Почему дети, приходящие в школу, зачастую испытывают страхи? Они страдают oт повышенной тревожности, беспокоятся при появлении учителя, боятся отвечать на уроках. Стpax является естественной реакцией активизации инстинкта самосохранения в ответ на угрожающие обстоятельства жизни. Младший школьник мало что знает об окружающем мире, поэтому все неизведанное ею беспокоит и пугает. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изнуряет нервную систему ученика начальных классов, он находится в постоянном напряженном ожидании чего-то плохого, часто пугается, не может полностью расслабиться. У тревожных детей снижена работоспособность, повышена утомляемость, беспокойный сон. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка. Страх влияет, прежде всего, на самооценку младшего школьника, он перестает быть уверенным в себе, сомневается в собственных силах. Теряя настойчивость и упорство, ученик испытывает трудности в достижении поставленных целей. Под воздействием страха деформируются все психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Вовремя помочь младшему школьнику справиться со страхом поможет школьный психолог. При помощи психологического искусства педагога, находящегося рядом с ребенком, детские страхи могут быть побеждены. Основными причинами страхов младших школьников являются:
- Излишнее беспокойство и тревожность родителей
- Воспитание в социальной изоляции
- Конфликтные взаимоотношения родителей
- Алкоголизм в семье
- Гиперопека над ребенком, авторитарный стиль общения
- Запугивание наказания со стороны родителей
- Боязнь не соответствовать ожиданиям родителей
Преодоление страхов и работа по развитию личности проводится педагогами по следующим направлениям:
- Наполнение в повседневной жизни учащихся яркими впечатлениями через включение ребенка в интересную для него деятельность
- Поощрение коллективных игр, дружбы со сверстниками
- Обучение навыкам релаксации, при которой организм ребенка не испытывает напряжения, беспокойства, тревоги
- Психологическая коррекция поведения взрослых, окружающих ученика
- Обучение приемлемым способам выражения гнева
- Исключение стрессовых ситуаций в школьной жизни
- Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку
- Использование в работе приемов моделирования ситуации, тематического рисования, танцтерапии, сказкотерапии, психогимнастики.
Предлагаемый конспект по коррекции страхов младших школьников поможет педагогам в работе с детьми по преодолению тревожности. В конспекте представляются варианты oтpeaгирования и изживания ребенком страха при помощи различных видов деятельности.
Тема: “Охотники зa привидениями”.
Цель: Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных с чувством cтpaxa, актуализация образов страха, обучение способам преодоления реальных страхов, конструктивному взаимодействию со страхом, развитие чувства юмора, совершенствование творческих способностей, способности к имитации, техники речи с помощью театрализованной и изобразительной деятельности.
Оборудование:
Видеоряд: темный экран размером 100 ? 80 см., символизирующий ночное небо, бумажные месяц, привидения: картинки с изображением страхов, теневой театр с атрибутами, белые листы А4, карандаши, маски животных. обручи, спорт, туннель, мольберт, коробка, очки из цветной бумаги, картонные медали для детей.
Аудиоряд: магнитофон, легкая тихая музыка.
Ход занятия
Приветствие
Педагог: Здравствуйте, девочки! (Девочки хлопают в ладоши.) Здравствуйте, мальчики! (Мальчики хлопают в ладоши.) Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.
Педагог предлагает детям подойти к темному экрану, на котором прикреплены звезды.
Педагог: Я хочу вам рассказать одну историю. Однажды ночью с неба вдруг исчезли месяц и звезды (снимает их с экрана), стало совсем темно. Неожиданно появилось (медленно открывает коробку) настоящее привидение! (Прикрепляет фигурку к экрану). А за ним явились еще три! (Прикрепляет фигурки). Привидения летали, ухали, заглядывали в окна и пугали детей. И представьте, они разбудили всех людей! Чтобы нам с вами было не так страшно, давайте спрячемся каждый в свой домик-обруч.
Дemu разбегаются и встают внутрь обруча.
Педагог: Ребята, давайте попробуем вместе с вами перечислить, чего боятся дети. Темноты, прививок, остаться дома одному... Если я что-то забыла, продолжи ты ... (Дети по очереди дополняют “список” страхов).
“Игра-перевоплощение”.
