Программа, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья старшеклассников в условиях общеобразовательной школы "Эмоциональная устойчивость старшего школьника"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Как известно, здоровье человека, в том числе и психологическое, – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром. Психологическое здоровье человека является одной из актуальных общечеловеческих проблем, которую должны решать специалисты различных сфер и областей знаний, в том числе педагоги и психологи.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос психологического здоровья школьников. Оценивая влияние школы на здоровье учащихся, в центр внимания ставится вопрос эмоционального благополучия, т.е. психологического здоровья. Особенно актуален этот вопрос для учащихся старших классов, т.к. в этот период происходит самоопределение (поиск жизненного и профессионального пути), которое сопряжено с внутренними переживаниями.

Кроме этого, окружающие (родители, педагоги) предъявляют повышенные требования к личности старшеклассника, которая отличается неустойчивостью эмоциональной сферы, высоким уровнем личностной тревожности, напряженности.

Как следствие, старшеклассник испытывает негативные эмоции, которые могут привести к стрессу, уходу в депрессию и эмоциональному срыву. Именно поэтому, необходимо направлять все усилия на сохранение и укрепление психологического здоровья старшеклассников.

Актуальность выбранной тематики развивающей программы “Эмоциональная устойчивость старшего школьника” обусловлена анализом практики работы в школе, которая свидетельствует о том, что у старшеклассников нередко преобладают негативные эмоции в учебных ситуациях.

Данная программа опирается на теоретический материал и практический опыт работ Савченко М. Ю., Фопеля К., Хухлаевой О. В.

Цель программы: cоздать условия для сохранения и укрепления психологического здоровья старшеклассников.

Задачи программы:

  1. Снять состояние эмоционального дискомфорта.
  2. Обучить старшеклассников конструктивным способам выражения своих эмоций и чувств.
  3. Сформировать у старшеклассников навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

Организационно-методические особенности проведения занятий:

Развивающая программа предусматривает 10 занятий периодичностью 1 занятие в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Структура занятия.

В плане каждого занятия целесообразно предусматривать такие части:

1. Вводная часть включает:

  • ритуал приветствия;
  • разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.

2. Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.

3. Заключительная часть включает:

  • подведение итогов, рефлексия занятия;
  • снятие эмоционального напряжения посредством саморасслабления;
  • ритуал прощания.

Тематический план занятий

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1.

Знакомство
  1. Установление контакта
  2. “Снежный ком”

“Круг знакомств”

“Превращение”

  1. Ритуал прощания

1

2.

Эмоции
  1. “Чьи ладони”
  2. “В чём отличие”

“Калейдоскоп чувств”

Законы психологии эмоций

  1. Ритуал прощания

1

3.

Пойми меня
  1. “Что чувствует человек, если он сделал …”
  2. “Я тебя понимаю”

“Изобрази эмоцию”

“Передай эмоцию”

  1. “Хоровод”

1

4.

О пользе и вреде эмоций
  1. “Букет моих эмоций”
  2. Опросник

“Куда уходят эмоции”

“Управляй эмоциями”

  1. Релаксация

1

5.

Я управляю своими эмоциями и чувствами
  1. “Знакомство с закрытыми глазами”
  2. “Рубка дров”
  3. “Да и нет”

    “Безмолвный крик”

  4. “Мусорное ведро”

Саморасслабление

1

6.

Стресс
  1. “Причины эмоций”
  2. Тест “Умеете ли вы справляться со стрессом”

“Вверх по радуге”

  1. Саморасслабление

1

7.

Саморегуляция
  1. “Любишь ли ты своего соседа?”
  2. Правила эмоционального равновесия

“Расслабление всей мускулатуры”

“Кинг - Конг”

“Танк”

  1. Ритуал прощания

1

8.

Саморегуляция
  1. Ритуал приветствия
  2. “Концентрация на дыхании”

“Растопить узоры на стекле”

“Успокойте своё тело”

“Маяк”

“Белое облако”

  1. Ритуал прощания

1

9.

Перед экзаменом
  1. “Колокол”
  2. “Перевоплощение”

“Две стороны медали”

“Луг - лес - река - луг”

“Передача энергии”

  1. Ритуал прощания

1

10.

Итоговое занятие
  1. Ритуал приветствия
  2. “Вспомнить всё”

“Написание эссе”

  1. “Доброжелательное послание”

1

Занятие 1. Тема: Знакомство.

Цели:

  • создание в группе эмоционально-благоприятного фона;
  • формирование в группе атмосферы взаимной поддержки и доверия;
  • сплочение группы.

