Цели изучения раздела «Самопознание»:
- способствовать изучению личностных особенностей, интересов и склонностей подростков;
- формировать умение самостоятельно выбирать учеником дальнейшего образовательного маршрута на основе профильно –профессиональных намерений и с учетом полученных знаний о себе.
Задачи раздела:
- дать учащимся конкретные знания о себе и научить их освоить методы и приемы психологического познания себя и другого человека;
- способствовать нравственному самосовершенствованию учащихся, их готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей;
- познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
- формировать и развивать у учащихся навыки самостоятельного и осознанного принятия решения.
Цели изучения раздела «Я и мир профессий»:
- формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
- создать условия для самостоятельного осознанного выбора подростками профиля обучения и профессионального самоопределения на основе обобщения знаний о себе, своих интересах, пожеланиях семьи и других значимых факторах.
Задачи раздела:
- формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профильному обучению и профессиональному самоопределению;
- создание актуального для подростков информационного поля;
- развитие умения составлять личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее на основе полученных знаний.
В течение изучения данного курса ведется мониторинг
- со стороны педагога-психолога и учителя отслеживаются индивидуальные особенности личности, мотивация, тип будущей профессии, мышления, способности и склонности учащихся, определяются профили, наиболее востребованные среди учащихся (приложение 1);
- со стороны учащихся на каждом занятии заполняется «Информационная карта профессионального старта», где обобщаются, анализируются полученные сведения о себе, о профессиональном мире. На основании полученных данных делаются выводы об осознанности профессионального старта (приложение 2);
- форма контроля и система оценивания «мягкая»: со стороны педагога-психолога доминирует текущий, комбинированный контроль; со стороны ученика самоконтроль и рефлексия.
По окончанию курса, учащийся должен:
8 класс:
- знать свои личностные особенности, интересы и склонности;
- овладеть определенными социально - психологическими знаниями;
- составить карту образовательного маршрута и программу действий на ближайшее будущее.
9 класс:
- приобрести способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
- знать типы, классы отдельных профессий, требования профессии к человеку, основные ошибки при профессиональном выборе.
- выявить те профессиональные области или конкретные профессии, где можно наиболее широко проявить свои способности, определить ближайшие профессиональные цели;
- составить личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее.
В результате реализации программы планируется
- определить профили, для открытия которых данная группа учащихся наиболее подготовлена и в открытии которых заинтересована;
- определить группу учащихся, сомневающихся в своем выборе, либо не готовых сделать выбор (в связи с этим предполагается в дальнейшем индивидуальная работа);
- дать рекомендации учащимся по выбору профиля дальнейшего обучения либо сферы профессиональной деятельности;
- провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации по запросу родителей
Результатом изучения программы «Мой профессиональный выбор» является проектно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на:
- раздел «Самопознание» (8 класс) - составление карты образовательного маршрута;
- раздел «Я и мир профессий» (9 класс) - создание личного маршрута жизненного успеха на ближайшее будущее.