Педагог: Сейчас я вам раздам маски и вы превратитесь в разных зверей, которые чего-нибудь да боятся. (Пeдагог раздает маски зайца, белки, рыбки, кошки, собаки и т.п.)
Расскажите, звери, как выглядит ваш страх? Когда он обычно появляется?
Дети: Я – кошка, я боюсь, когда на меня лает собака.
Я – мышка, я боюсь кота и т.п.
Психогимнастика.
Педагог: А теперь давайте позволим себе побояться всласть! Пусть зубы ваши стучат как барабанные палочки (дети стучат зубами), а по спине мечутся 40 000 мурашек! У cтpaxa глаза велики, а ваши глаза пусть станут еще больше (дети округляют глаза), кричите громче от страха на всю Ивановскую “Ма-а-ма-а!” (Дети кричат). Ребята, я думаю, что раньше вы и не умели как следует бояться, страх был вовсе и не страх, а так – легкое беспокойство.
Куклотерапия с использованием теневого театра. Этюд “Веселый страх”
Педагог сопровождает свою речь показом теневых изображений: Дети, а вы знаете куклу, которая всего боялась? Однажды кукла ложилась спать, и вдруг ... в темном углу появилось что-то страшное, что? (Дети сами называют персонаж). Кукла дрожит, боится, а потом с помощью мамы-куклы зажигает свет, и тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего цветочный горшок!
Упражнение “Рисуем страх”
(Звучит легкая музыка)
Педагог: А теперь, ребята, возьмите УЖАСНО белый лист бумаги, ЖУТКО много цветных карандашей, и СМЕЛО приступайте рисовать свой страх. Вы рисуйте свой cтpax, а я буду читать вам стихотворение:
Вот как мы взялись за дело,
Страх берет, а в комнате
Уж совсем, совсем стемнело.
Я рисую, я держусь
Из последней мочи.
Свет зажег бы, да боюсь
Чудовище прискочит!
Расскажите, ребята, о своих страхах, кто что нарисовал? (Дети комментируют рисунки).
Упражнение: “Превращалки”
Педагог: А я знаю верный способ избавления от страха: “страшилку” превратить в “смешинку”. Прямо скажем, ваши чудовища – пренеприятные особы. Но их злодейское достоинство снижают бородавки или смешные шляпы и башмаки с помпонами. Подрисуйте своим страшилам то, в чем они смешно будут смотреться. (Дети рисуют.) А теперь посмотрите на свои рисунки и скажите, стоит ли их бояться, смешных, неуклюжих, оборванных? Если так дальше пойдет, если у всех великанов, людоедов, Бармалеев бородавки на носу считать, то совсем, пожалуй, страх потеряешь!
Упражнение: “Жалелки”
Педагог: Ребята, я знаю, что вы добрые и всякого злыдня, страшилу, задиру сможете пожалеть. Ведь им тоже, наверняка, хочется, чтобы их любили и жалели. Давайтe утешим, успокоим свои страхи. (Дети вслух называют страхи добрыми словами, предлагают им свою дружбу.)
Игра с моделированием ситуации “А что тогда?”
Педагог: Ребята, я хочу проверить, насколько вы умеете быть смелыми в различных ситуациях. Я вам по очереди буду называть ситуации, когда вам бывает страшно, а вы должны сказать, что будете делать, если вы вдруг окажетесь в такой ситуации. (Педагог может предъявить детям картинки с изображением собаки, темной комнаты, шприца и т.п.)
– Если встретилась собака, что тогда?
– Если в комнате темно, что тогда? И т.п.
(Дети предлагают свои варианты решения ситуации)
Игра “Смелые путешественники”
Педагог: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие. Но двигаться будем по одному, преодолевая различные препятствия, а остальные ребята поддерживают товарища фразой: “Смелей!”. (Дети под веселую музыку перепрыгивают “речку”, залезают на “горку”, в “пещеру” и т.п.)
Игра “Охотники за привидениями”
Педагог: Дорогие ребята, вы прошли настоящее испытание на смелость и теперь по праву можете стать охотниками за привидениями. В этой комнате спрятались различные привидения. Скорее надевайте волшебные очки и отправляйтесь на охоту! (Дети надевают очки, ищут в комнате спрятанные изображения привидений и складывают их в коробку со страхами.) Молодцы”! А теперь я раздам вам медали самых смелых и отважных охотников за привидениями. (Педагог вешает на шею детям медали.)