1. Вводная часть.

На первом занятии необходимо:

  • установить контакт;
  • кратко рассказать учащимся о науке психологии;
  • выработать ритуалы приветствия и прощания;
  • установление групповых норм и правил;
  • ознакомить участников с темами занятий.

2. Основная часть.

Упражнение “Снежный ком”.

Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем сидящие слева от него называет имя ведущего и своё имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

Игра “Круг знакомств”.

Правила игры:

1. Игра без слов, с помощью языка жестов и движений.

2. Все становятся в круг.

3. Один из игроков делает шаг к центру круга.

4. Называет своё имя или псевдоним, которым его будут называть в группе (если он пожелает).

5. Демонстрирует жесты, выражающие:

  • отношение этого человека к людям;
  • представления о себе;
  • всё, что первое приходит в голову.

6. Возвращается на место в круг.

7. Все игроки повторяют жесты, определяют, что эти жесты обозначают. То есть остальные игроки должны догадаться, какое сообщение передал им водящий.

После окончания игры подвести итог: какие мы, как мы хотим, чтобы к нам относились, какие у нас особенности.

Упражнение “Превращения”.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

  • “Если бы я был книгой, то я был бы … (словарём, томиком стихов)”;
  • “Если бы я был едой, то я был бы … (кашей, пирожком, картошкой)”;
  • “Если бы я был песней, то я был бы …”;
  • “Если бы я был видом транспорта, то я был бы …”;
  • “Если бы я был явлением природы, то я был бы …”.

Все отвечают по кругу.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

Занятие 2. Тема: Эмоции.

Цели:

  1. Мотивировать учащихся на изучение собственного эмоционального мира.
  2. Познакомить участников с понятиями “эмоциональная сфера”, “эмоции”.
  3. Выделить основные законы психологии эмоций.

1. Вводная часть. Ритуал приветствия.

Упражнение “Чьи ладони”.

Водящий садится на стул лицом к участникам, держа ладони раскрытыми, и закрывает глаза. Один из участников тихонько подходит к нему, на несколько секунд кладет свои руки на руки водящего. Водящий должен догадаться, чьи ладони прикасались к нему.

2. Основная часть.

Ведущий называет тему занятия и просит подумать участников, чем она может быть им полезной. В результате обсуждения делается вывод, что изучать эмоции необходимо, чтобы:

  • уметь контролировать проявления эмоций и чувств, т.е. сдерживаться в случае необходимости;
  • понимать себя, понимать окружающих;
  • общаться без конфликтов.

Необходимо подвести учащихся к тому, что в различных жизненных ситуациях они испытывают разнообразные эмоциональные состояния, раскрыть понятия “эмоции” и “чувства”, выделить основные эмоции (по К. Изарду): интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Указать на то, что существуют положительные и отрицательные эмоции, которые оказывают позитивное и негативное воздействие на здоровье человека.

Упражнение “В чём отличие”.

Ведущий называет любую эмоцию и просит найти её главное отличие от остальных. Варианты ответов могут быть различными, например: “Радость – самая лучшая эмоция, повышающая длительность жизни”.

Упражнение “Калейдоскоп чувств”.

Подростки по кругу, не повторяясь и не допуская длительных пауз на обдумывание, называют людей в различных ситуациях и испытываемые ими чувства. Например: ученик на уроке – удивление, стыд, интерес и т.д.

Ведущий указывает на то, что в психологии существуют несколько законов психологии эмоций.

  1. Закон основных эмоций. В эмоциональной сфере человека можно выделить основные эмоции: интерес, удивление, страдание, отвращение, презрение, стыд, страх, гнев, радость, печаль.
  2. Закон образования эмоциональных комплексов. Ведущий рассказывает, что некоторые чувства могут объединяться и человек испытывает несколько чувств одновременно. Просит привести примеры, когда человек одновременно чувствует: Радость + Интерес, Радость + Гнев, Радость + Печаль. Затем он указывает на то, что не все чувства могут объединяться и просит участников привести примеры комплексов чувств и рассказать, в каких ситуациях они могут проявляться.
  3. Закон саморегуляции. Ведущий рассказывает учащимся, что человек может управлять внешними проявлениями своих чувств.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Подростки по кругу высказывают пожелания всем участникам на завтрашний день.

Ритуал прощания.

Литература.

  1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: “Дело”, 1994. – 216 с.
  2. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
  3. Психологический словарь/ Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 440 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под редакцией Карвасарского Б.Д. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
  6. Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум – г. Дубна, “Феникс”, 2000, - 128 с.
  7. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
  8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
  9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.