Организационный момент. Вводная часть.
Приветствие.
- Ребята, давайте посмотрим в окно и определим, какая сегодня погода. (Солнечная, пасмурная, ветреная и т.д.)
- Кому такая погода нравится? Кому нет?
Видите, на одну и ту же погоду вы испытываете разные чувства. А теперь, давайте попробуем представить себе своё настроение как погоду. Нарисуйте круг, выберите карандаш соответствующего цвета (каждый – свой), который наиболее подходит вашему состоянию, и закрасьте круг. Это ваше настроение.
- Посмотрите, у всех получились разные цвета. Странно, ведь все вы учитесь у одних и тех же учителей и по одним и тем же учебникам, смотрите по телевизору примерно одни и те же передачи, чаще всего по одной дороге ходите в школу, а цвета получились разные. Объясните, почему? (Потому что у всех разное настроение).
Основная часть.
- Скажите, а вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Конечно же нет. Мы все когда-нибудь реагируем на то, что происходит вокруг нас. Если бы мы не радовались, не плакали, не злились, не удивлялись, никак не реагировали на какие-то события, то на кого мы были бы похожи? (на робота, на памятник…)
Вывод: Радость, печаль грусть, страх, удивление – всё это разнообразные эмоции, которые выражают наше отношение к окружающей нас действительности. Значит, слово “эмоции” говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем своё отношение к происходящему. (Слово “эмоции” записывается на доске); (<рисунок 13, рисунок14>).
- Вот и сегодня, когда я вошла в класс, у вас наверняка возникло определенное отношение к этому: кто-то испугался, кто-то удивился, кому-то было стыдно, кто это к нам пришел, и чем мы будем заниматься. И я, глядя на вас, сразу все поняла, кто что чувствует. Как я определила это? По каким признакам? (По выражению лица).
Вывод: конечно, ваше лицо выражает или скуку, или радость, или ещё какую-то эмоцию. Значит эмоции выражаются через мимику (или выражения лица). (Слово “мимика” записывается на доске); (<рисунок 12>).
Работа с демонстрационным материалом (рис.3).
- Давайте посмотрим на лицо мальчика. Что оно выражает? (Радость, обида, злость, страх).
- По каким признакам вы это определили? (по мимике: по выражению рта, бровей, глаз).
- Мир эмоций очень богат и разнообразен. В этом вы убедитесь, прослушав стихотворение “ Облака”.
“Облака”
(Н.А.Екимов)
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес,
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
- Сколько облачков увидел автор? (Три).
- Какие эмоции были у них? Что они выражали? (Радость, грусть, удивление).
- Скажите, а почему одному облачку стало очень грустно, почему оно расстроилось и заплакало? (Его унес от мамы ветерок).
- А чему удивилось маленькое облачко? (Увидело свое отражение в озере).
- Какой формы бывают облака? (Облака бывают разной формы).
- Какие виды облаков вы знаете? (Перистые, кучевые, слоистые).
(Повторное чтение стихотворения “Облака”)
Творческая работа: на доске 3 модели, имеющие форму облаков (на ватмане).
- Теперь давайте нарисуем эти облака.
- У вас на столе разные модели облаков, постарайтесь изобразить выражение лица каждого.
(Рисование облаков цветными карандашами под музыкальное сопровождение. Звучит песня “Кораблики” (Л.Яхнин) в исполнении К.Румяновой – аудиозапись).
- Молодцы! Очень хорошие облака у вас получились: и удивленные, и грустные, и веселые (<рисунок 1, рисунок2>). Найдите каждому облаку “маму” (прикрепляют облака на модели на доске).
Работа с учебником.
- Что такое облако? Прочти рассуждения мальчика. Согласен ли ты с его выводами? (стр.19, задание 8).
- К нам в гости приплыло необычное облачко. Предположи, откуда собрались капельки в этом облачке (<рисунок 3, рисунок4, рисунок5, рисунок6, рисунок7, рисуно8, рисунок9>). Что они обсуждают? (стр.56, задание 5).
- А теперь, давайте поиграем в игру “Угадай эмоции”.
Я буду произносить фразу, а вы – отгадывать какой эмоции она может принадлежать.
- Ты не любишь мороженое? (Удивление).
- Я злой и страшный серый волк! (Злость).
- Зачем ты меня толкнул? (Обида).
- Как темно в лесу! (Страх).
- Какое теплое море! (Радость).
- Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость).
- Вы все ужасны! (Злость).
- Я бедный! Никто меня не любит. (Обида).
- У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).
- Молодцы! Теперь давайте попробуем произнести слово “Да” с удивлением, с радостью, с обидой, со злостью и т.д.
- Отлично! Скажите, ребята, только что при помощи чего мы выражали свои эмоции? (При помощи слов, которые произносят с определенной интонацией).
(На доске записывается еще один способ выражения эмоций: “слова”).
- А теперь, давайте представим, что мы пришли в цирк или на концерт. Конечно, нам представление может нравиться или не нравиться; нам может быть страшно или весело и т.д. Как же мы выражаем свои эмоции кроме мимики и слов? Мы же можем сказать: “Здорово!”, “Ничего себе”, “Ерунда!” и т.д. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте отправимся в дельфинарий на представление и посмотрим на реакцию зрителей.
(Просмотр эпизода представления в дельфинарии. Видеозапись).
- Как же зрители выражали свои эмоции? (Улыбались, смеялись, выкрикивали с места).
- А еще? (Аплодировали, дети вскакивали с мест).
Вывод: значит, эмоции можно выражать при помощи действия. (Слово “действия” записывается на доске).
Эмоции
Заключительная часть.
- Что же такое эмоции?
- Какие эмоциональные состояния людей вы знаете?
- Как можно выражать эмоции?
И в заключении давайте поиграем в игру “Море волнуется”.
Только показывать мы будем не морскую фигуру, а любую эмоцию, такую, какую я назову. Можно использовать и мимику, и действия, и слова.
- Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, эмоция радости на месте замри! (Дети останавливаются, замирают. Учитель “включает” какую-либо фигуру, и ученик озвучивает данную эмоцию).
Подведение итога, оценка.
- Спасибо всем. Урок подошел к концу. До свидания.