Проведение психологических марафонов и дней психологии в школах нашего города стало традицией. Делается это для того, чтобы развивать интерес у учащихся и педагогов к психологии и к личности. С помощью специальных игр и упражнений взрослые могут в значительной мере ускорить и облегчить процесс формирования школьниками самосознания. Арсенал таких игр велик, но недостаточно игр, которые могли бы охватить как можно большее количество человек за небольшой промежуток времени. Хочу предложить измененный вариант упражнения “Волшебная лавка” для применения на психологических мероприятиях с большим количеством участников.
Цель:
- Знакомство учащихся с разнообразием личностных качеств.
- Развитие навыков самоанализа и оценки своих возможностей.
- Формирование конструктивного отношения к негативным качествам личности.
- Развивать уверенность в себе.
Ход проведения
Игра успешно проходит на переменах или во внеурочное время с учащимися любого школьного возраста. Иногда в ней принимают участие педагоги и администрация. Действие игры проходит в виде купли – продажи. Учащиеся играют роль покупателей, они выстраиваются в очередь возле импровизированной лавки, педагог-психолог – продавец. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д) или же на свои положительные, которые имеются в избытке. Список качеств, которые можно приобрести вывешивается на доступном месте, качества которые необходимо отдать взамен дети предлагают сами или с помощью психолога.
Большое значение имеет поведение при “купле-продаже” педагога-психолога. Он должен вести себя как продавец на восточном рынке, активно приглашать ребят для совершения покупок, одобрять выбор школьников, хвалить ассортимент своего товара, торговаться, подсказывать тем, кто затрудняется сделать свой выбор. Не приветствуются комментарии взрослого о покупках ребенка. Например: “Зачем ты это покупаешь? У тебя и так этого много” или “Лучше вот это возьми, на уроке пригодиться”. Необходимо пресекать комментарии из очереди школьников.
В течение игры покупки, количество покупаемого товара, а также товар, приобретаемый продавцом взамен, фиксируется в специальных протоколах, который ведет помощник психолога, для анализа результатов игры.
Действительность сделки подтверждает выданный покупателю, именной чек, в котором указывается приобретенный и сданный товар в килограммах. Кроме массы указывается срок годности (1 день) и фамилия продавца. Чеки можно пронумеровать, и вы узнаете сколько покупателей у вас сделали покупки. Педагог-психолог для правдоподобности может предложить правило: если в течение срока годности покупатель использует (хоть один раз) качество, которое он сдал (например: грубость), то сделка о “купли продаже” автоматически аннулируется.
Фиксирование количества продаваемого и принимаемого товара позволит судить о том, какие качества личности на данный момент востребованы школьниками, от каких они хотят избавиться, увидеть степень критического отношения к себе и своим товарищам.
Игру проводить лучше с двумя продавцами. Один продает, другой фиксирует данные в протокол.
По завершению игры педагог-психолог подводит итоги “торгов”, анализируя полученные результаты.
Анализ полученных результатов (пример).
1. За 6 перемен совершено 102 покупки.
2. Всего проданных качеств 8 тонн 191 килограмм
3. Рейтинг популярности товара (“горячая” десятка):
- Ум – 1т 209 кг;
- Добродушие – 761 кг;
- Красота – 743 кг;
- Смелость – 507 кг;
- Аккуратность – 428 кг;
- Талант – 384 кг;
- Трудолюбие – 309 кг;
- Нежность – 252 кг;
- Мужественность – 203 кг;
- Искренность – 201кг.
Оказались невостребованными следующие качества:
- Деликатность;
- Гениальность;
- Отзывчивость;
- Открытость;
- Чуткость;
- Робость.
4. Сдано в обмен на приобретенный товар 8 тонн 355 килограмм.
1. Злость – 875 кг;
2. Лень – 824 кг;
3. Непонимание – 59 кг;
4. Глупость –358 кг;
5. Вредные привычки – 236 кг;
6. Плохие слова – 68 кг и т.д.
На основании полученных результатов формулируются выводы о наиболее популярных качествах школьников, а также выявляются те качества, которые не знакомы детям.