Пояснительная записка
Одной из главных целей школьного образования является создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное и психическое и личностное развитие каждого ребенка. Патогенные факторы экологии и окружающей среды региона, психосоциальные факторы: скудность микроокружения, удаленность от крупных промышленных центров, дефицит общения, а для детей-тундровиков - оторванность от семьи, - все это предъявляет свои дополнительные требования к организации образовательно-воспитательного процесса в школе-интернате.
В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», повышение значимости проблем, связанных с самооценкой, сочетаются с трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности к себе. Трудности объясняются не слабостью воли, а неумением организовывать себя.
Данная программа предназначена для воспитанников интерната 12-13 лет (всего 51 человек, из них детей-сирот – 3, с рекомендациями мПМПК (КмО и КРО - 23 человека)). Именно у этой категории детей высокая тревожность, которая в свою очередь приводит к отгороженности, т.е. невротической потере чувства реальности, утрате своей индивидуальности, а также агрессивному поведению, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности и ненависти.
Важное значение в развитии личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера. Энергия при этом расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего возникает истощение внутренних ресурсов человека, что в свою очередь приводит к конфликтам. Поэтому именно воспитанникам интерната необходимо приобретение необходимых умений, чтобы быть защищенными перед трудностями, стрессовыми ситуациями, оказаться коммуникативно-компетентным и личностно-независимым, что в свою очередь будет способствовать созданию внутренней и внешней гармонии.
Одно из возможных решений данной проблемы - создание клуба «Гармония» для воспитанников интерната и реализация программы социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности». Основная идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, приняв и полюбив себя. Проведение тренинга в рамках клуба - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности и наиболее приемлемая форма проведения занятий с детьми коренной национальности, отличающимися застенчивостью, замкнутостью. Посещение клуба добровольное, общение - неформальное, что привлекает ребят.
Цели:
- Утвердить свои права и собственную ценность, реализовать себя в поведении, деятельности.
- Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
- Сформировать эмоциональное объединение участников группы.
Задачи:
- Овладение социально-психологическими знаниями.
- Развитие способности познания себя и людей.
- Повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной «Я - концепции» каждого участника тренинга.
Реализация программы:
I этап – ориентировочный (2 занятия);
II этап – развивающий (20 занятий);
III этап – закрепляющий (3 занятия).
Занятия в клубе «Гармония» проводятся один раз в неделю с октября по май, продолжительность 40-60 минут, весь курс рассчитан на 25 занятий.
Форма проведения занятий: каждое занятие имеет стандартную форму проведения и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию данного занятия и ритуал прощания. Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов психогимнастики.
Планируемый результат: самопознаниевнутренних психических актов, повышение самооценки, снижение социальной тревожности.
Экспертную проверку можно произвести, используя тесты: тест школьной тревожности Филлипса, методика определения самооценки (Т.А. Фалькович), методика «Несуществующее животное» (Е.И. Рогов).
Содержание
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Знакомство. | 1 |
2 | Какой Я? Моя жизненная лестница. | 1 |
3 | Кто Я? | 1 |
4 | Точка опоры. | 1 |
5 | Чувство собственного достоинства. | 1 |
6 | Уверенное и неуверенное поведение | 1 |
7 | Мои права и права других людей. Просьба. | 1 |
8 | Я в своих глазах и глазах других людей. | 1 |
9 | Эмоции и чувства. Обида. | 1 |
10 | Как справиться с раздражением, плохим настроением. | 1 |
11 | Мои слабости. | 1 |
12 | Мои проблемы. | 1 |
13 | Мотивы поступков. | 1 |
14 | Люди значимые для меня. | 1 |
15 | Эффективные приемы общения. | 1 |
16 | Я вас понимаю. | 1 |
17 | Помощь друг другу. | 1 |
18 | Я иду к цели. | 1 |
19 | Полюбить себя. | 1 |
20 | Самопринятие, самоуважение. Самоодобрение. | 1 |
21 | Будьте собой, но в лучшем виде. | 1 |
22 | Жизнь по собственному выбору. | 1 |
23 | Карта жизни. | 1 |
24 | В добрый путь. | 1 |
25 | До свидания. | 1 |
Всего: | 25 |
Литература:
- Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Я сам строю свою жизнь. /Под ред. Е.Г. Трошихиной._СПб., 2001.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. /Под редакцией Н.Е. Щурковой. М., 2000.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.-М.2004.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе. Ростов-на-Дону, 2001.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. М., 2000.
- Саморазвитие личности. Сост. Л.Ф. Анн.- Йошкар-Ола, 2001.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 2006.
- Фоппель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста.М., 2005.
- Чистякова М.И. Психодиагностика. М.,1990.