Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне всегда приятно вести занятия в вашем классе. Вы все такие талантливые! Это не может не вызывать радость, а радость всегда дает вдохновение. Спасибо вам.
А теперь я предлагаю вам тему и план нашей сегодняшней творческой работы. Ритмичный труд.
1. Наша тема и беседа вокруг нее (рассуждения учителя).
2. Рассуждения учеников.
3. Мы – мудрецы.
4. Мой “сюрприз” Вам.
5. Мы – учителя.
6. Творческое рисование.
7. Итог урока.
Вы согласны с таким построением урока? Дополнения, замечания есть?
Начинаем трудиться.
Учитель: (на фоне музыки)
I. Вселенная огромная, бесконечная. Нет в ней ни начала, ни конца. Человеку трудно в это поверить. Но взгляни в бездонное небо и ты услышишь, как с тобой разговаривает сам Великий Космос.
Целый Мир от Красоты
От велика и до мала.
И напрасно хочешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век?
Перед тем, что Бесконечно!?
Хоть не вечен человек,
То, что Вечно – ЧЕЛОВЕЧНО.
Именно так: то, что Вечно – Человечно. А что же вечно? Это Космические Законы, которые должны выполнять все обитатели Великого Космоса, и, конечно, мы, люди. Мы – дети Космоса. И наш дом – планета Земля. И не важно, в какой стране живет человек, не важно, какой он национальности. Важно, чтоб наш общий дом Земля был красив и приносил всем людям радость. Дом нашей Земли – это Космос. И если будет здорова наша планета, то и Космосу будет хорошо, и людям, населяющим нашу планету. И наша Земля, и другие планеты, и весь Космос – живые. И чтобы всем было хорошо, надо исполнять Законы Космоса. А для этого с ними надо познакомиться. С давних времен люди знали об этих Законах. И чтобы их лучше запомнить, они сочиняли красивые легенды и мифы. (Музыка закончилась.)
На одном из следующих уроков мы с вами послушаем такие поэтические рассказы.
А сейчас мы познакомимся с одним из важнейших Законов Космоса – РИТМИЧНЫЙ ТРУД.
День сменяется ночью, зима – весной, и так далее. Трудятся в Природе все: и животные, и птицы, и растения. Трудятся моря и реки, океаны и пески, трудятся планеты и небесные светила. Постоянный труд – это основа жизни Космоса: но для кого они грудятся, и Солнце, и Луна, и звезды!? Для кого растут деревья и цветы!? Разве для себя!? Космос говорит: прежде всего, труд – для всех! Твори, не требуя наград! А награда придет в нужное время...
А теперь мы поразмышляем вместе об этом важном Законе Природы – РИТМИЧНЫЙ ТРУД.
II. Размышления детей.
- Труд развивает человека.
- Труд для личного блага и общего.
- Процесс творчества начинается с идей, мыслей, слов, получает завершение лишь в труде.
Учитель: спасибо вам за такие интересные размышления. Я рада, что вы теперь знаете один из великих Законов Космоса – РИТМИЧНЫЙ ТРУД. Но его мало знать, его надо ИСПОЛНЯТЬ. Это не всегда просто. Как?
- Сначала следует запомнить, все, что мы делаем – это труд (учеба, помощь родителям, учителю, чтение книг).
- Стараться делать дело как можно лучше!
- Не бездельничать. День должен быть наполнен смыслом. Обязательно немного времени надо уделять мыслям о мире, добре, красоте. Это тоже труд.
III. Учитель:
– Мы на уроках часто уделяем внимание мудрым изречениям, пословицам, поговоркам. Поэтому я верю, что со следующим заданием вы справитесь легко.
– Вспомните пословицы о труде.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
Под лежачий камень и вода не течет.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Землю солнце красит, а человека – труд.
В труде рождаются герои.
Лентяй и сидеть устает.
У ленивого крыша течет и печь не печет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Учитель: Спасибо! Я чувствовала, как активно работали ваши мысли.
IV. Учитель: Ребята! Я знаю, какие вы у меня всегда внимательные слушатели. Я подготовила для вас удивительную сказку. Попробуйте сами ее озаглавить. Я верю, у вас обязательно будут интересные предложения.
Сказка. Для чего живешь, человек?
Жил-был Царь. Он был могущественным, мудрым и добрым. Много детей было у того Царя. И чтобы дети, вырастая, становились такими же мудрыми, добрыми и могущественными, Царь посылал их на учебу в дальние страны с наказом, чтобы после учения они отправлялись в те края, где дела шли неважно, и наводили бы там порядок. Каждому своему ребенку Царь давал в дорогу коня и мешок золота.
В дальних странах дети вели себя по-разному.
Одни, почувствовав себя свободными, забывали наказ отца и начинали вести беспутный образ жизни, связывались с сомнительными компаниями, проматывали свое состояние и, в конце концов, бесследно погибали.
Другие, увидев власть золота, посвящали все свое время его накоплению и кончали так же, как и первые.
Третьи увлеклись лошадиными гонками. Они все свое время тратили на поддержание своего коня сильным и выносливым, сделали удовлетворение его потребностей смыслом своей жизни. Даже смерть своего коня они стали отождествлять со своей собственной смертью.
Четвертые при любом затруднении слали отцу письма с просьбой о помощи и спасении, хотя были в состоянии справиться со своими проблемами самостоятельно.
Пятые так увлеклись получением знаний, что забыли о духовном развитии. Это привело к тому, что полученные знания они стали применять не только на добрые дела, но и во зло.
Шестые также забыли наказ отца: они стали считать целью своей жизни возвращение домой, к отцу.
И только седьмые, получив от мудрецов знания и раскрыв свое сердце, помнили о своей миссии: они отправились в те края, где господствовал Хаос, и стали превращать его в Гармонию.
Отцу все дети дороги, он всех любит, даже тех, кто не выполнил его наказ. Но кто станет достойным помощником своему отцу?
V. Мы – учителя.
Учитель: ребята, вы так внимательно слушали сказку и так глубоко, что свободно сможете придумать ей название и выступить в роли учителей. Пусть желающие выйдут по одному, займут место учителя и озвучат свои вопросы. (Дети задавали примерно такие вопросы):
- Зачем царь послал детей учиться?
- Какой наказ дал детям?
- Почему дети наказ выполняли по-разному?
- Кто станет достойным помощником отца?
- Зачем человек живет?
Учитель: я очень благодарна вам всем! Молодцы! Я чувствую, что вы все поняли, что смысл жизни человека – улучшать и трудиться на общее благо.
Стихотворение Л. Татьяничевой
Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют.
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.Себя мы с ними сравнивать не будем.
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя!
VI. Творческое рисование
Учитель: У вас на партах лежат чистые листы бумаги. Напишите сегодняшнее число и ваше имя. Я включу музыку, а вы закройте глаза и вообразите свою мечту. Кто ее увидит, почувствует, узнает – откройте глаза и ВЫРАЗИТЕ СВОЮ МЕЧТУ на бумаге. (Дети творят на фоне музыки.)
VII. Итог урока.
Ребята, как вы думаете, мы справились с темой сегодняшнего урока? Что вам понравилось? Что вы посоветуете на будущее? Я благодарна вам за такую удивительную, творческую встречу.
В классе организована фотовыставка педагога по художественной росписи Натальи Олеговны Хрипченко. “КРАСОТА ГЛАЗАМИ ЛЮБВИ”. Дети любуются в течение дня удивительными сюжетами природы. Фотографии несут гармонию и помогают открыть ребенку неповторимость, индивидуальность и красоту в самом себе.