В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими людьми на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Как этого добиться? Проблема в том, что наша жизнь, как правило, пронизана духом соперничества. В школе, учащихся часто сравнивают между собой, проводят разнообразные конкурсы и состязания, предполагающие обязательное наличие победителей и поигравших. Часто даже хобби и увлечения подразумевают соревновательность и соперничество. Чтобы повлиять на поведение детей, родители зачастую постоянно сравнивают друг с другом братьев и сестер.
При этом все осознают, что победителей обычно бывает намного меньше, чем проигравших. Всегда есть риск потерпеть поражение, и сознание этого порождает неуверенность в себе и различные страхи.
В результате победители, и проигравшие становятся гораздо более агрессивными, что, безусловно, осложняет их отношения с другими людьми. Соперничество делает нас психологически закрытыми, рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в своих силах, которая должна базироваться на доверии к другим и к себе, на готовности и способности помогать и принимать помощь.
Данная методическая разработка тренинговых занятий составлена специально для того, чтобы помочь учащимся приобрести практические навыки взаимодействия с другими людьми и по возможности заменить соревновательный принцип принципом сотрудничества.
Занятия содержат упражнения, которые дают возможность научиться работать в команде, развить позитивное самопознание, научиться ценить свою и чужую индивидуальность – то есть сформировать те качества, которые позволяют совместно решать сложные многоступенчатые задачи.
Данная разработка интенсивного обучения поможет каждому человеку почувствовать себя более уверенными и более компетентными при взаимодействии и сотрудничестве с другими людьми.
Программа интенсивного обучения
Методическая разработка предназначена как для недавно образованных групп, так и для групп существующих довольно длительное время. Также ее можно использовать для социально-психологической адаптации к новому коллективу учащихся 10 классов.
Цель работы группы: приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.
Задачи:
- научиться работать в команде;
- развить позитивное самопознание;
- научиться ценить свою и чужую индивидуальность.
Временная организация: 5 занятий по 1,5 часа один раз в неделю.
Состав группы: 12-15 человек, обоих полов.
Подробное описание занятий по тренингу находится в <Приложении1>.
Список литературы:
- Битянова М.Р. Психология личностного роста. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 2001
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие. – М.: Генезис,2001
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002