Введение.
Школьный класс…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском собрании, родители, дома решали коллегиально возникающие проблемы? Как определить ту грань, за которую можно уцепиться и сохранить радость, понимание, признание, любовь.
В этом году у меня первый класс. Начиная учебный год, я прогнозировала результаты работы с классом, но столкнулась с проблемой, которая меня заставила очень быстро запустить анкеты родителям, не однажды встретиться со школьным психологом, поговорить о формировании у младших школьников произвольности. В частности о том, как помочь первоклассникам стать более внимательными. Собрали родительский комитет на наш совет, на котором было решено провести “Круглый стол с творческой лабораторией родителей” по высветившейся проблеме.
Объект исследования: ученический коллектив.
Предмет исследования: “Как помочь детям стать внимательнее”.
Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:
- выяснить причины неадекватного поведения;
- проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.
Задача: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить их с методами и приёмами развития внимания первоклассников. Для этого:
- провести опрос по теме родительского собрания: “Выбор пути”.
- изучить соответствующую научную литературу.
- познакомить родителей с понятием “внимание” и его основными свойствами.
- подобрать методики и провести исследования, диагностики.
- изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
- выбрать форму проведения собрания: “творческая лаборатория за круглым столом”, выработать рекомендации для родителей с целью корректировки и оказания ими помощи своему ребёнку.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 1 “В”класса, школьный психолог, родители начальной школы – 1- 4 классы.
Форма проведения: “Творческая лаборатория родителей за круглым столом”.
План.
Подготовка:
А). Запуск анкеты для родителей “Выбор пути”.
Вопросы анкеты
Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?
- Да.
- Трудно сказать.
- Нет.
Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?
- Да.
- Трудно сказать
- Нет.
Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?
- Да.
- Трудно сказать.
- Нет.
4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?
5.Считаетели Вы, что такие собрания надо посещать всей семьёй? ___________
Б). Обдумывание цели данного родительского собрания, его воспитательной ценности, прогнозирование результатов, комплексного значения, возможностей.
В). Составление конкретного плана проведения собрания и обсуждение его с инициативной группой родителей, родительским комитетом, психологом, где каждый высказывает своё мнение, предложение.
Г). Непосредственная подготовка к собранию:
- диагностика произвольности, школьной мотивации, обработка материалов,
- анализ результатов,
- наблюдения,
- видеофильм: “Наши дети” (фрагмент урока),
- творческие встречи с родителями,
- подбор практических заданий,
- музыкальное сопровождение,
- памятки и др.,
- подготовка выставки книг, статей о внимании,
- приглашения их форма и оформление,
Подготовка класса, его оформление, реквизит.
2. Центральное событие: встреча родителей, непосредственное проведение “КРУГЛОГО СТОЛА”.
3. Рефлексия:
- Выпуск стенной газеты “По горячим следам”.
- Зачитывание решения собрания.
- Самоанализ и ответы на вопросы:
- Что было ценного на мероприятии?
- Что не удалось? Почему?
- Что бы Вам хотелось послушать, на практическом материале отработать для оказания действенной помощи вашим детям?
Ход проведения собрания.
На доске плакаты: а) “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”. б) “Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”. в) “Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.
г) Тема: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.
Звучит музыка.
Родители занимают места, согласно взятому жетону по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, ёлочка), в результате чего образуется пять рабочих групп участников собрания.
1. Открывает родительское собрание классный руководитель.
Учитель:
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов. Предлагаем вашему вниманию отгадать кроссворд (кроссворд на доске) (см.Приложение 1) .
Читаю цитату “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так”. Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным” Сегодня в нашей с Вами работе принимают участие школьный психолог Маргарита Геннадьевна, вы сами, наша уважаемая редколлегия из состава родителей – Жанна Геннадьевна и Наталья Владимировна. А также рабочая группа по подработке нашего решения собрания - в составе председателя РК Евгении Владимировны, школьного психолога М.Г и члена Р.К. Слончук Инны Валерьевны.
2. До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая нами тема?
Анализ анкет показал, что в классе из 27человек на вопросы анкеты ответили 25 родителей (просмотр слайдов, презентации “Внимание”, см.Приложение 3).
А) 1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?
- Да. | – 17 чел. |
- Трудно ответить. | - 2 чел. |
- Нет. | – 6 чел. |
2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?
