Школьная психологическая служба
-
Классный час на тему "Азбука нравственности" 2009
Развитие самосознания – центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана не только с умственным развитием, сколько с появлением новых вопросов о себе, точек зрения, с которым человек себя рассматривает. Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану, отличают психологию старшеклассника. Проведение классного часа "В зеркале нравственности" в старших классах направлено на осмысление своих собственных поступков и состояний, на познание причинно-следственных связей в своем поведении.
-
Конспект проведения "Психологической гостиной" на тему "Учителя и ученики. Счастье – это когда тебя понимают" 2009
"Психологическая гостиная" в школе – это форма психологической работы с участниками образовательного процесса, позволяющая решать задачи развития психологической компетенции взрослых и детей, выявлять проблемные зоны их взаимоотношений, создавать условия для взаимопонимания педагогов и учащихся через организацию свободного общения между ними.
-
Ресурсное обеспечение деятельности психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения детей дошкольного возраста 2009
Представлены варианты методической оснащенности деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду. Достаточно полный список нормативно-правовой документации деятельности ПМПк ДОУ различных видов. Для педагогов ДОУ представляет интерес разработанный паспорт развития ребенка. Выявленные проблемы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка подсказывают пути их решения.
-
Об использовании компьютерного комплекса диагностических и развивающих методик Effecton Studio "Психология в школе" 2009
Комплекс предназначен для эффективной работы психолога в образовательных учреждениях и занимает ведущее место среди других компьютерных методик. Он состоит из семи тематических разделов, отражающих основные виды психодиагностической работы школьного психолога, содержит 43 программных пакета, включающих более 150-ти тестов и развивающих упражнений. Продуманный подбор методик позволяет психологу работать со всеми участниками образовательного процесса – учащимися младшего, подросткового, юношеского возраста, педагогами, родителями, успешно решая задачи, стоящие перед психологической службой образовательного учреждения.
-
Работа психолога с одаренными учащимися в учебно-исследовательском клубе "Интеллект" 2009
Познавательно-коммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в УИК «Интеллект», позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьет речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.
-
Освоение навыков командного взаимодействия в тренинге 2009
Программа для старшеклассников, целью которой является освоение навыков командного взаимодействия за короткий отрезок времени в режиме тренинга.
-
Школа оптимизма. Уроки социальной жизни для младших школьников 2009
Не секрет, что современные дети испытывают стрессы и не всегда подготовлены к сложной и подчас суровой жизни. Программа социальных уроков помоает маленьким людям с радостью встречать каждый новый день, научить их уважать себя, дружить, сотрудничать, достигать успеха.
-
Информационные технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы 2009
Информационные технологии принадлежат к числу современных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Они повышает учебную мотивацию и эффективность усвоения детьми знаний, умений и навыков. IT-технологии интенсифицируют работу с результатами логопедических мониторинговых исследований, улучшают качество делопроизводства.
-
Формирование готовности старшеклассников к профессиональному старту 2009
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса способствует принятию оптимального решения в отношении будущей профессиональной деятельности. Изучение профессиональной действительности и самопознания – основа правильного выбора будущей работы. В первую очередь эта помощь должна прийти со стороны педагогов.
-
Педагогический совет "Психолого-педагогическая компетентность учителя" 2009
Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.
-
Программа "Преображение души – служение Отечеству" (для детей дошкольного и младшего школьного возраста) 2009
Программа содействует социальному и духовно-нравственному развитию ребенка путем приобщения его к отечественным духовно-нравственным традициям. Предложен механизм реализации программы и методы оценки ее результативности.
-
Программа курса предпрофильной ориентации "Я и моя профессия" для учащихся 9-х классов 2009
Цель: выявление наличия у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания, оказание психологической помощи и поддержки в выборе профиля дальнейшего обучения и направления дальнейшего образования. Программа апробирована и прошла экспертизу экспертного совета факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного гуманитарного университета, и рекомендована к внедрению в систему работы школьного психолога.
-
Урок-конкурс "Знатоки" по теме цикла занятий "Уроки общения" для педагогов-психологов 2009
Цели и задачи занятия: развитие «командного духа», умение действовать сообща, прислушиваться к себе и окружающим и создание микроклимата в группе. Формирование чувства общности. Снятие психо-эмоционального напряжения, формирование произвольности движений. Активизация творческого мышления: гибкости, беглости мыслей. Закрепление основных способов общения: речи, мимики, жестов.
-
Правила успешного общения, или базовые принципы эффективного общения 2009
Материал является частью программы по профессиональному самоопределению "Профессиональная карьера": особенности деятельности в системе "Человек – Человек" (10-й класс). Занятие может проводиться и самостоятельно – классный час, внеклассное мероприятие и т.д. В занятии подобраны упражнения таким образом, что способствуют развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения (и формированию умения использовать технику активного слушания в различных ситуациях).
-
Конспект урока-факультатива "Самосовершенствование личности". Тема: "Навыки самопрезентации" (8-й класс) 2009
Урок создан в целях оптимальной мотивации самоутверждения. Вся работа на уроке направлена на формирование у учащихся потребности в самовыражении, в самооценивании. Учащиеся знакомятся с понятием "самопрезентация".
-
Курс предпрофильной подготовки "Профессия – психолог-консультант" 2009
Психология – очень интересная и важная отрасль знания. Всем необходимо понимать, что хотят и что могут сделать окружающие, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, характера и темперамента. Изменить свои отношения с миром поощряет психолог-консультант. Узнать об этой профессии, а также учиться общению помогает предлагаемый курс предпрофильной подготовки "Профессия – "Психолог-консультант".
