Модель открытого урока для учителей, работающих в выпускных 9–11-х классах, выпускников и их родителей

Разделы: Школьная психологическая служба


Одним из нововведений в системе нашего образовательного пространства является Единый государственный экзамен, который сдают выпускники школ. Проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, до сих пор очень активно обсуждаются на различных уровнях как представителями сферы образования, так и выпускниками и их родителями.

Несмотря на самые противоречивые мнения, в эксперимент по введению ЕГЭ вступает все больше учебных учреждений муниципальных образований России.

Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний – традиционной сдачи экзаменов. Поэтому проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность и становится одним из приоритетных направлений деятельности психолога.

Если рассмотреть психологическую составляющую ЕГЭ, то можно выделить наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются от выпускников в процессе сдачи ЕГЭ:

  • высокая мобильность и переключаемость;
  • высокий уровень организации деятельности;
  • высокая и устойчивая работоспособность;
  • высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
  • четкость и структурированность мышления;
  • сформированность внутреннего плана действий.

Становится ясно, что процедура прохождения ЕГЭ - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников, предъявляющая особые требования к уровню развития их психических функций. И, следовательно, она требует особой системной работы психолога по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Цель открытого урока.

Познакомить педагогов, учащихся выпускных классов, родителей с психологическими особенностями выпускников, которые могут испытывать затруднения на ЕГЭ и определить стратегию их психолого-педагогического сопровождения.

Задачи открытого урока.

  1. Информирование участников о личностных особенностях учащихся, принципе отнесения к “группе риска”.
  2. Формирование стрессоустойчивости.
  3. Формирование собственного опыта и стиля деятельности на экзамене.

Этапы деятельности психолога по реализации модели психолого-педагогического сопровождения выпускников, сдающих ЕГЭ:

  1. организационный;
  2. диагностический;
  3. психопрофилактический;
  4. развивающий;
  5. аналитический.

Взаимодействие осуществляется с учащимися, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения.

Для подготовки открытого урока использовались диагностический, психопрофилактический и аналитический способы.

Для определения “группы риска” выпускников были подобраны специальные инструменты психологической диагностики.

Психодиагностический инструментарий для обследования учащихся 9 - 11-х классов в рамках подготовки к ЕГЭ

Название и автор методики Исследуемая психологическая характеристика
. Опросник “Сенсорные предпочтения”, Э. Эйдемиллер Доминирующие информационные каналы
Определение стиля обучения и мышления, П. Торранс 1. Доминирующее полушарие

2. Мышление (образное, логическое)

Тест-опросник Леонгарда-Шмишека Акцентуации характера (гипертимность, застревание)
Восьмицветный тест М. Люшера

М. Люшера

Характерологические качества

(работоспособность, утомляемость)

Методика диагностики тревожности.

А. М. Прихожан

Эмоционально-характерологические качества (тревожность).

Диагностический этап.

В феврале 2006 года было проведено психологическое диагностическое исследование учащихся параллели 9 -11-х классов МОУ “СОШ № 7”.

Цель исследования:

Выявить учащихся “группы риска”, которые в силу психологических особенностей могут испытывать затруднения на ЕГЭ и определить стратегию их психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

  1. Проанализировать выявленные личностные особенности учащихся 9 - 11-х классов и ознакомить с ними учителей, учащихся и родителей.
  2. В соответствии с выявленными индивидуальными особенностями учащихся составить рекомендации для учащихся 9 –11 классов, их родителей и педагогов, работающих в выпускных классах;
  3. Информировать администрацию о результатах, полученных в ходе исследования.
  4. Организовать развивающую работу для выпускников.

Обследованием было охвачено 123 учащихся параллели 9 -11-х классов. Полученные данные занесены в протокол диагностики по классам.

Результаты исследования личностных особенностей учащихся позволили выделить семь групп риска.

Характеристика групп риска:

1. Аудиалы: имеют определяющий доминирующий способ получения и переработки информации аудиальный (слуховой). Они зачастую проговаривают информацию вслух.

2. Кинестетики: имеют определяющий доминирующий способ получения и переработки информации кинестетический (тактильный).

3. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, несклонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняют, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Они склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Такие дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, не требующими высокой мобильности и переключаемости. Их особенностью часто является невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

4. Правополушарные: у таких детей преобладает активность правого полушария. Они могут испытывать затруднения при необходимости логически мыслить, структурировать, анализировать и сопоставлять различные факты. Им легче выполнять задания гуманитарного характера, чем физико-математического.

5. Застревающие: основательны, зачастую медлительны. Им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Такие дети испытывают трудности при переходе от одного задания к другому

6. Астеники: дети с высокой утомляемостью. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость у астеников связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу.

7. Тревожные: для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую учебную ситуацию, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т. д.).

Дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя “посмотреть, правильно ли они сделали”. Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

На открытом уроке вниманию учителей, учащихся и родителей была представлена информация в виде сводной таблицы по группам риска, составленная на основе анализа диагностики.

Сводная таблица результатов диагностики параллели 9 - 11 классов по “группам риска

(пример - приложение 1)

Кол. уч-ся,

чел.

Аудиалы

Чел. %

Кинесте-тики

Чел. %

Гипер-

Тимные

Чел. %

Застрева-ющие

Чел. %

Правопо-лушарныые

Чел. %

Астеники

Чел. %

Тревож-ные

Чел. %

123 27

21%

17

14%

37

30%

28

23%

41

33%

24

20%

17

14%

Анализ групп риска позволил выделить несколько подгрупп:

I подгруппа - учащиеся, не вошедшие в группу риска ни по одному критерию

II подгруппа учащиеся, относящиеся к группе риска по одному критерию

III подгруппа - учащиеся, относящиеся к группе риска по двум критериям

IV подгруппа учащиеся, относящиеся к группе риска по трем и более критериям.

Сводная таблица результатов диагностики параллели 9 - 11-х классов по подгруппам

1

подгруппа

II

подгруппа

III

подгруппа

IV

подгруппа

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
8 29 51 35
7% 24% 41% 28%

Психопрофилактический этап

Участники открытого урока познакомлены с характеристикой каждой “группы риска” и возможными трудностями, которые могут испытывать дети при подготовке к ЕГЭ и выполнении заданий на экзамене.

Аудиалы и кинестетики. В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы, ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей-аудиалов и кинестетиков. Аудиалам можно разрешить пользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух (чтобы это никому не мешало). Стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.

Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).

Гипертимы. Процедура проведения ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа “не торопись”. Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: “Сделал — проверь”. Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: “Ты проверяешь то, что делаешь?” Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

Застревающие. ЕГЭ требует высокой мобильности, т. к. необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы, что может представлять трудность для “застревающих” детей. ЕГЭ требует высокой организованности деятельности. Дети данной группы даже при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.

Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определить время, необходимое для каждого задания. Это может происходить следующим образом: “Тебе нужно решить 5 задач за час.
Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут”. Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно рекомендовать заранее определять, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.

Задача взрослого - по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям, переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: “Ты уже можешь переходить к следующему заданию”. Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование сложно для правополушарных детей, потому что предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Правополушарным детям имеет смысл предлагать
пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).

Астеники. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать
перерывы в занятиях, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются, возможности лучше организовать несколько коротких “перемен” (отпустить в туалет и т. п. ).

Тревожные. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочна. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослыми. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе.

Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.

На данном этапе педагогам были даны рекомендации по стратегии сопровождения учащихся на этапе подготовки к ЕГЭ в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями учащихся.

На психопрофилактическом этапе также были даны рекомендации для выпускников (прил. 2) и родителей (прил. 3). Они позволили учащимся ознакомиться с результатами исследования и получить рекомендации по подготовке к ЕГЭ и поведению на экзамене в соответствии с выявленными у них индивидуальными психологическими особенностями

Развивающий этап

Развивающий этап включил краткий “Тренинг эмоциональной устойчивости” для выпускников (приложение 4)

Аналитический этап (приложение 5)

Аналитический этап работы предусматривает анализ результатов ЕГЭ и психологических особенностей выпускников, выявленных в результате исследования, что позволяет осуществлять психолого-педагогический мониторинг по ЕГЭ.

Анализ выполненной работы по психолого-педагогическому сопровождению показывает, что полноценная психологическая поддержка выпускников может осуществляться только при тесном взаимодействии педагогов, психологов и родителей, что позволяет направить усилия всех взрослых на достижение одной и той же цели.

Приложение 1