Программа социально-психологического тренинга "Саморазвитие личности"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Одной из главных целей школьного образования является создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное и психическое  и личностное развитие каждого ребенка. Патогенные факторы экологии и окружающей среды региона, психосоциальные факторы: скудность микроокружения, удаленность от крупных промышленных центров, дефицит общения, а для детей-тундровиков - оторванность от семьи, - все это предъявляет свои дополнительные требования к организации образовательно-воспитательного процесса в школе-интернате.
В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», повышение значимости проблем, связанных с самооценкой, сочетаются с трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности к себе. Трудности объясняются не слабостью воли, а неумением организовывать себя.
Данная программа предназначена для воспитанников интерната 12-13 лет (всего 51 человек, из них детей-сирот – 3, с рекомендациями мПМПК (КмО и КРО - 23 человека)). Именно у этой категории детей высокая тревожность, которая в свою очередь приводит к отгороженности, т.е. невротической потере чувства реальности, утрате своей индивидуальности, а также агрессивному поведению, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности и ненависти.
Важное значение в развитии личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера. Энергия при этом расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего возникает истощение внутренних ресурсов человека, что в свою очередь приводит к конфликтам. Поэтому именно воспитанникам интерната необходимо приобретение необходимых умений, чтобы быть защищенными перед трудностями, стрессовыми ситуациями, оказаться коммуникативно-компетентным и личностно-независимым, что в свою очередь будет способствовать созданию внутренней и внешней гармонии.
Одно из возможных решений данной проблемы - создание клуба «Гармония» для воспитанников интерната  и реализация программы социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности». Основная идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, приняв и полюбив себя. Проведение тренинга в рамках клуба - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности и наиболее приемлемая форма проведения занятий с детьми коренной национальности, отличающимися застенчивостью, замкнутостью. Посещение клуба добровольное, общение - неформальное, что привлекает ребят.

Цели:

  1. Утвердить свои права и собственную ценность, реализовать себя в поведении, деятельности.
  2. Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
  3. Сформировать эмоциональное объединение участников группы.

 Задачи:

  1. Овладение социально-психологическими знаниями.
  2. Развитие способности познания себя и людей.
  3. Повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной «Я - концепции» каждого участника тренинга.

Реализация программы:
I этап – ориентировочный (2 занятия);
II этап – развивающий (20 занятий);
III этап – закрепляющий (3 занятия).

Занятия в клубе «Гармония» проводятся один раз в неделю с октября по май, продолжительность 40-60 минут, весь курс рассчитан на 25 занятий.

Форма проведения занятий: каждое занятие имеет стандартную форму проведения и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию данного занятия и ритуал прощания. Работа осуществляется  с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов психогимнастики.

Планируемый результат: самопознаниевнутренних психических актов, повышение самооценки, снижение социальной тревожности.
Экспертную проверку можно произвести, используя тесты: тест школьной тревожности Филлипса, методика определения самооценки (Т.А. Фалькович), методика «Несуществующее животное» (Е.И. Рогов).

Содержание

Название темы Кол-во часов
1 Знакомство. 1
2 Какой Я? Моя жизненная лестница. 1
3 Кто Я? 1
4 Точка опоры. 1
5 Чувство собственного достоинства. 1
6 Уверенное и неуверенное поведение 1
7 Мои права и права других людей. Просьба. 1
8 Я в своих глазах и глазах других людей. 1
9 Эмоции и чувства. Обида. 1
10 Как справиться с раздражением, плохим настроением. 1
11 Мои слабости. 1
12 Мои проблемы. 1
13 Мотивы поступков. 1
14 Люди значимые для меня. 1
15 Эффективные приемы общения. 1
16 Я вас понимаю. 1
17 Помощь друг другу. 1
18 Я иду к цели. 1
19 Полюбить себя. 1
20 Самопринятие, самоуважение. Самоодобрение. 1
21 Будьте собой, но в лучшем виде. 1
22 Жизнь по собственному выбору. 1
23 Карта жизни. 1
24 В добрый путь. 1
25 До свидания. 1
Всего: 25

Литература:

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Я сам строю свою жизнь. /Под ред. Е.Г. Трошихиной._СПб., 2001.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.
  3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. /Под редакцией Н.Е. Щурковой. М., 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.-М.2004.
  5. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе. Ростов-на-Дону, 2001.
  7. Прихожан А.М. Психология неудачника. М., 2000.
  8. Саморазвитие личности. Сост. Л.Ф. Анн.- Йошкар-Ола, 2001.
  9. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 2006.
  10. Фоппель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста.М., 2005.
  11. Чистякова М.И. Психодиагностика. М.,1990.