- Да | 5 |
- Трудно ответить | 9 |
- Нет | 11 |
3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным?
- Да. | 24 |
- Трудно сказать. | - |
- Нет. | - |
- Без ответа. | 1 |
4.Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
- Занимаемся. | 17 |
- Затрудняемся ответить. | 3 |
- Не знаем. | 1 |
- Без ответа. | 4 |
5.Считаете ли Вы, что такие собрания необходимо посещать всей семьёй?
- Да. | 21 |
- Да, но не всегда получается | 1 |
- Необязательно. | 1 |
- Не знаем. | 1 |
- Без ответа. | 1 |
Итак: по результатам анализа анкет мы сделали вывод, что 8 человек из ответивших на вопросы анкеты не знают своих детей, готовя ребёнка в школу, не развивали у них произвольность или занимались с ребёнком от случая к случаю, поэтому, затронутая тема сегодня, очень актуальна, и к вам мы обращаем первый вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку? (в быстром темпе)
Учитель : “Спасибо!”
Психолог: Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это… (время для выполнения этого задания 2 минуты, работа в группах).
Проверка задания. (После проверки задания)
(на слайдах) - Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.
Учитель: Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Прошу вас обсудить в группах такие вопросы:
Как вы понимаете выражения :
- концентрировать внимание – это…..
- переключать внимание - это …
- распределять внимание – это…
- устойчивость внимания – это…
(Показ слайдов во время каждого выступления).
Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
М.Г. Выступление школьного психолога (ситуативные задачки)
(предлагается “Веер ситуаций”по номерам : ситуации-карточки, видеоситуации) (по 3 ситуации)
У. Как видите, проблемы у нас существуют. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.
(показ слайдов)
- Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
- Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
- Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.
- Легко отвлекаемое внимание.
- Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Наша главная задача помочь нашим детишкам. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.
Практическая работа.
В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10–15 минут каждая группа готовится, знакомится с их содержанием. Затем 1-2 игры или задания проигрывают – перед другими группами родителей. Определить родителям, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, какие игры больше всего понравились и почему (обосновать), и можно ли самим вместе с детьми придумывать разные, интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания?
(игры и задания печатаются в приложении).
Например, упражнение 1. акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др.
Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке.
Упражнение 3. даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот.
Упражнение 4. Корректурная проба.
Задание 5. “Кот” в шапке. (В шапке находятся вопросы и задания по данной проблеме. Родители, не глядя, берут из шапки вопросы и сразу начинают давать совет по тому или иному вопросу.
Самый внимательный.
Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.
Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!
Игра. Исправь ошибки. Цель игры научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте.
Инструкция: предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске.
В процессе работы сознательно допускаются сначала грубые. Потом всё более мелкие ошибки.
Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма
Игра “Зеркало”
Игра “Летает – не летает”
- Проверка заданий.
- Затем презентация книг, статей о внимании. (М.Г. , Г.Л. и РК)
- Заключение.
Г.Л. Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
М.Г. Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти. Могут вам пригодиться следующие упражнения.
1.Развитие концентрации внимания.
Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”
2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)
3.Тренировка распределения внимания:
Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).
4.Развитие навыка переключения внимания:
Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
3.Проект решения собрания (он заносится в журнал протоколов родительского собрания)
3. Рефлексия (бланки для проведения рефлексии см. Приложение 5)
Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу:
“Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”
В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендации: (см. Приложение 2)
4. Минута благодарности.
Учитель, психолог и РК благодарят родителей за активное участие в собрании и желают успехов в воспитании детей.
Это мы показали фрагмент поведения детей с гиперкеническим и гиперактивным синдромом. Одним из его специфичных черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём – либо. В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек.
Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях (показать на слайдах)
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
- Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
- На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.
- При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
- Не может играть тихо, спокойно.
- Болтливый.
- Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
- Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
- Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
- Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:
- Признаки гиперактивности (1,2,9,10)
- Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
- Импульсивности (4,5,11,14)
Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.
Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.
В работе как с гиперактивными, так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
(слайды). Причины:
- Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),
- Асфиксия новорождённого.
- Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.
- Особенности центральной нервной системы.
- Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).
- Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).
Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка. Выяснив причины, перейдем к практическим действиям.
Совет:
- В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
- Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.