Программа элективного курса “ Выбор профессии” рассчитана на учащихся девятых классов. Курс рассчитан на 18 часов. Продолжительность реализации курса предполагается в течение полугодия по одному часу в неделю.
Программа предусматривает:
- знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;
- актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;
- знаний о том, что лежит в основе успешности любой профессиональной деятельности, каковы основные условия достижения “акме”;
- какую роль играет правильный выбор профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;
- повышение уровня психологической компетентности учащихся;
- расширение границ самовосприятия;
- формирование адекватной самооценки;
- рефлексивного отношения к своей деятельности;
- пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью “примеривания” на себя различных профессиональных ролей.
Кроме того, программа составлена с расчетом на то, что познавательная мотивация в этом возрасте напрямую связана с профессиональным самоопределением. А значит, взгляд на себя как на будущего профессионала поможет подросткам найти новый смысл в учебной деятельности.
Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить, проблему профессионального выбора призвана данная программа.
На занятиях данного элективного курса ребята получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях ученики получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии. Получат опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность и наличием ценностных установок. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит ученикам узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.
Программа включает в себя различные методы профориентационной работы: элементы профинформирования, профконсультации, профдиагностики и разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально – важных качеств.
Цель курса:
Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений.
Задачи курса:
- Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
- Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
- Определение мотивации выбора и ее структуры;
- Определение выраженности и структуры способностей;
- Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Кол. |
Л./П. |
Диаг. |
1. |
Введение в курс “Выбор профессии. Становление профессионала”. Цели и задачи курса. Установление правил, создание рабочей атмосферы. Предварительная ориентация в интересах и склонностях (ОПП) Л. Н. Кабардова, анкетирование. |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
2. |
Трудовая деятельность как условие формирования сознания субъекта труда. Понятие профессиональной деятельности. Чем отличается профессия от специальности? Знакомство со справочной профессиографической литературой. Игра “Ассоциация” (Овчарова). |
1ч. |
1ч. |
|
3. |
Что означает правильный выбор профессии? Определение понятий “профподбор”, “профотбор”, “профпригодность”. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока) |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
4. |
Общее понятие о способностях человека. Виды способностей. Соотношение способностей и профессии. Изучение направлений в развитии способностей личности по Рогову. |
1ч. |
0,5ч |
0,5ч |
5. |
Воспитание способностей. Можно ли унаследовать профессию. Профессия и задатки. Типология личности по И. П. Павлову. Изучение темперамента. Выявление организаторских способностей. Структура способностей и профессия. Понятие “одаренность” |
1ч. |
0,5ч |
0,5ч |
6. |
Понятия “профессиограмма”, “модуль профессии”, ПВК, “формула профессий”. Игра “Угадай профессию”. |
1ч. |
1ч. |
|
7. |
Классификация типов профессий по Е. А. Климову. Методика Д. Голанда на определение профессионального типа личности. |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
8. |
Характеристика профессий группы “Человек – человек”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Изучение коммуникативных способностей |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
9. |
Характеристика профессий группы “Человек – техника”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Исследование перцептивно – мыслительной деятельности. |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
10. |
Характеристика профессий группы “Человек – природа”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Самооценка терпеливости, настойчивости, силы воли. |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
11. |
Характеристика профессий группы “Человек – знаковая система”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика “Импульсивность” |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
12. |
Характеристика профессий группы “Человек – художественный образ”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика “Измерение художественно – эстетической потребности”. Изучение творческого потенциала личности. |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
13. |
Потребности и мотивы как условие активности личности. Мотивы выбора профессии и жизненные ценности. Методика “мотивы выбора профессии”. |
1ч. |
0,5ч. |
0,5ч. |
14. |
Образ “Я” как система представлений о себе. Самооценка личности. Уровень притязаний. Личный опыт. Как стать профессионалом без способностей, или кое – что о компенсации. |
1ч. |
1ч. |
|
15. |
Составление профессиограмм. Защита и анализ представленной работы. |
2ч. |
2ч. |
|
16. |
Подведение итога работы. Изучение ориентации в интересах и склонностях (ОПП) Л. Н. Кабардова, анкетирование. |
2ч. |
2ч. |
|
Итого: |
12,5ч. |
5,5ч. |
||
Всего: |
18ч. |
Литература
Основная литература
1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995 .
3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.
4. Мир профессий: Человек – знаковая система / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988 [3].
5.Мир профессий: Человек – природа / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988[2]
6. Мир профессий: Человек – техника / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988[5].
7.Мир профессий: Человек – художественный образ / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988 [4].
8. Мир профессий: Человек – человек / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988 [1]
9.Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж 1997.
10.Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
11.Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд–во ВЛАДОС- ПРЕС, 2003.
Дополнительная литература
1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. — М., 1988.
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988.
3. Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера”-/ Под ред. С.Н.Чистяковой. - М., 1998.
4. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М., 1983. 5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
6. Поляков В.А. Технология карьеры. — М, 1995.
7. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. — 1993. — № 4.
8. Пряжников Н. С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. — М., 1991.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996.
10. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М, 1999.
11. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. — М., 1998.
12. Розин В. М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.
13. Струмилин С. Г. К вопросу о классификации труда // История советской психологии труда: Тексты. (20—30-е годы XX века) / Под ред. В. П.Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. — М., 1983.
14. Татищев В. Н. Избранные произведения. —Л., 1979.
15. Фельденкрайз М. Понимание при делании // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков.- М., 1993.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
17.Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.
18.Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.— М., 1982.
19.Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.