Ток-шоу как одна из форм организации воспитательного процесса (сборник материалов для проведения классных часов)

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Сборник составлен в помощь учителю – классному руководителю на основе практических материалов, подготовленных студентами педагогического колледжа к практике “Внеурочная воспитательная работа”.

Сборник может быть использован студентами педагогических колледжей, вузов, классными руководителями в работе с детьми подросткового возраста (7-10 классы).

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА

  1. Технологическая цепочка проведения ток-шоу

  2. Ток-шоу “Карманные деньги”

  3. Ток-шоу “Отцы и дети”

  4. Ток-шоу “Дружба”

  5. Ток-шоу “Пиво: за и против”

  6. Ток-шоу “По одежке встречают…”

  7. Список литературы

Ток-шоу – одна из наиболее интересных форм организации воспитательного процесса. Это дискуссионная форма привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками и учителем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. Организационно ток-шоу позволяет включить в дискуссию большое количество детей и как воспитательная форма имеет ряд достоинств:

  • обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
  • аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
  • ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
  • в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

Исходя из вышесказанного, можно диагностично сформулировать цели, на реализацию которых в той или иной мере будет направлено каждое из предложенных ток-шоу. Например, развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры ведения дискуссии (умения терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиций и умений, уметь слушать и аргументировано отстаивать свою точку зрения); воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких; воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, и выбор жизненной перспективы.

Технологическая цепочка проведения ток-шоу может выглядеть следующим образом:

  1. Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.
  2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.
  3. Выдвигается проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора).
  4. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.
  5. Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущего.
  6. Подведение итогов дискуссии.

При проведении ток-шоу необходимо учитывать следующие правила ведения дискуссии:

  • с уважением относиться друг к другу;
  • поднимать руку, чтобы высказаться;
  • любое мнение или позиция аргументируются фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.;
  • признается право каждого иметь свою точку зрения, свое особое мнение;
  • обсуждаются точки зрения и взгляды, а не люди и личности;
  • порядок выступлений определяет ведущий.

Стоит отметить роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу. Поэтому проведение такого мероприятия как ток-шоу требует от ведущего предельной концентрации знаний, умений и большой подготовительной работы.

Помимо предложенных разработанных сценариев ток-шоу, приводим темы ток-шоу, которые подросткам хотелось бы  обсудить в дальнейшем: отношение учеников к учителям; аномальные явления; мои домашние животные и отношение к ним; незнакомка и я; школа; дедовщина в Российской армии; современная жизнь; компьютер в современной жизни; Добро и Зло и другие.

Приложение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000. – с. 88 – 92.
  2. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000. – с. 3 – 6.
  3. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. и др. Открытые уроки по биологии 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.
  4. Ягодинский Н.В. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Искусство одеваться / Сост. Н.Г. Новосад. – Свердловск: Сред.- Урал. кн. изд., 1989. – с. 3-9.