"Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема". Семинар

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Показать психологические основания для разработки новой модели перехода из одной образовательной ступени в другую.
  2. Смягчить трудности адаптации пятиклассников в среднем звене.
  3. Устранить опасную синхронизацию двух кризисов (начало подросткового и кризис перехода в среднее звено).

Организация пространства: участники (педагоги, работающие в 5-х классах) должны сидеть по 4-6 человек.

Используемые материалы:

  1. Видеосюжет “Один день из жизни пятиклассников” (педагог-психолог снимает интересные моменты на уроках пятиклассников и делает выборку).
  2. Запись интервью с пятиклассниками по двум вопросам: “Какие трудности возникли в 5 классе?” и “Что изменилось в моей жизни, когда я стал пятиклассником?” Проводится по желанию.
  3. Раздаточный материал: памятки: “Трудности пятиклассников”, “Структура школьной дезадаптации”, “Основные гигиенические критерии рациональной организации урока”, словарик терминов, список физкультминуток и упражнений, рекомендуемых для использования на уроках.
  4. Диаграмма “Рейтинг чувств”. Проводится заранее, анонимно. Детям предлагается написать три чувства, которые они испытывают в школе.

I. Теоретическая часть

(слова психолога)

Постановка проблемы: Сегодня мы поговорим об адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю как психологической проблеме внутри нашего образовательного учреждения, так и в рамках общероссийской проблемы в образовании. Очень часто в научной литературе проблемы и трудности пятиклассников объясняют началом подросткового кризиса. Однако в последнее время все соглашаются с тем, что образование и развитие процессы взаимосвязанные, но не тождественные.

Так, например, в школах США взрыв конфликтности и падение учебной мотивации отмечается двумя годами позднее, т. к. в среднюю школу американские дети переходят после

6 кл. и до 12 лет они “прописаны” в младшем школьном возрасте. Но когда при переходе из начального блока в среднее звено начинаются трудности, объяснение им дается такое же: начало подросткового кризиса.

Кроме того, в широкомасштабном лонгитюдном исследовании было показано, что если школьники 12 – 13 лет не претерпевают переход на предметное обучение, если отношения учитель – ученик продолжают строиться по модели начальной школы, то типичные негативные явления переходного периода не наблюдаются. Такие эксперименты проводились в некоторых школах Москвы.

Т. о. , совсем неочевидно, что переход с одной образовательной ступени на другую должен с необходимостью носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни. В инновационной педагогической практике уже показано, что многих кризисных явлений перехода из начальной школы в среднее звено можно избежать, если сам переход строится как мягкий и постепенный.

Для того, чтобы показать всю серьезность данной проблемы, для стимула к дальнейшей работе, позвольте причитать вам слова Г. А. Цукерман из статьи “Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. ”, которая легла в основу семинара:

“Сверхзадача данной статьи – обратить внимание психолого-педагогического общества на то, что в отличие от возрастного кризиса, конструктивного даже в своих негативных проявлениях, кризис образовательный деструктивен, рукотворен (построен руками работников образования), является типичной дидактогенией, которую можно и должно устранить. ”

А также слова О. А. Белобрыкиной из статьи “Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики. ”:

“ … последствия школьной дезадаптации чреваты в первую очередь для развития общества. По существу мы становимся свидетелями накопления предельной массы зачастую неуправляемых и не поддающихся никакой реабилитации дезадаптантов. Процесс идет по нарастающей, причем в геометрической прогрессии. С каждым годом резко увеличивается количество патологических форм дезадаптаций и преимущественно социально-образовательного генеза. Очевидно, что данная проблема насущна, но она не решиться сама собой. ”

Исходя из выше сказанного, можно определить цели сегодняшнего семинара

(зачитываются цели).

II. Практическая часть

Просмотр видеосюжета “Один день из жизни пятиклассника” с постановкой задачи, работа педагогов по группам. Задача: используя собственные наблюдения, просматривая сюжет, определить, какие трудности возникли у пятиклассников в нашей школе. Затем защита по группам своих результатов.

Показ записи интервью пятиклассников, где они отвечают на вопрос: “Какие трудности возникли у вас в пятом классе? Как удалось их преодолеть?”

Раздача памятки “Трудности пятиклассников”, где сведения даны из периодической или научной литературы.

Демонстрация диаграммы “Рейтинг чувств”.

Затем идет сравнение информации (учителей, детей и литературных данных), делается вывод и записывается список трудностей, характерных для пятиклассников нашей школы.

Слово ведущего: “Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает трудности в связи с освоением нового вида деятельности, переходом к новой ситуации, переходом к новым условиям жизни. Критерием успешности адаптации к новым условиям выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья. Термин “дезадаптация” - обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие “школьная дезадаптация” - более узкое и подразумевает неспособность и невозможность ребенка найти в пространстве школьного обучения своё место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенциал и возможности для самореализации и самоактуализации.

Работа с памятками “Структура школьной дезадаптации”. Обозначаются компоненты и предпосылки школьной дезадаптации. Обращается внимание на последнюю социально-психологическую предпосылку.

Слово ведущего: “Давайте поговорим о причинах школьной дезадаптации в нашей школе. Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих возникший трудности у детей при переходе из начальной школы в среднее звено. Из начальной школы дети, где они были самыми рослыми, перемещаются в среднюю, где оказываются самыми мелкими. Ещё более резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности происходит на уроке в результате смены учителей. И дело даже не в том, что нужно привыкнуть к ожиданиям, стилям, требованиям каждого учителя. А в том, что учитель начальных классов, доведя свой класс до выпуска, проработал с этими детьми 4 года, он помнит их неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал накопил. Выпуская класс, учитель любуется окрепшей самостоятельностью и радуется их образованности, испытывает чувство гордости за своих детей. Принимая новый класс, в средней школе, учитель-предметник приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Далее учителя-предметники говорят, что эти дети не умеют самостоятельно работать, плохо ориентируются в тексте.

Кроме того, учителя средней школы часто жалуются на поведение детей. Это может быть связано, опять же, с разницей в менталитете педагогов начальной и средней школы. Т. е. происходит резкое снижение уровня опеки по сравнению начальной школой. Как следствие, учащиеся начинают изучать свои новые возможности. Однако, у многих детей ещё недостаточный уровень самоконтроля поэтому, могут возникать спонтанные драки на перемене, нарушение дисциплины на уроке. Как следствие перевозбуждения на перемене, на уроке у детей может нарушаться концентрация внимания. Может появиться неряшливость, забывание что-либо сделать. У некоторых учащихся из-за этого может снижаться успеваемость по отдельным предметам.

Таким образом, основная причина трудностей в адаптации – нестыковка программ начальной и средней школы, из-за различия целей, которые они перед собой ставят. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребёнка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать, считать. А основная задача средней школы, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний.

Т. е. разница между предыдущим и последующим образом жизни оказывается очень большая.

- Дальше желательно выступление представителей начальной школы: завуча или учителей предметников по этому вопросу.

- Исходя из выше сказанного, разрабатывается проект (комплекс мер) перехода из начальной школы в среднюю. Работа по группам.

Приложение