Интегрированный урок по психологии и окружающему миру во 2-м классе на тему "Царица-водица. Что такое эмоции и зачем они нужны"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Организационный момент. Вводная часть.

Приветствие.

- Ребята, давайте посмотрим в окно и определим, какая сегодня погода. (Солнечная, пасмурная, ветреная и т.д.)

- Кому такая погода нравится? Кому нет?

Видите, на одну и ту же погоду вы испытываете разные чувства. А теперь, давайте попробуем представить себе своё настроение как погоду. Нарисуйте круг, выберите карандаш соответствующего цвета (каждый – свой), который наиболее подходит вашему состоянию, и закрасьте круг. Это ваше настроение.

- Посмотрите, у всех получились разные цвета. Странно, ведь все вы учитесь у одних и тех же учителей и по одним и тем же учебникам, смотрите по телевизору примерно одни и те же передачи, чаще всего по одной дороге ходите в школу, а цвета получились разные. Объясните, почему? (Потому что у всех разное настроение).

Основная часть.

- Скажите, а вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Конечно же нет. Мы все когда-нибудь реагируем на то, что происходит вокруг нас. Если бы мы не радовались, не плакали, не злились, не удивлялись, никак не реагировали на какие-то события, то на кого мы были бы похожи? (на робота, на памятник…)

Вывод: Радость, печаль грусть, страх, удивление – всё это разнообразные эмоции, которые выражают наше отношение к окружающей нас действительности. Значит, слово “эмоции” говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем своё отношение к происходящему. (Слово “эмоции” записывается на доске); (<рисунок 13, рисунок14>).

- Вот и сегодня, когда я вошла в класс, у вас наверняка возникло определенное отношение к этому: кто-то испугался, кто-то удивился, кому-то было стыдно, кто это к нам пришел, и чем мы будем заниматься. И я, глядя на вас, сразу все поняла, кто что чувствует. Как я определила это? По каким признакам? (По выражению лица).

Вывод: конечно, ваше лицо выражает или скуку, или радость, или ещё какую-то эмоцию. Значит эмоции выражаются через мимику (или выражения лица). (Слово “мимика” записывается на доске); (<рисунок 12>).

Работа с демонстрационным материалом (рис.3).

- Давайте посмотрим на лицо мальчика. Что оно выражает? (Радость, обида, злость, страх).

- По каким признакам вы это определили? (по мимике: по выражению рта, бровей, глаз).

- Мир эмоций очень богат и разнообразен. В этом вы убедитесь, прослушав стихотворение “ Облака”.

“Облака”

(Н.А.Екимов)

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес,
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

- Сколько облачков увидел автор? (Три).

- Какие эмоции были у них? Что они выражали? (Радость, грусть, удивление).

- Скажите, а почему одному облачку стало очень грустно, почему оно расстроилось и заплакало? (Его унес от мамы ветерок).

- А чему удивилось маленькое облачко? (Увидело свое отражение в озере).

- Какой формы бывают облака? (Облака бывают разной формы).

- Какие виды облаков вы знаете? (Перистые, кучевые, слоистые).

(Повторное чтение стихотворения “Облака”)

Творческая работа: на доске 3 модели, имеющие форму облаков (на ватмане).

- Теперь давайте нарисуем эти облака.

- У вас на столе разные модели облаков, постарайтесь изобразить выражение лица каждого.

(Рисование облаков цветными карандашами под музыкальное сопровождение. Звучит песня “Кораблики” (Л.Яхнин) в исполнении К.Румяновой – аудиозапись).

- Молодцы! Очень хорошие облака у вас получились: и удивленные, и грустные, и веселые (<рисунок 1, рисунок2>). Найдите каждому облаку “маму” (прикрепляют облака на модели на доске).

Работа с учебником.

- Что такое облако? Прочти рассуждения мальчика. Согласен ли ты с его выводами? (стр.19, задание 8).

- К нам в гости приплыло необычное облачко. Предположи, откуда собрались капельки в этом облачке (<рисунок 3, рисунок4, рисунок5, рисунок6, рисунок7, рисуно8, рисунок9>). Что они обсуждают? (стр.56, задание 5).

- А теперь, давайте поиграем в игру “Угадай эмоции”.

Я буду произносить фразу, а вы – отгадывать какой эмоции она может принадлежать.

  • Ты не любишь мороженое? (Удивление).
  • Я злой и страшный серый волк! (Злость).
  • Зачем ты меня толкнул? (Обида).
  • Как темно в лесу! (Страх).
  • Какое теплое море! (Радость).
  • Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость).
  • Вы все ужасны! (Злость).
  • Я бедный! Никто меня не любит. (Обида).
  • У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).

- Молодцы! Теперь давайте попробуем произнести слово “Да” с удивлением, с радостью, с обидой, со злостью и т.д.

- Отлично! Скажите, ребята, только что при помощи чего мы выражали свои эмоции? (При помощи слов, которые произносят с определенной интонацией).

(На доске записывается еще один способ выражения эмоций: “слова”).

- А теперь, давайте представим, что мы пришли в цирк или на концерт. Конечно, нам представление может нравиться или не нравиться; нам может быть страшно или весело и т.д. Как же мы выражаем свои эмоции кроме мимики и слов? Мы же можем сказать: “Здорово!”, “Ничего себе”, “Ерунда!” и т.д. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте отправимся в дельфинарий на представление и посмотрим на реакцию зрителей.

(Просмотр эпизода представления в дельфинарии. Видеозапись).

- Как же зрители выражали свои эмоции? (Улыбались, смеялись, выкрикивали с места).

- А еще? (Аплодировали, дети вскакивали с мест).

Вывод: значит, эмоции можно выражать при помощи действия. (Слово “действия” записывается на доске).

Эмоции

 Заключительная часть.

  • Что же такое эмоции?
  • Какие эмоциональные состояния людей вы знаете?
  • Как можно выражать эмоции?

И в заключении давайте поиграем в игру “Море волнуется”.

Только показывать мы будем не морскую фигуру, а любую эмоцию, такую, какую я назову. Можно использовать и мимику, и действия, и слова.

- Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, эмоция радости на месте замри! (Дети останавливаются, замирают. Учитель “включает” какую-либо фигуру, и ученик озвучивает данную эмоцию).

Подведение итога, оценка.

- Спасибо всем. Урок подошел к концу. До свидания.