«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить, мастерить подарки своим близким.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей с проблемами физического развития.
Создавая кружок «Тестопластика», мною в первую очередь преследовалась терапевтическая цель – развивать мелкую ручную моторику и зрительное восприятие у детей с тяжелыми нарушениями речи и зрения.
Перед началом занятий я провела обследование детей, используя методику Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха: «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». Следуя требованиям специфики нашего дошкольного учреждения, обследование провожу по следующим разделам:
1. Состояние ручной моторики:
- Точность движений
- Темп движений
- Синхронность движений правой и левой руки
- Переключаемость от одного движения к другому
2. Особенности зрительного восприятия:
- Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
- Зрительное внимание
- Зрительная память
Обследование провожу два раза в год - в сентябре и в мае месяце.
После первичного обследования развития речи и зрительного восприятия детей, пришла к выводу, что состояние развития ручной моторики у многих детей, имеющих нарушения зрения и тяжелые нарушения речи, неудовлетворительное. Имеется двигательная расторможенность, неловкость, неполная точность движений, недостаточный объём и плохая переключаемость внимания, нарушения восприятия цвета и формы, наличие леворукости.
Результаты обследования позволили мне наметить задачи работы кружка с учетом зоны ближайшего развития детей и особенностей их психофизического развития:
- Развивать мелкую ручную моторику;
- Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
- Знакомить со свойствами материала;
- Развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;
- Обучать приёмам лепки: от одного куска теста отрывать небольшие куски, раскатывать круговыми и прямыми движениями ладоней, защипывать и оттягивать края;
- Учить соединять детали с помощью воды;
- Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
- Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;
- Формировать умение доводить начатое дело до конца.
При составлении программы и перспективного плана работы кружка «Тестопластика» опиралась на следующие нормативные документы:
- «Программа специального коррекционного учреждения IV вида» (под редакцией Л.И. Плаксиной, Москва, 2003 г.).
- Методика И.А. Лыковой «Лепим из глины, пластилина, теста». Москва, 2007 г.
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, состоящего из натуральных компонентов. Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна даже маленьким детям. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству.
В условиях Полярной ночи длительность занятий кружка рекомендуется сократить до 25 минут.