Практическое занятие для педагогов "Женщина, ты любая прекрасна"

Разделы: Школьная психологическая служба


Практическое занятие проводится в начале учебного года (сентябрь, октябрь) с целью настроить педагогов на учебный год, на уважение и принятие себя, рефлексии своих слабых и сильных сторон, активизации творческого потенциала и открытию новых ресурсов в себе для более продуктивной работы в сфере образования.

Перед тренингом раздаются участникам пригласительные открытки, желательно найти время для личного приглашения (Приложение №1).

I этап – создание доверительного и комфортного пространства.

Предлагается приколоть бейджик со своим именем.

Упражнение «Что в имени тебе моём?»: каждый по кругу представляется по формуле

1. Меня зовут…
2. Что имя обозначает?
3. Кто из родителей так назвал?
4. Своё отношение к своему имени.

Далее педагог-психолог сообщает тему практического занятия

В. Гюго, обращаясь к человечеству, говорил: «Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами – сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина».

Сегодня мы с вами будем рассуждать о нас с вами, но будем говорить не на тему профессионализма, не об учениках, не о коллегах. Это, конечно, важные темы в нашей жизни, но сегодня хочется поговорить о нас, о нас слабых, и в тоже время сильных. Ведь не секрет, что у каждой из нас своя необычная жизненная дорога, и конечно же, о каждой, из здесь присутствующих можно написать книгу. Скорее всего все книги будут очень разные, но в одном будут схожи – они будут интересные и завораживающие.

Далее группой совместно принимаются правила проведения практического занятия. Обычно это следующие правила:

  1. Открытость.
  2. Активность.
  3. Каждый говорит от первого лица – «Я думаю, я считаю, я чувствую…»
  4. Не перебивать говорящего.
  5. Конфиденциальность.
  6. Доброе и доверительное отношение к присутствующим.
  7. Правило «Стоп», если чувствуешь, что не можешь говорить, можно всегда остановиться.

Упражнение «Интервью»

Участники делятся на пары, желательно, чтобы в паре оказались незнакомые друг другу женщины. В течение двух минут одна участница берёт интервью у другой, потом меняются ролями. Примерными вопросами могут быть следующие: ваше имя?, ваше увлечение?, чем оно вам нравиться?, расскажите о своих детях?, есть ли у вас домашние животные?, какие книги вы любите читать? и т.д. После сигнала каждую женщину представляют от её имени те участницы, которые брали интервью.

Рефлексия упражнения. Каждая по кругу выговаривается, что удалось выполнить, что было тяжелее всего, что легче. Проговаривание своих чувств.

II этап – Жемчужины мысли – анализ участницами афоризмов и мыслей великих людей о женщинах. Распечатываются заранее и раскладываются на столе текстом вниз (Приложение № 2), как билеты на экзаменах. Каждая женщина берёт любое изречение, читает его и рассуждает, согласна ли она с автором, почему согласна или почему не согласна, доказывает свою точку зрения примерами из своей жизни. После обсуждения группа вновь делиться на части (2-3), группам выдаются листы формата А3, маркеры и каждая готовит свой афоризм на тему «Кто же такая женщина?», после чего представляет свой опыт в целом кругу.

Рефлексия упражнения: по кругу каждая участница проговаривает, я сейчас чувствую…, это упражнение помогло мне понять…

Упражнение на отдых «Передай колючего ежа, тяжёлый камень, легкое пёрышко, горячий картофель из костра и т.д.»

Послушайте стихотворение о женщинах:

У наших женщин есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.
Такая в них естественность, свобода,
Так строг и ясен росчерк их бровей,
Они, как наша матушка-природа,
Чем дольше смотришь, тем ещё милей.

Не правда ли замечательные строки?

Следующее задание прекрасным дамам – сочинить синквейны о женщинах.

Синквейн – это четверостишие, в котором первая строчка состоит из двух прилагательных, характеризующих понятие; вторая строчка состоит из трёх глаголов, описывающих то, что позволяет делать или даёт исследуемое понятие; третья строчка рисует некоторое действие; четвёртая строчка резюмирует значение исследуемого понятия для создателя синквейна.

Например,

Кофе
Ароматный, крепкий
Бодрит, волнует, наполняет
Творить нас заставляет
А как же чай полезный «Каркаде»?

Если в вашей группе собрались довольно активные и творческие люди, то можно обойтись без примера синквейна.

Итак, у всех название синквейна одно и тоже – Женщина, а далее ведущий даёт на работу не более десяти минут. После предлагается зачитать свои мини-сочинения и отрефлексировать своё состояние: чувства и мысли.

III этап. «О, как же стали мы близки, хотя искали мы отличья, но, сколько сходства в нас нашли! » Подведение итогов занятия и заполнение анкет.

Предлагаются незаконченные предложения каждой участнице по одному (Приложение № 3), нужно их закончить.

Упражнение «Комплимент». Какая женщина не любит комплиментов, но не все умеют дарить комплименты, а многие не умеют их принимать на свой счёт. Давайте вспомним правила, соблюдая их, мы научимся дарить и принимать приятные слова по отношению к другим и к себе самим. Обращение к человеку нужно начинать с его имени, необходимо по-доброму посмотреть в глаза и сказать добрые слова, конечно, эти слова должны соответствовать действительности. Принимающий же внимательно должен выслушать и поблагодарить, и не забывайте, что человеку, который дарит вам комплимент тоже нелегко, попробуйте его не обидеть равнодушием.

Рефлексия упражнения. Проговаривание чувств, эмоций. Что было легче, а что труднее?

А сейчас я хочу подарить вам небольшую притчу:

Пришла женщина к Богу и попросила полегче крест, а то слишком у неё тяжёлая жизнь: дети не радуют, муж относится не должным образом, да и на работе проблемы. Бог ей предложил выбор, завёл на склад, где крестов было видимо-невидимо. Женщина один подержала – тяжёлый показался, ещё один – тоже тяжело, она попробовала все кресты по-очереди и, подойдя к выходу, заметила небольшой крестик. Дама очень обрадовалась, всем подошёл ей этот крест, и она твёрдо указала Богу на свой выбор. На что Всевышний ей ответил: «Так это твой крест и есть, ты выбрала свой крест!»

Уважаемые женщины, я знаю, что каждая из нас несёт свой нелёгкий крест с достоинством, но каждой хочется, чтобы мир вокруг нас был ещё лучше и ещё благосклоннее к нам, поэтому я предлагаю на этих цветах записать свои желания и опустить их в воду, и мы увидим, как наши цветы распустятся, а это значит, что желания обязательно исполнятся.

Милые дамы, я очень всем вам благодарна за то, что вы нашли время и не поленились придти сегодня на занятие. Хочу вам пожелать здоровья, женского счастья, нежной Любви, открытых улыбок и Внутренней Гармонии вам и вашим близким. Я попрошу заполнить анкеты, для того чтобы получить от вас обратную связь (Приложение №4).

Можно закончить занятие, пустив по кругу свечу, а можно устроить чаепитие и за чашкой чая обговорить, что дали упражнения для каждой, помогут ли они разобраться в себе и в других, узнать может ли пригодится сегодняшняя информация в повседневной жизни и облегчить жизнь женщинам.