно к 7 годам для успешного вхождения в учебную деятельность основные высшие психические функции должны быть сформированы. Поэтому возникла необходимость создания программ, направленных на развитие ВПФ. Данная программа – одна из них, так как после проведения диагностики учащиеся комплектуются в мини-группы по характеру имеющегося дефекта: недостаточное развитие слухоречевой памяти, несформированность пространственных представлений, зрительного гнозиса и т.д.
-
Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность 2007
Одной из форм моей работы, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию подростков, являются занятия по формированию ответственности у подростка за свои действия, которые учат подростков противостоять давлению группы, формируют навыки принятия решения и способность нести ответственность за результаты своих действий через ролевые игры и проблемные ситуации.
-
Программа "Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к обучению в Бийском педагогическом колледже" 2007
Одной из наиболее важных проблем обучения в современном колледже является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов. Программа позволит педагогам выявить основные проблемы студентов в процессе адаптации и провести соответствующую работу по коррекции этих проблем.
-
Тема урока: "Азбука общения" 2007
Проблема общения относится к числу важнейших для детей и подростков сфер жизнедеятельности. От того, как складывается общение, зависит формирование личности. Для эффективного проведения коррекции и реабилитации несовершеннолетних я применяю метод терапии творческого самовыражения, в основе которого развитие коммуникативных навыков общения через выявление и активизацию творческих способностей детей.
-
Методическая разработка урока по теме: "Вербальное и невербальное общение" 2007
Данный урок может быть применен как на факультативных занятиях по психологии, так и для классного часа учащихся среднего и старшего звена. Данная разработка описывает многообразный мир общения в виде двух огромных пластов: вербального и невербального. Рассматриваются функции, тактики, зоны общения, многообразие невербальных жестов и многое другое. Опыт подсказывает, что данная тема интересна не только детям, но и взрослым.
-
Личностный рост педагогов в контексте экзистенциально-гуманистической психологии 2007
Обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд, существует некоторое противоречие между тем, как выполнить все требования, предъявляемые профессией, и при этом оптимально реализовать себя и получать удовлетворение от своего труда. Данное противоречие в большинстве случаев приводит к эмоциональному выгоранию педагогов со стажем и, как следствие, к профессиональной деформации личности. Решить данную проблему нам помогают психологическое консультирование и тренинги личностного роста с использованием экзистенциально-гуманистического подхода.
-
Сценарий большой психологической игры на тему: "Путешествие в космос" 2007
Период адаптации первоклассников является важным этапом вхождения детей в школьную жизнь. Данная игра поможет обеспечить организацию и сплочение детского коллектива в период первичной адаптации ребенка к школе.
-
ЕГЭ – опыт экспериментальной работы 2007
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) относится к числу инновационных форм, определяющих объективную оценку качества подготовки учащихся к выпуску из школы. Его сторонники и противники на протяжении нескольких лет обсуждают вновь созданный механизм итоговой аттестации, характеризуя положительные и отрицательные стороны, внося коррективы в идущий процесс модернизации. Практики российской образовательной системы не имеют возможности дискутировать по данному вопросу, необходимо работать. Только четкая отработка технологии и организации проведения инновационной формы экзамена в каждом субъекте Федерации, в каждой муниципальной территории, в каждой школе позволит добиться эффективного результата. В работе представлены статистические, диагностические и методические материалы Александровского района Владимирской области.
-
Тема урока: "Воспитание без насилия" 2007
Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними должно проводиться в семейном контексте и прежде всего в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания, изменения установок по отношению к ребенку, чтобы они не чувствовали своего бессилия и одиночества.
-
Деловая игра "Идущие вместе" 2007
В ноябре 2006 года в Саитбабинской МОУ СОШ состоялся семинар работников социально-психологической службы Гафурийского района. С целью координации деятельности между социальными педагогами и педагогами-психологами была проведена деловая игра "Идущие вместе". Такая форма работы позволила участникам семинара – молодым специалистам обменяться опытом, осознать необходимость совместной работы и определить зоны ответственности.
-
Снижение импульсивности детей с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста при помощи приемов нейропсихологического метода коррекции 2007
Подготавливать занятия по снижению импульсивности для детей имеющих интеллектуальные нарушения предлагаются с учетом принципов: структурированности, т.е. коррекцию импульсивности с детьми имеющими интеллектуальную недостаточность организуют, используя программу занятий с единой структурой. Это позволяет снизить тревожность и повысить успешность выполнения упражнений; концентрирования, т.е. постепенного усложнения заданий, с использованием базовой структуры; многократного повторения. Данный принцип также позволяет увеличение числа занятий, за счет их дублирования, до получения положительных результатов.
-
Развивающее занятие по психологии на тему: "Как преодолевать тревогу" 2007
Развивающее занятие "Как преодолевать тревогу" проводится с учащимися, которые испытывают повышенную тревожность. Занятие проводится в групповой форме в кабинете психолога. Лучше проводить в кругу, где удобно общаться, прослеживать за эмоциональным состоянием учащихся и выполнением заданий. Задания доступны для восприятия и выполнения.
-
Тренинг "Развитие творческих способностей педагога" 2007
Творческий потенциал педагога важен для детей. Приобщать детей к радости творчества должны взрослые. Насколько успешным будет это приобщение, зависит от творческого потенциала наставника. Предложенный тренинг поможет участникам осознать свои личностные особенности и творческие возможности, овладеть приёмами развития своего творческого потенциала.
-
План-конспект классного часа по теме: "Это великое слово Дружба" 2007
Классный час проводится с целью формировать нравственные качества у учащихся: уметь дружить, беречь дружбу, ценить в людях больше всего такие качества характера, как доброжелательность, вежливость, способность сочувствовать другому; научить детей видеть красоту в простом и обыденном, уметь дарить людям тепло и любовь.
-
План-конспект урока по ОБЖ в 3-м классе на тему: "Самопознание через чувства и образ" (по системе Л.В. Занкова) 2007
Для полноценного развития личности ребенку совершенно необходимо знать и понимать самого себя. Приобретаемые знания, умения и способности могут иметь действительно развивающий характер, если ребенок будет пропускать их через себя, воспринимать их «изнутри». Помочь младшему школьнику реализовать и осознать себя в самых разных своих проявлениях, дать ему почувствовать себя, свои особенности, возможности и переживания – чрезвычайно важная задача воспитания. Этот урок направлен на то, чтобы ребенок научился понимать и познавать прежде всего самого себя и свои возможности.
-
Социально-психологический проект на тему: "Проблемы инвалидов" 2007
На исторических этапах развития человеческого общества совершенствование социальной службы происходило во всех сферах деятельности: юридической (правовой), медицинской, психологической, педагогической.
-
Обучение подростков техникам психологической самообороны 2007
Данное занятие проводилось в рамках работы с учащимися-волонтерами, после проведения Антитабачной акции в городе. Проводя итоги акции (она была одна из первых), волонтеры отмечали, что сверстники (а порой и взрослые люди) старались как-то их уколоть, обидеть, провоцировали на конфликт. Ребята не всегда находили силы и возможности ответить на подобные "выпады". Обижались, чувствовали себя неуютно, "просто профанами". Назрела тема для очередного занятия в цикле "Эффективные способы общения". На занятии рассматриваются техники психологической самообороны, которые позволят подросткам научиться отстаивать свои интересы в критических ситуациях, предохранять себя от разрушительных последствий варварского нападения, манипуляции, справляться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе.