Сборник составлен в помощь учителю – классному руководителю на основе практических материалов, подготовленных студентами педагогического колледжа к практике “Внеурочная воспитательная работа”.
Сборник может быть использован студентами педагогических колледжей, вузов, классными руководителями в работе с детьми подросткового возраста (7-10 классы).
СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА
Технологическая цепочка проведения ток-шоу
Ток-шоу “Карманные деньги”
Ток-шоу “Отцы и дети”
Ток-шоу “Дружба”
Ток-шоу “Пиво: за и против”
Ток-шоу “По одежке встречают…”
Список литературы
Ток-шоу – одна из наиболее интересных форм организации воспитательного процесса. Это дискуссионная форма привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками и учителем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. Организационно ток-шоу позволяет включить в дискуссию большое количество детей и как воспитательная форма имеет ряд достоинств:
- обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
- аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
- ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
- в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
Исходя из вышесказанного, можно диагностично сформулировать цели, на реализацию которых в той или иной мере будет направлено каждое из предложенных ток-шоу. Например, развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры ведения дискуссии (умения терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиций и умений, уметь слушать и аргументировано отстаивать свою точку зрения); воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких; воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, и выбор жизненной перспективы.
Технологическая цепочка проведения ток-шоу может выглядеть следующим образом:
- Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.
- Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.
- Выдвигается проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора).
- Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.
- Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущего.
- Подведение итогов дискуссии.
При проведении ток-шоу необходимо учитывать следующие правила ведения дискуссии:
- с уважением относиться друг к другу;
- поднимать руку, чтобы высказаться;
- любое мнение или позиция аргументируются фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.;
- признается право каждого иметь свою точку зрения, свое особое мнение;
- обсуждаются точки зрения и взгляды, а не люди и личности;
- порядок выступлений определяет ведущий.
Стоит отметить роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу. Поэтому проведение такого мероприятия как ток-шоу требует от ведущего предельной концентрации знаний, умений и большой подготовительной работы.
Помимо предложенных разработанных сценариев ток-шоу, приводим темы ток-шоу, которые подросткам хотелось бы обсудить в дальнейшем: отношение учеников к учителям; аномальные явления; мои домашние животные и отношение к ним; незнакомка и я; школа; дедовщина в Российской армии; современная жизнь; компьютер в современной жизни; Добро и Зло и другие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000. – с. 88 – 92.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000. – с. 3 – 6.
- Балабанова В.В., Максимцева Т.А. и др. Открытые уроки по биологии 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.
- Ягодинский Н.В. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986.
- Искусство одеваться / Сост. Н.Г. Новосад. – Свердловск: Сред.- Урал. кн. изд., 1989. – с. 3-9.