Что нужно знать, когда предстоит выбрать профессию? Как не ошибиться на пороге принятия важного решения? Как лучше узнать себя и где получить больше информации о будущей профессии?
На эти и многие другие вопросы профессионального самоопределения учащиеся могут найти ответы, получив комплексную психологическую помощь при прохождении предпрофильной подготовки.
С 2004-2005 учебного года в нашем городе начался эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 2-й ступени, в котором Межшкольный учебный комбинат стал координационным центром для всех образовательных учреждений.
Комплекс мероприятий по предпрофильной подготовке и профильному обучению осуществляется при тесном взаимодействии психолого-профориентационной службы МУК с психологическими службами школ города, которое прослеживается на всех этапах обучения:
- Пропедевтический (8-й класс) – на этом этапе обучения психологические службы школ города проводят диагностику интересов учащихся к учебной и профессиональной деятельности, по результатам которой психолого-профориентационной службой МУК проводится предварительное комплектование на образовательные маршруты;
- Основной (9-й класс) – на протяжении всего этапа обучения происходит оказание информационно-профориентационной поддержки в выборе дальнейшего профиля обучения;
- Заключительный (конец обучения в 9-м, начало 10-го класса) – психологическими службами школ города и МУК отслеживается реализация планов профессионального самоопределения и анализируются итоги выбора дальнейшего образования выпускников 9-х классов.
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся проводится по следующим направлениям:
- исследование интересов, склонностей, потребностей и способностей учащихся:
С начала эксперимента (2004-2005 учебный год) проводилась профдиагностика «ВЫБОР», которую в дальнейшем заменили на методики «Профиль» и «Опросник профессиональных склонностей» Л.Йовайши, т.к. они ориентируют на выбор профиля обучения, что более актуально для 9-ников. Профессиональные диагностики («ВЫБОР», «ПРОФИ»), определяющие направление профессионального обучения используются по индивидуальным запросам. Интересы учащихся к пройденному курсу определяются через проведение анкеты «Самооценка интересов школьника» (см. приложение №1).
Результаты анкеты, диагностик «Профиль» и «Опросник профессиональных предпочтений», а также диагностик, проведённых по индивидуальному запросу заносятся в сводную ведомость и используются на индивидуальных и групповых консультациях с учащимися (см. приложение№2).
- информационно-просветительская деятельность:
Начиная с 8-го класса психологи знакомят учащихся с предпрофильной подготовкой на Ярмарке образовательных услуг, где рекламируются курсы по выбору и происходит презентация проектной деятельности учащихся 9-х классов. Дополнительную информацию учащиеся получают из памяток, индивидуальных бесед, консультаций методиста по профориентационной работе, педагогов-психологов, рекламных буклетов о курсах по выбору. Информацию о характере обучения в профильной школе и предпрофильной подготовке учащиеся 9 классов прежде всего получают из лекций (см. приложение №3), в которых раскрываются аспекты успешного выбора профессии: рынок труда и востребованность в специалистах на ближайшие 5-10 лет; направления профильного обучения; учёт своих индивидуальных качеств при выборе профиля обучения. Для родителей учащихся 9-х и 8-х классов проводятся выступления на общешкольных и классных родительских собраниях, на которых раскрывается значение предпрофильной подготовки в профессиональном самоопределении учащихся;
- групповые тренинги, направленные на самораскрытие учащихся и помощь в профессиональном самоопределении:
Тренинги проводятся психологами школ города на базе образовательных учреждений по специально разработанным программам. Элементы тренинговой деятельности в виде профориентационных игр с последующей рефлексией применяются психолого-профориентационной службой МУК во время проведения лектория.
По результатам своей деятельности мы можем отметить следующие положительные моменты:
1. Предпрофильная подготовка готовит 9-ти классников к жизненному выбору. Учащимся предоставляется информация о возможных путях продолжения образования, большинство учащихся (64%) по окончании основной школы определили или смогли уточнить профиль своего будущего обучения и тип образовательного учреждения (школа, колледж), где они продолжат обучение.
2. Диагностические методики, используемые для психологического сопровождения предпрофильной подготовки, помогают учащимся в определении дальнейшего профиля обучения.
3. Разнообразие видов курсов по выбору, число прослушанных курсов (по 6 курсов за год) помогает оценить свои силы и принять соответствующее решение, а также создать базу для ориентации в мире современных профессий, что является необходимым условием осознанного определения выпускниками основной школы будущего профиля обучения.
Но несмотря на то, что предпрофильная подготовка помогает учащимся определиться в выборе профиля обучения, мы столкнулись с тем, что у учащихся недостаточно информации об образовательных учреждениях РФ, ближнего зарубежья и нашего округа, а самое главное то, что учащиеся имеют недостаточно знаний о своих психологических особенностях, способностях и профессионально важных качествах избираемой профессии.
Учитывая всё это, мы ввели в работу по психологическому сопровождению проведение лектория, и уже сейчас можем отметить увеличившееся количество обращений учащихся в психологическую службу за консультацией по вопросам профессионального самоопределения.
А для того, чтобы результаты диагностики были доведены до всех учащихся, на лекциях проводятся групповые консультации с занесением диагностических данных в портфолио каждого учащегося. При необходимости и по желанию 9-классников проводится индивидуальная работа, которая включает в себя консультирование и применение дополнительных диагностик.
В течение всего года проводится индивидуальная работа с родителями учащихся 9-х классов через консультации по вопросам выбора наиболее подходящего профиля обучения для их ребёнка и результатам проведённых диагностик.
Для классных руководителей, кураторов школ, преподавателей, которые задействованы в предпрофильном обучении в феврале 2006 года проводился городской семинар, на котором освещались основные аспекты предпрофильной подготовки.
Таким образом, комплексное психологическое сопровождение должно охватывать всех участников образовательного процесса. Профориентационная работа должна стать не только задачей психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса.
При условии проведения такой работы предпрофильное, а в дальнейшем и профильное обучение даёт возможность сформировать чёткий жизненный план, достичь высокого уровня профессионализма на ранних этапах становления карьеры и отвечает запросам современного общества.