Актуальность
Дополнительное образование – это то, к чему приходят дети не всегда сами и осознанно, часто под руководством родителей, педагогов, а в подростковом возрасте за компанию, вместе со своими друзьями и редко руководствуясь собственными интересами, увлечениями, но это тот мир, где личность ребенка раскрывается и развивается в совместной творческой деятельности под педагогическим воздействием умелого «мастера своего дела».
Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и подростков учебными заботами, в нашем Центре открывает свои двери летний оздоровительный лагерь «Волгари», где есть возможность для ребят расслабиться, отдохнуть, найти новых друзей и получить массу позитивных впечатлений.
В условиях летнего оздоровительного лагеря ребята, не отрываясь от родителей на неопределенное расстояние, находясь всегда рядом и под присмотром, а для многих родителей этот момент очень значим, могут раскрыть свои творческие способности, улучшить свои умения в плане социального взаимодействия, как со сверстниками, так и детьми более старшего возраста, предстать перед значимыми взрослыми в ином амплуа, раскрыться. Ведь в лагере отсутствует система балльного оценивания, нет жестких рамок, которые связаны с дисциплиной и те, кто в учебной деятельности порою неуспешны, посещая летний лагерь на базе Центра, получают свою «Минуту Славы».
Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой, как самого учреждения (каждый отряд имеет свое творческое направление), так и направлениями деятельности педагога-психолога (психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика и психопросвещение, консультирование).
Предлагаемая программа деятельности является обобщением опыта работы педагога-психолога МОУ Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда в летней период.
Цель программы: Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, посещающих летний оздоровительный лагерь «Волгари» на базе МОУ Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда.
Задачи деятельности:
- Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников Центра и тех, кто впервые посещает летний оздоровительный лагерь при МОУ Центр развития творчества детей и юношества.
- Осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих летний оздоровительный лагерь «Волгари» (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
- Проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса (воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги) с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности.
- Развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Адресат: Воспитанники в возрасте от 6,5 до 15 лет, посещающие летний оздоровительный лагерь «Волгари» МОУ Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда.
Содержание программы деятельности педагога-психолога
См. приложение 8.
Формы контроля
- Письменная и устная рефлексия на занятиях.
- Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем оздоровительном лагере.
- Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и на момент завершения смены.
Результативность программы деятельности
Формальные результаты: количество воспитанников, принявших участие в запланированных мероприятиях, фото и видео материалы по проделанной работе, протоколы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, результаты творческой деятельности детей и подростков, количество проведенных консультаций с субъектами воспитательного процесса (воспитанники, их родители и педагоги).
Ожидаемые результаты: сформированность у воспитанников представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим, развитие коммуникативных умений и приобретение навыков конструктивного разрешения сложных ситуаций, развитие и укрепление навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.
Методические материалы по реализации программы:
Приложение № 1 Диагностическое направление (Анкета «Знакомство» и анкета ««Мои впечатления о жизни в лагере «Волгари».
Приложение № 2 Психопрофилактика и психопросвещение. (Творческая мастерская на тему: Речные дары.)
Приложение № 3 Психопрофилактика и психопросвещение. (Психологический практикум на тему: Хоровод дружбы.)
Приложение № 4 Психопрофилактика и психопросвещение. (Сценарий интеллектуально-познавательной игры социально-психологической направленности «Пойми меня».)
Приложение № 5 Психопрофилактика и психопросвещение. (Игровые программы.)
Приложение № 6 Консультативное направление. (Буклет для вожатых).
Приложение № 7 Консультативное направление. (Заочное консультирование посредством выпуска тематической газеты для родителей).
Список используемой литературы:
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003г.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
- Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 2002г.
- Программа социально-психологического тренинга «Я в ответе за свое здоровье». Ростов н/Д.,2008г.
- Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
- Справочник по групповой психокоррекции/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000г.
- Использование Интернет ресурсов при подготовки тематической газеты для родителей.