Работая в системе образования, мы сталкиваемся с проблемой роста количества школьников с трудностями в обучении. По данным различных исследований затруднения в обучении, по тем или иным причинам, испытывают до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. У детей наблюдается низкий уровень внимания, памяти, мышления, слабое развитие мелкой моторики пальцев рук.
У большинства детей слабая нервная система. Нестабильность эмоциональной сферы выражается в нерешительности, конфликтности, двигательной расторможенности, снижении уровня умственной активности, страхах, в неумении выражать свои чувства.
Успешную коррекцию психических процессов и эмоционально-волевой сферы мы видим в интегрированных уроках психолога и дефектолога.
Мы предлагаем интегрированное занятие психолога и дефектолога по развитию и коррекции личностной сферы и психических процессов у детей 1 класса с задержкой психического развития (ЗПР), которое составной частью входит в программу «От эмоций к развитию!». В настоящее время данная программа апробируется в районах Липецкой области на базе ППМС - Центров и учреждений гос.поддержки.
Цель программы: формирование у учащихся потенциала, необходимого для успешного развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой, личностной сфер, который позволит в будущем эффективно осуществлять и планировать деятельность по принятию решений и самостоятельному обучению.
Задачи программы:
- развитие познавательных процессов и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
- формирование психологических новообразований младшего школьного возраста;
- обучение осознанию и адекватному выражению различных эмоции, и распознаванию эмоциональных реакций других людей;
- создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Прогнозируемый результат:
Обогащение знаниями об окружающем мире ребенка с задержкой психического развития (ЗПР), обеспечение эмоционального благополучия, создание предпосылок для раскрытия внутренних резервов психического и личностного развития в целях дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.
Программа состоит из следующих этапов:
I этап - диагностический минимум для формирования коррекционных групп-классов.
II этап - коррекционно-развивающие интегрированные занятия педагога-психолога и дефектолога.
III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.
IV этап – продолжение коррекционно-развивающих интегрированных занятий.
V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
VI этап – дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение детей в учебно-воспитательной процессе.
Основные условия реализации программы:
1. Ранняя диагностика и коррекция недостатков в развитии.
2. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагоов, специалистов, родителей).
3. Преподнесение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его диагноза.
4. Опора на актуальные потребности ребенка.
5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста достижений ребенка.
6. Организация специальной коррекционной педагогической среды.
Численность группы. Класс – группа учащихся, имеющих задержку психического развития – до 12 человек.
Периодичность занятий. Наиболее эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью не более 40 минут.
Тематический план-сетка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-дефектолога «От эмоций к развитию» для учащихся 1 класса с ЗПР
№ |
Название темы |
Кол-во академических часов |
1. |
Мои мысли, желания, возможности. | 1 час |
2. |
Школа – это трудный и радостный путь к
знаниям. Оригами-творчество из бумаги. |
1 час |
3. |
Введение в мир чувств. Изготовление поделки «стаканчик для крика». |
1 час |
4. |
Какие чувства живут в природе. Изготовление поделок «домашние животные». |
1 час |
5. |
Вредные чувства: обида, злость,
хитрость. Изготовление поделок «дикие животные». |
1 час |
6. |
Полезные чувства: радость, любовь,
забота. Изготовление поделки «голубь мира». |
1 час |
7. |
Учимся любить. Изготовление поделки «Валентинка». |
1 час |
8. |
Трудное чувство «дружба». Групповое панно «Мы и наш мир» |
1 час |
9. |
Я имею право чувствовать и выражать
свои чувства. Изготовление поделки «Золотая рыбка» |
1 час |
10. |
Итоговое занятие: Я – хозяин своих
чувств. Выставка поделок. |
1 час |
План-конспект интегрированногопсихолого-дефектологического занятия.
Тема: Учимся любить.
Изготовление поделки «Валентинка».
Цели:
- учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- развивать способности работать руками, приучать детей к точным движениям пальцев рук под контролем сознания;
- развивать умение детей выражать собственные положительные эмоции;
- развитие коммуникативных умений, групповой сплоченности, сотрудничества.
Материалы: магнитофон, аудиозаписи, художественные средства, мяч, дерево Любви.
1 этап - подготовительный (психологическая часть)
1. Игра: «Имя и движение»
Цель:
- помочь детям в невербальной форме выразить свои чувства, связанные с собственными именами;
- развить интерес друг к другу.
Время: 5 минут
Техника проведения: дети сидят по кругу, и каждый по очереди называет своё имя и выполняет какое-то движение руками, ногами, все телом, приветствуя группу, а все остальные повторяют имя и движение.
Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом, тем самым приветствовать группу. Мы все хором говорим имя ребенка, и повторяет движение, сделанное им. Затем эстафету принимает ребенок, стоящий слева. И так все по кругу назовут свое имя и сделают какое-то движение. Я начну первая.
Анализ упражнения:
- Чьи движения тебе понравились больше других?
- Какие чувства у вас вызывают ваши имена?
2. Игра: «Хорошее настроение»
Цель:
- создания хорошего настроения;
- расширение словарного запаса.
Время: 3 мин.
Техника проведения: Дети сидят в кругу, психолог предлагает всем, по очереди, улыбнутся соседу справа посмотреть в глаза и сказать доброе слово на букву «Л». Игра заканчивается, когда очередь дошла до психолога.
Инструкция: Мы с вами будем создавать «Азбуку хороших слов» и начнем с того, что сейчас каждый по очереди улыбнется соседу справа, посмотрит в глаза и скажет хорошее слово на букву «Л».
