Коррекционно-развивающее занятие в классе IV вида по мимике и пантомимике

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • научить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (добро, зло, веселье, грусть);
  • познакомить их с разными способами выражения эмоций;
  • тренировать в них умение выражать эмоции в мимике.

Материалы:

  • раскраски “коврики” для феи;
  • карандаши, фломастеры;
  • магнитофон,
  • музыкальные отрывки:
    • Ф.Шопен “Ноктюрн фа-мажор” – спокойная,
    • П.И.Чайковский “Пятая симфония” – печальная,
    • Л.В.Бетховен финал “Симфония №5” – радостная;
  • пиктограмма с изображением эмоций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Разминка

Дети садятся в круг на стульчики.

– Давайте вспоминать, какое новое приветствие мы выбрали с вами на этот месяц. (Хлопок по ладошке товарища.)

– А как еще можно приветствовать друг друга? (Передать улыбку друг другу, крепкое рукопожатие и т.п.)

– Я хочу вам предложить еще один вариант игры-приветствия: начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: “Привет! Как твои дела?” Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило – здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. (Можно задействовать гостей в игре.)

– А сейчас подойдите к своим партам и на первой картинке нарисуйте свое сегодняшнее настроение (разговор об изображенном настроении).

Игра “По грибы”

– Вы будете изображать с помощью позы, мимики, жестов какой-нибудь из грибов: съедобный или несъедобный (обговорить с детьми, как можно изобразить съедобный и несъедобный грибы). Затем выбираем водящего. Водящий – “грибник”, он будет бродить между “грибами” и по внешним признакам попытаться рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит: “Хороший грибок” – и уводит игрока в одну сторону. Если ему кажется, что это не так, то он со словами “Несъедобный грибок, марш в уголок!” – уводит игрока в противоположную сторону. В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора.

II. Работа по теме занятия

Раздать детям раскраску (добрая, злая Фея). Попросить раскрасить коврики для злой и доброй Феи. Затем дети обсуждают и рассматривают рисунки. Важно, чтобы они пришли к выводу: когда человек злой, то и все вокруг него становится мрачными, неприятными, а когда добрый – все меняется.

Игра “Пчелы и змеи”

Одна команда – пчелы, другая – змеи. Каждая команда выбирает себе короля. Оба короля выходят за дверь, а я прячу два предмета, которые должны будут отыскать. Король пчел должен искать мед, а змеиный король – яйцо. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Все пчелы должны жужж. Чем ближе король подходит к меду, тем сильнее жужжат пчелы, чем дальше отходит король, тем пчелы жужжат тише. Змеи помогают своему королю шипением. Кто из королей окажется первым.

Музыкальные отрывки

Звучат отрывки веселой, грустной и спокойной мелодий. Дети должны поднять карточку, которая соответствует настроению каждого отрывка.

  • Бывало ли у вас грустное настроение? Когда? По какой причине?
  • Что вы чувствовали при этом? О чем вы думали?
  • Как вы выходили из грустного состояния?
  • Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
  • Что нужно делать, чтобы оно прошло?

Учим правило:

– Я открою вам правило-секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение –

подумай о хорошем и будет хорошо!

III. Домашнее задание

Предложить детям:

  • в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;
  • если настроение станет плохим, попытаться исправить его при помощи хороших мыслей.

IV. Рефлексия

– А сейчас снова подойдем к своим столам и нарисуем свое настроение.

  • Изменилось оно или нет? (Обсуждение.)
  • Какие игры запомнились?
  • Про домашнее задание не забыли?

V. Прощальный ритуал

Игра “Комплимент”

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. (Можно вместо похвалы просто сказать “вкусное”, “сладкое”, “цветочное”.)

VI. Рукопожатие