-
Роль технологии психолого-педагогического сопровождения в обновлении содержания образования на практике 2009
В статье рассматривается роль технологии психолого-педагогического сопровождения обновления содержания образования на примерах деятельности педагогов-психологов в ОУ. Приведённые в работе показатели свидетельствуют о реальном вкладе психологической службы школы в процесс обновления содержания образования, направленного на повышение качества образовательных услуг, адаптивность образования к рыночному спросу.
-
Программа по проведению здоровьесберегающих занятий в сенсорной комнате психологической разгрузки "Мир детства" 2009
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю в сенсорной комнате психологической разгрузки в течение учебного года. Длительность занятия - 45 минут. Количественный состав группы: 10-13 человек.
-
Опыт работы со студентами "группы риска" в среднем специальном учебном заведении 2009
Излагаются подходы к психологическому сопровождению студентов "группы риска" в процессе обучения в колледже.
-
Социализация детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения посредством проектирования деятельности 2009
Социализация детей с глубокими нарушением зрения – одна из важнейших проблем в воспитании. Одним из средств решения данной проблемы является метод проекта. Представлен проект лекотеки на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада г. Ноябрьска ЯНАО. Реализация проекта требует незначительных средств при наличии необходимых условий. Опыт работы педагогов представляет интерес для педагогов коррекционных учреждений различных видов.
-
Психолого-педагогический семинар по вопросам адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшей профильной школе 2009
Для того чтобы учащиеся могли успешно адаптироваться, психологом школы, совместно с педагогами проводится диагностическая и консультативная работа в адаптационный период. Заключительным этапом такой работы является проведение психолого-педагогического семинара. Основные цели семинара: определить проблемы адаптации десятиклассников к обучению в старшей школе; выявить отношение и осознанность выбора профилей обучения; наметить методы коррекции проблем адаптационного периода. В ходе работы семинара обсуждаются психологические вопросы, вопросы состояния здоровья, обучения и воспитания старших подростков.
-
Типология учащихся на основе уровневого подхода В.В. Лебединского 2009
Эмоциональная система, по мнению В.В. Лебединского, является одной из основных регулятивных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности. Он предлагает рассматривать эмоциональную сферу в виде уровневой системы. Я предлагаю собственную типологию учащихся на основе данной теории относительно детей, не имеющих отклонений в развитии. Данная типология легка в применении и облегчает процесс прогнозирования уровня социально-психологической адаптации детей к школе.
-
Преодоление барьеров в педагогическом общении посредством социально-психологических тренингов 2009
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса.
-
Программа учебного курса по психологии "Четыре ступени познания" 2009
Программа учебного курса по психологии ставит целью помочь старшекласснику стать духовно развитой и социально адаптированной личностью через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание себя, человеческих отношений. Курс рассчитан на четыре года обучения. По завершении курса учащиеся будут владеть понятийным аппаратом общей и социальной психологии и будут владеть навыками информационного поиска, смогут анализировать явления окружающей действительности с точки зрения научной психологии, научатся формулировать и высказывать собственные мысли.
-
Родительское собрание-тренинг "Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе?" 2009
Целью данного родительского собрания является профилактика школьной дезадаптации, создание оптимальных условий для безболезненного включения детей в школьную жизнь.
-
Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешным 2009
С каждым годом предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Поэтому сегодня для наших детей учеба – самый главный труд. Дети нуждаются в родительской поддержке и помощи. Очень терпеливо, с пониманием нужно относиться к каждому шагу вашего ребенка в учебном процессе. Ребенок должен быть заинтересован в получении глубоких и прочных знаний. В учебном процессе должно быть взаимопонимание, сотрудничество между детьми, родителями и учителями.
-
Коррекционно-реабилитационная программа по работе с жертвами насилия "Мирный конфликт" 2009
В статье предлагается коррекционно-реабилитационная программа «Мирный конфликт» для оказания психологической помощи жертвам насилия. Цель работы: обучение подростков навыкам ведения конструктивного диалога со сверстниками. Реализация программы необходима для адаптации жертв насилия среди сверстников и в социуме. Развитие коммуникативных навыков позволит им в будущем адекватно реагировать на фрустрационные ситуации и находить оптимальные способы их разрешения.
-
Родительское собрание на тему "Психологические особенности старших подростков" для родителей учащихся 9-х классов 2009
Родительское собрание адресовано родителям с целью повышения уровня их психологической компетентности, расширения представления об особенностях подросткового возраста. В практической части собрания предлагается обсудить типичные ситуации из жизни подростков.
-
Об особенностях изучения и развития Я-концепции младшего школьника в системе личностно ориентированного образования 2009
В статье рассматриваются особенности изучения Я-концепции ребенка в младшем школьном возрасте в системе личностно ориентированного образования, а также выбор учебного задания как способ развития позитивной Я-концепции ученика.
-
Использование цветных лент в игровой деятельности как средство развития цветовосприятия 2009
В данной статье представлен комплекс игр с использованием цветных лент. Рекомендован для работы специалистами школ IV вида. Коррекционная направленность: развитие цветовосприятия (умение выделять нужный цвет, соотносить два цвета, классифицировать цвета и их оттенки); развитие свойств зрительного восприятия (скорость, точность, избирательность); развитие мыслительной деятельности (операций анализа, синтеза); развитие внимания; повышение двигательной активности детей с нарушением зрения.