Анализ:
- Значение, каких слов было не понятно?
- Какие слова понравились и запомнились?
- Почему необходимо смотреть человеку в глаза?
- Правильно ли говорится в пословице: «Любовь начинается с глаз»?
- Какие чувства у вас сейчас?
3. Игра: «Разные чувства»
Цель: расширить круг понимаемых эмоций.
Время: 3 мин.
Техника проведения: Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений под музыку «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Материал: магнитофон, аудиозаписи.
Инструкция: сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку «проиллюстрируйте» стихотворение.
Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Веселые, печальные,
Игральные, молчальные.Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса
Анализ:
- Какие чувства у вас сейчас?
- Какое настроение?
- Когда люди смеются?
- Когда люди радуются?
4. Игра: «Хорошие известия».
Цель: - создание комфортных условий для работы в группе
Время: 4 мин.
Техника проведения: Детям предлагается поделиться с группой хорошими известиями, причем, держа в руках мяч, когда он закончит говорить, то передаёт эстафету известей соседу слева. Игра заканчивается, когда мяч окажется у психолога.
Материал: мяч.
Инструкция: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера или на прошедшей неделе. Я сейчас Ване дам мяч, и пока он будет делиться с нами хорошими новостями, мяч находится у него в руках. Когда закончит говорить, передаст эстафету хороших известей вместе с мячом соседу слева. Игра закончится, когда мяч окажется у меня».
Анализ:
- Какое настроение?
- Какое чувство вы сейчас испытываете?
2 этап – основной (дефектологическая часть)
5. Упражнение «Подбери картинки».
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.
Время: 10 минут.
Техника проведения: дефектолог предлагает предметные картинки (20 шт. – роза, пион, мак, ромашка, одуванчик; кольцо, браслет, бусы, диадема, заколка для волос; пирожное, конфета, мороженое, торт, суфле; кукла, машина, пирамидка, кубики, конструктор), которые необходимо поделить на некоторые группы.
Материал: предметные картинки.
Инструкция: перед вами выложены картинки с различными изображениями. Вам необходимо поделить их на группы. Какие группы можно выделить? А теперь поделитесь на 4 группы. Сейчас я буду присваивать каждому из вас определенное слово: любовь, начинается, с, глаз. Каждое слово объединяет группу детей любовь (изображение украшений) начинается (изображение сладостей) с (изображение игрушек) глаз (изображение цветов). А теперь возьмите картинки, соответствующие своей группе и назовите хором одним словом.
Анализ:
- Когда дарят цветы?
- Какое настроение?
- Какие еще могут быть подарки?
6. Упражнение: «Валентинка»
Цель: развитие креативности, мелкой моторики, приучать детей к точным движениям пальцев под контролем сознания; улучшать способность следовать устным инструкциям.
Время: 10 минут.
Техника проведения: дефектолог рассказывает о празднике – 14 февраля, затем предлагает пошагово изготовить поделку «Сердце».
Материал: квадратный лист бумаги, художественные средства.
Инструкция: Приближается праздник – 14 февраля - День Святого Валентина, международный день влюбленных и любящих. День Поздравлений и Признаний. Сегодня мы будем готовить письма в форме сердечек, которые называются Валентинки. Для этого увлекательного и полезного занятия, пришедшего из Японии, потребуется только бумага, внимание и терпение. Но прежде, чем мы изготовим Валентинку, мы должны написать письмо другу. Что можно написать в открытке? (дети пишут под руководством дефектолога). Молодцы! А теперь все это оформим в Валентинку.
Внимательно следите за инструкцией, и чтобы поделка хорошо держала форму, необходимо проводите пальцем по сгибу бумаги.
Складывание сердечка (дефектолог тоже складывает сердце и проговаривает каждый этап работы):
- совместить нижний край листа с верхним и прогладить сгиб;
- правый и левый верхние углы сложить к середине;
- перевернуть фигуру;
- сложить стороны к середине (базовая форма двери);
- сложить угол и основание пополам;
- вогнуть верхние уголки вовнутрь сердечка;
- работа готова.
Оформление работы (под аудиозапись с медленной музыкой и легендой о празднике)
Подарки должны быть аккуратными, красиво оформленными, поэтому займемся украшением нашей работы (разукрашивание работы).
Анализ:
- Какое настроение?
- Какое у вас чувство?
- Нравятся вам ваши работы? Чем?
3 этап – завершающий (психологическая часть)
7. Упражнение «Дерево Любви»
Цель:
- снятие психоэмоционального напряжения
- подведение итога занятия.
Время:5 мин.
Техника проведения: детям предлагается сидя по кругу и держа в руках Валентинки, поделиться впечатлениями о прошедшем занятии, и сказать пожелание группе. После того, как ребенок расскажет, он вешает свою «Валентинку» на дерево Любви. Игра заканчивается, когда все Валентинки окажутся на дереве. Психолог подводит позитивный итог занятия.
Материал: Валентинки, дерево Любви.
Инструкция: Посмотрите на свои Валентинки. Какие они у вас красивые и аккуратные.
По легенде Валентинки вешают на Дерево Любви, которое у нас тоже есть. Но, прежде чем повесить свои Валентинки, я хочу, чтобы каждый рассказал нам, что узнал сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно, а что давалось легко.
А сейчас повесьте Валентинки на наше Дерево Любви.
8. Домашнее задание (дефектолог).
Сделайте еще несколько Валентинок близким и поставьте их на стол рано утром 14 февраля, это будет сюрприз. Научите складывать сердечко маму.