Цели:
- научить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (добро, зло, веселье, грусть);
- познакомить их с разными способами выражения эмоций;
- тренировать в них умение выражать эмоции в мимике.
Материалы:
- раскраски “коврики” для феи;
- карандаши, фломастеры;
- магнитофон,
- музыкальные отрывки:
- Ф.Шопен “Ноктюрн фа-мажор” – спокойная,
- П.И.Чайковский “Пятая симфония” – печальная,
- Л.В.Бетховен финал “Симфония №5” – радостная;
- пиктограмма с изображением эмоций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Разминка
Дети садятся в круг на стульчики.
– Давайте вспоминать, какое новое приветствие мы выбрали с вами на этот месяц. (Хлопок по ладошке товарища.)
– А как еще можно приветствовать друг друга? (Передать улыбку друг другу, крепкое рукопожатие и т.п.)
– Я хочу вам предложить еще один вариант игры-приветствия: начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: “Привет! Как твои дела?” Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило – здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. (Можно задействовать гостей в игре.)
– А сейчас подойдите к своим партам и на первой картинке нарисуйте свое сегодняшнее настроение (разговор об изображенном настроении).
Игра “По грибы”
– Вы будете изображать с помощью позы, мимики, жестов какой-нибудь из грибов: съедобный или несъедобный (обговорить с детьми, как можно изобразить съедобный и несъедобный грибы). Затем выбираем водящего. Водящий – “грибник”, он будет бродить между “грибами” и по внешним признакам попытаться рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит: “Хороший грибок” – и уводит игрока в одну сторону. Если ему кажется, что это не так, то он со словами “Несъедобный грибок, марш в уголок!” – уводит игрока в противоположную сторону. В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора.
II. Работа по теме занятия
Раздать детям раскраску (добрая, злая Фея). Попросить раскрасить коврики для злой и доброй Феи. Затем дети обсуждают и рассматривают рисунки. Важно, чтобы они пришли к выводу: когда человек злой, то и все вокруг него становится мрачными, неприятными, а когда добрый – все меняется.
Игра “Пчелы и змеи”
Одна команда – пчелы, другая – змеи. Каждая команда выбирает себе короля. Оба короля выходят за дверь, а я прячу два предмета, которые должны будут отыскать. Король пчел должен искать мед, а змеиный король – яйцо. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Все пчелы должны жужж. Чем ближе король подходит к меду, тем сильнее жужжат пчелы, чем дальше отходит король, тем пчелы жужжат тише. Змеи помогают своему королю шипением. Кто из королей окажется первым.
Музыкальные отрывки
Звучат отрывки веселой, грустной и спокойной мелодий. Дети должны поднять карточку, которая соответствует настроению каждого отрывка.
- Бывало ли у вас грустное настроение? Когда? По какой причине?
- Что вы чувствовали при этом? О чем вы думали?
- Как вы выходили из грустного состояния?
- Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
- Что нужно делать, чтобы оно прошло?
Учим правило:
– Я открою вам правило-секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение –
подумай о хорошем и будет хорошо! |
III. Домашнее задание
Предложить детям:
- в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;
- если настроение станет плохим, попытаться исправить его при помощи хороших мыслей.
IV. Рефлексия
– А сейчас снова подойдем к своим столам и нарисуем свое настроение.
- Изменилось оно или нет? (Обсуждение.)
- Какие игры запомнились?
- Про домашнее задание не забыли?
V. Прощальный ритуал
Игра “Комплимент”
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. (Можно вместо похвалы просто сказать “вкусное”, “сладкое”, “цветочное”.)
VI. Рукопожатие