Неудачи в начальной школе часто остро переживаются детьми, влияют не только на отношение к учению, положение ученика в классе, но и на его дальнейшую судьбу. Взрослым, родителям и учителю, прежде всего необходимо понимать, что оказать действенную помощь ребёнку они смогут лишь тогда, когда в каждом конкретном случае смогут определить и устранить причины школьных трудностей.
Одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам – медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами. В школьной практике чаще встречаются три основные группы этих причин.
Первая - связана с недостатками в развитии познавательных процессов учеников: затруднениями мыслительной операции синтеза звукобуквенных элементов; несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обуславливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ребёнка: он не может “схватить” целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором “забежать” вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь, таким образом, к последующей артикуляции.
Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учеников, в частности проявляющихся в затруднении артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, “смешиваются”, что приводит к непониманию прочитанного. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.
Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов.
Преодоление медленного чтения у детей требует проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение психологических причин, закрепление и развитие достигнутых успехов в чтении. За помощью в организации этих занятий следует обратиться к психологу и логопеду.
Другая трудность ученика связана с навязчивым страхом перед чтением. В медицинской психологии это состояние называют ридингфобией.
Школьник, страдающий ридингфобией, может иметь хорошую память, неплохо успевать по математике, но с невероятным трудом усваивает печатный текст. Чуть не по слогам разбирает предложение, не понимая, о чём читает. Естественно, что при таких проблемах с чтением происходит нарушение процесса познания. Это приводит к тому, что ребёнок начинает испытывать страх перед книгой, отказывается читать, отстаёт в развитии о т своих сверстников. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем в усвоении школьной программы. Такие подростки часто “просиживают” или пропускают уроки, иногда, не доучившись, бросают школу.
На работе человек, страдающий ридингфобией, пассивен, безынициативен, почти не способен к планированию и особенно к прогнозированию своего труда. Если он занимает руководящий пост, а случается и это, то его деятельность характеризуется постоянным подавлением живой мысли, неприятием новых идей, приверженностью к сложившимся стереотипам, отсутствием воображения.
Как взрослым распознать ридингфобию и помочь ребёнку? Ведь дети с этой патологией вначале не отличаются от своих сверстников: запоминание букв и слов даётся им легко. Первые трудности начинаются с предложений – не всегда удаётся понять смысл прочитанного с первого раза. При чтении короткого отрывка (не говоря уже об увлекательном, интересном для другого ученика рассказе) ребёнок, страдающий ридингфобией, не помнит, что было в начале абзаца или рассказа. Он не понимает содержания, не может пересказать прочитанное и даже не в силах ответить на вопросы по содержанию.
Ридингфобия, как и другие навязчивые страхи, возникает независимо и вопреки желанию ребёнка. Он понимает своё состояние, относится к нему критически, но самостоятельно избавиться от навязчивого страха не может. Чувство беспомощности порождает неуверенность в себе, усиливает страх перед книгой.
Процесс чтения не приносит никакого удовольствия и даже усиливает страдания. У ребёнка возникает чувство неполноценности и беззащитности. Может измениться характер. Поведение становится робким, боязливым, идёт по линии наименьшего сопротивления. Вот простой психологический тест. Если подросток встречает хулиганов, которые избивают, отнимают деньги, то у него могут быть три типа реакции: первый – жалоба в милицию или родителям; второй – поиск возможности отомстить обидчикам; третий – полное отсутствие деятельности: не будет делать ничего, а при повторной встрече с теми же хулиганами даже не попытается бежать, сопротивляться, а имеющиеся в карманах деньги или сотовый телефон отдаст сам и со страхом будет ждать расправы. Вот этот третий тип реакции характерен для детей с ридингфобией. Такие подростки, попадая под влияние более активных сверстников, становятся покорными, на всё готовыми исполнителями их воли, к сожалению, часто пополняя ряды правонарушителей.
Заметив у ребёнка признаки ридингфобии, родителям следует обратиться за консультацией к психоневрологу. Выполнив его назначения, вы сможете помочь своему ребёнку. А пока прислушайтесь к следующим разъяснениям и рекомендациям.
Ридингфобия не является чем-то неизлечимым. Это, как и все фобии, условный рефлекс, при котором в коре головного мозга возникает изолированный очаг патологически инертного застойного возбуждения, вызывающий торможение определённых процессов. Вследствие этого возбуждающиеся условные рефлексы становятся особенно прочными, незакономерно устойчивыми. Но торможения других участков коры не происходит, и у ребёнка даже сохраняется критическое отношение к своему состоянию.
Чтобы избавиться от ридингфобии, нужно затормозившуюся мысль как бы направить по обходному пути, то есть заставить активную область мозга выполнять работу, которую не может осуществлять заторможенный участок. Здесь огромная роль отводится родителям. Всякий раз при возникновении затруднений при чтении просите ребёнка стараться рассуждать вслух, чтобы импульс мысли переключился в активную зону мозга. Конечно, нелегко избавить ребёнка от ридингфобии. Для этого требуется и от него самого и от родителей или учителя большая настойчивость и терпение.
Важное условие: ребёнок должен ежедневно как можно больше читать вслух, предпочтительно книги, пробуждающие воображение (фантастику, приключения). Потом, после окончания чтения, не предлагайте ему сразу же обдумывать прочитанное, не заставляйте тут же пересказывать текст. Только спустя некоторое время, желательно без свидетелей, заведите разговор о хорошо известных фактах, над которыми не нужно думать (имя матери, сколько лет отцу, день рождения и так далее). И если вы видите, что ребёнок ведёт этот разговор без напряжения, отвечает легко и быстро, тут же неожиданно задайте ему вопрос по содержанию недавно прочитанного текста. Если ответ получен сразу же, продолжайте задавать вопросы. Если ребёнок не отвечает, то урок прекращается и возобновляется через какое-то время.
Занятие должно проходить доброжелательно, без критики. При первых успехах не жалейте похвал - это способствует формированию уверенности в себе, постепенному преодолению страха перед чтением. Повторяйте такие занятия как можно чаще, но только так, чтобы не ухудшать состояние ребёнка, чтобы беседа была ему в радость. Не отказывайтесь от занятий при первом неуспехе, внушайте ребёнку, что ему всё по силам, и постепенно он сам поверит в это.
Самое трудное – это преодолеть чувство беспомощности, которое порождает страх и неуверенность, приносящие ребёнку страдания, поэтому взрослым не следует задерживаться с обращением за консультацией к специалистам, а коррекционно-развивающие занятия начинать как можно раньше.
Использованная литература
- Алле А.Х. К проблеме мозговой организации речевых функций у детей. //Проблемы медицинской психологии. М., 1980.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.,1987.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.
- Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. СПб.,1997.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
- Зинченко С.Н., Почему детям бывает трудно учиться. Киев, 1990.
- Жукова Т., Виноградова Н. Нарушения письма и чтения у школьников. //Начальная школа (приложение к газете “Первое сентября”). 1998. №19.
- Локалова Н.П. Как преодолеть медленное чтение у школьников. // Начальная школа (приложение к газете “Первое сентября”). 1998. №18.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М.,1995.