Цели урока:
- Дать понятие о самоценности человеческого “Я”;
- Развитие навыков самоанализа и самооценки;
- Выработка уверенного поведения и позитивного самовосприятия;
- Закрепление навыков группового взаимодействия.
Материал: ручки, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, магнитофон, свеча.
Ход урока
Приветствие: Давайте поздороваемся необычными способами. Сейчас вы можете передвигаться по помещению. По моей команде поздороваетесь как можно с большим количеством одноклассников предложенным способом. Начали! (Дети передвигаются хаотично). Поздоровайтесь за руки. Поздоровайтесь плечами, носами, ушами, коленками, ногами.
Разминка. Упражнение “Мамино ожерелье”. Представьте, что вы – мамино ожерелье, которое состоит из бусинок. Каждый из вас - красивая бусинка. Бусинки переливаются разными цветами. Давайте возьмемся за руки. Ожерелье крутится вокруг маминой шеи. (Дети кружатся по кругу в одну сторону, потом в другую). Но вот ниточка порвалась и, ожерелье рассыпалось. (Все дети хаотично бегают по помещению). Выбирается ювелир. Он собирает ожерелье – берет за руку одного человека, тот берет за руку другого и т.д. Вот и собрали мамино ожерелье, давайте полюбуемся им.
Упражнение “Зеленая аллея”. Встаньте в две шеренги, друг напротив друга. Получилась зеленая аллея, а вы – деревья. Подняли руки вверх – подул ветерок, деревья качают веточками. Каждый по очереди проходит по аллее – деревья ласкают его своими веточками. (Ведущий следит, чтобы прикосновения были легкими).
А теперь, пожалуйста, сядьте на свои места.
(На столе приготовлены тетради, ручки, простые и цветные карандаши).
Упражнение “Цвет настроения”. Психолог спрашивает, какого цвета настроение у каждого ребенка.
Упражнение “Сердечко”. Передаем сердечко по кругу и говорим соседу комплименты. “Мне нравится в тебе…”
Работа по теме
Методика “Самооценка”.
Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву “Я”. Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка ученика.
Что такое самооценка? Кто как понимает? Учащиеся дают свои ответы, затем психолог обобщает ответы и объясняет понятия “самооценка”, “адекватная самооценка”, “низкая самооценка”, “высокая самооценка”.
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин “самооценка” подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.
Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя “на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Дискуссия “Самое важное и ценное”.
Подумайте и скажите, что для вас самое важное и самое ценное в жизни? Дети говорят, обсуждение каждого ответа. Необходимо подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – значит признавать право на любовь других людей к себе.
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.
Те, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
Упражнение “Я люблю тебя таким, какой ты есть ”.
Давайте вспомним сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Как говорила царевна, глядясь в зеркало:
Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Вот сейчас каждый по очереди возьмет в руки зеркальце, спокойно посмотрит в него, глядя себе в глаза, а затем скажет, назвав себя по имени: “Я люблю тебя (имя) таким, какой ты есть”. Также учащиеся по желанию могут назвать, что именно нравится им в себе (своей внешности или характере).
Дыхательная гимнастика. Давайте проведем с вами звуковую гимнастику. Еще в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук “Ч” снимает тревогу, врачует душевные переживания, и даже излечивает бессонницу.
Звук “Я” - гармонизирует работу всего организма и даже избавляет от боли. Вдох через нос и на выдохе произносим звук”Ч”, “Я”. Повторяем упражнение несколько раз.
Упражнение “Что я чувствую?”
Повернитесь в пары. Один учащийся кладет руки ладонями вверх, а другой накрывает ладони соседа своими. Подержите так руки 2 минуты и подумайте, что вы будете чувствовать?
Какие чувства вы испытали во время этого упражнения?
Упражнение “Ладошки”.
Сейчас на альбомном листе каждый обводит свою ладонь и пишет на ладони имя цветным карандашом, тем цветом, который нравится. Затем передаете лист соседу справа от вас. Каждый должен написать в пальчиках то качество, которое привлекает вас в этом человеке, то есть которое нравится. Затем психолог собирает рисунки и зачитывает, а дети угадываю, про кого эти качества.
Упражнение на саморегуляцию “Маяк”. Включается релаксационная музыка.
Что такое маяк? Это башня с огнями для кораблей, чтобы они не сбились с пути. Настройтесь на релаксацию, сядьте удобно, расслабьтесь, почувствуйте спиной спинку стула, закройте глаза.
Представьте маленький скалистый остров вдали от материков. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на самой вершине острова. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, который служит ориентиром для судов. Помните о той энергии, которая поддерживает ваш световой луч, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях. Этот луч является символом безопасности для людей на берегу.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света, который никогда не гаснет и дает свет и тепло. Полюбуйтесь им.
А теперь откройте глаза.
Рефлексия. Что нового узнали о себе? Могут ли вам пригодиться полученные сегодня знания? У каждого человека есть такое качество как самооценка. Надо любить себя, верить в себя.
Зажигается свеча. Звучит музыка.
Пожелания на завтрашний день. Мы хорошо поработали с вами. Давайте сейчас будем передавать зажженную свечу и говорить теплые пожелания на завтрашний день. (Я желаю тебе здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок, веселого настроения и т.д.).