Портфолио – это набор материалов,
демонстрирующий умение учителя решать
задачи
своей профессиональной деятельности,
выбирать стратегию и тактику
профессионального
поведения и предназначенный для оценки уровня
профессионализма работника.
1. Делим на группы по принципу «Оглянись и определись»
– Перед вами на столах лежат предметы. Те, которые ближе вам в вашей трудовой деятельности, к этой группе вам нужно присоединиться в работе. (На столах лежат: учебник начальной школы, учебник старшей школы, игла и молоток, игрушка и игра)
2. «Фейерверк эмоций»
Ведущий делит группу на подгруппы. Представителю каждой подгруппы предлагается вытащить бумажку с названием какой-нибудь эмоции. Эмоции – это душевное волнение, испытываемое человеком в какой-либо ситуации. Задание: каждая подгруппа должна изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (это позы, жесты, мимика).
- Удивление.
- Радость.
- Страх.
- Злость. (Карточки)
Для того, чтобы вы могли работать в группах, Вам нужно придумать название, девиз, выбрать лидера группы. Все это фломастерами написать на импровизированных листах- афишах. (Лежат листы картона)
3. Психолог: На сегодняшний день
накоплен разнообразный и весьма эффективный
опыт применения новых форм и методов
преподавания и организации учебного процесса в
целом. Современные формы обучения предполагают
активное использование новых компьютерных
технологий, и школа их активно осваивает.
Очевидной становится необходимость создания
новых форм оценивания, соответствующих новым
формам обучения, а главное, новым
образовательным целям и ценностям.
Формой такого реалистичного оценивания,
ориентированного на продукт, результат учебной
деятельности и включающего самооценивание,
может стать уже популярный в школах портфолио.
Термин «портфолио» пришел в педагогику, так же
как и запрос на новую образовательную парадигму,
из политики и бизнеса. Всем знакомы такие
понятия, как «министерский портфель» или
«портфель инвестиций». Портфолио могут быть
служебными, профессиональными, деловыми и
представляться как в текстовом, так и в
электронном виде.
Существуют различные подходы к определению
понятия портфолио.
Портфолио – это:
- Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений учителя в определенный период
- Коллекция работ и результатов педагога, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
Философия учебного портфолио предполагает:
«показать все, на что ты способен».
Из всего сказанного можно сделать вывод:
портфолио является современной эффективной
формой оценивания труда.
Исходя из вышесказанного, портфолио не только
является современной формой оценивания, но и
помогает решать важные педагогические задачи:
- постоянная поддержка трудовой мотивации педагога;
- поощрение их активности и самостоятельности;
- расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
- сознательное формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою трудовую деятельность.
Предлогается несколько структур портфолио:
1) «Официальные документы», или «Портфолио
документов» – Деловой портфолио;
Портфолио оформляется в виде творческой книжки
учителя.
2) «Курсы по выбору и творческие работы» или
«Портфолио работ»;
3) «Отзывы и рекомендации».
В ходе сегодняшнего занятия предстоит
выработать оптимальную структуру портфолио.
Уважаемые коллеги. Задача сегодняшнего семинара
теорию соединить с практикой. Хочется, чтобы
каждый из нас обогатил свой педагогический
арсенал, чтобы мы позаимствовали друг у друга
эффективные методы, приемы, формы организации
образовательного процесса, способствующие
развитию познавательного интереса, созданию
благоприятной психологической атмосферы на
уроке..
Для начала, работая в группах, вы должны выбрать
те разделы делового портфолио, которые по
вашему убеждению должны быть.
Предлагается список разделов:
- Самообразование
- Психологическая грамотность
- Формы, методы, приемы работы по активизации познавательной деятельности
- Работа с родительской общественностью
- Работа в МО
- Педагогические советы
- Конференции, семинары
- «Учебная мотивация школьников: психолого – дидактический аспект»
- Профессиональная компетентность учителя
- Инновации в образовании
Могут быть предложены свои разделы. Все должно
быть 5–6 разделов.
(10 минут работы в группах. Выступает спикер
группы, обосновывая выбор разделов –нужны листы
бумаги)
1. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.
- Как прогнать с урока скуку?
- Как рутинную работу сделать не скучной?
- Как сделать так, чтобы ребенку хотелось учиться?
- Предложите необычное способы снятия напряжения на уроке из вашего опыта работы.
(Снятие утомления: «Преобразование» – пылесос, кух.комбайн, соковыжималка, компьютер)
2. Учитель – это лицедей… Вы согласны? Упражнение «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете»
Тема: Во время урока один ученик задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя Он не может дать на него правильный ответ
Варианты для работы:
- Учитель своим агрессивным поведение по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа. («Мне нельзя показать свою некомпетентность – это признание моего невежества»)
- Учитель игнорирует вопрос. («Признаться ,что ты чего-то не знаешь, – это значит расписаться в своей несостоятельности и безграмотности»)
- Учитель пускается в рассуждения, пытается уйти от прямого ответа («Учитель должен быть готовым ответить на любой вопрос»)
- Ваш вариант выхода из ситуации? Включая девиз.
Необычная наглядность, мимика и жесты приветствуются.
3. Сейчас реклама это двигатель торговли и не только. Почему бы учителю не прорекламировать себя? Составьте рекламу «Я – педагог!». Закончить четверостишье и включить его в рекламу.
Педагог ведет урок,
Свесив голову на бок …Приходим на собрание,
Словно на свидание…Если б не было детей,
Не было б игрушек …На урок иду с надеждой,
Получить глоточек свежий …
4. Защита реклам. Подготовка к рекламе 10 минут
5. Релаксация
«Белое облако». Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое, голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.
6. Заключительная часть
– Наша игра подошла к концу. И мы должны с Вами подвести итоги сегодняшней работы. Я прошу вас заполнить анкету-интервью, в которой вы выразите отношение к участию в игре.
7. Анкета
- Больше всего мне понравилось …
- Самым полезным для меня было …
- Мои пожелания и предложения …